Новости

АВТОМОБИЛИСТЫ - ЗА «БЕЛАРУСЬКАЛИЙ»

Снизить акцизы на бензин или ввести пошлину на хлоркалий?

Вероятно, правительство почувствовало, что цены на моторное топливо для отечественных автомобилистов вплотную подошли к психологическому и финансовому пику, поскольку рассматривает вариант снижения в 2009г. акцизов на нефтепродукты. Чтобы бюджет не опустел, взамен планируется ввести гигантскую экспортную пошлину на продукцию «Беларуськалия» - 317 евро за т.

Ольга МИКША

Эффективность нефтепереработки - залог наполняемости белорусского бюджета. Поэтому одно из обсуждаемых предложений по повышению рентабельности «нефтянки» состоит в снижении ставок акцизов на нефтепродукты. Как сообщил «Интерфаксу» источник в правительстве, сторонники этого предложения аргументируют свою позицию необходимостью сдерживания роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке в условиях долгосрочной тенденции повышения мировых цен на нефть. Сейчас доля акциза в цене реализации моторного топлива на внутреннем рынке составляет около 60%. «За счет снижения ставки акциза можно было бы сохранить текущие цены на внутреннем рынке при росте рентабельности розничных поставок для производителей, - полагает анонимный эксперт. - Кроме того, такой шаг способствовал бы ограничению уровня инфляции».

Противники такого подхода указывают на усилившийся «теневой» вывоз нефтепродуктов как самими белорусами, так и транзитерами. Кроме того, снижение ставки акцизов не обязательно означает сохранение внутренних цен на бензин на действующем уровне, т.к. динамика цен на нефть на мировом рынке трудно поддается прогнозированию.

Поэтому в качестве базового варианта акцизной политики рассматривается индексация акцизов на прогнозный уровень инфляции. Если сейчас (с 1 июля 2008г.) ставка акциза на бензин марки АИ-95 составляет Br1036 тыс. за т, марки А-92 - Br913,85 тыс., то в следующем году цены на топливо поднимутся как минимум на 9-11% - только за счет акцизов. Если учесть, что только за прошедшее лето бензин подорожал более чем на 15%, а солярка - на 32%, казалось бы, рост небольшой. Но автолюбителям радоваться рано: в прошлом году они уже были свидетелями более чем двукратного снижения акцизов с одновременным повышением отпускной цены на бензин - опять же с целью поддержки нефтепереработки. Как показал дальнейший опыт, потом все вернулось на круги своя: и доля акцизов в цене литра топлива, и динамика роста цен.

Однако в прошлом году позиции другого флагмана отечественной экономики - «Беларуськалия» - еще не были так финансово убедительны, как сейчас. Выручка объединения по итогам I полугодия составила почти $1,5 млрд., по году ожидается свыше $3 млрд. против $1 млрд. в прошлом году. Рентабельность зашкаливает за 210% против 67% в 2007г. Несмотря на то, что предприятие платит повышенный налог на прибыль, значительные отчисления в Фонд нацразвития и финансирует собственную инвестпрограмму, пройти мимо таких сверхприбылей оказалось невозможно. Примерно с весны в правительстве обсуждается введение экспортной пошлины на калийные удобрения, и пока не удается прийти к согласию лишь по ее размеру. По информации «БелГазеты», изначально предлагалось установить пошлину в размере 37 евро за т, что примерно соответствовало бы российской пошлине в 5% от законтрактованной цены поставки.

Затем последовали победные заявления со стороны продавца калийных удобрений об интенсивном росте рынка и заключении контрактов по $1 тыс. за т. На этом фоне первоначально предложенный размер пошлины, вероятно, показался мизерным. Как сообщил на прошлой неделе «Прайм-ТАСС», сейчас готовится решение о взимании пошлины в 317 евро с т экспортируемых удобрений до конца 2008г. Таким образом, бюджет рассчитывает дополнительно получить Br1,4 трлн.

Однако эксперты полагают, что 317 евро - явный перебор. Дело в том, что заключение контрактов на поставку белорусского хлоракалия по $1 тыс./т не носит массового характера, напротив, по такой цене осуществляются единичные контракты. Большую часть объемов БКК законтрактовала по более низким ценам. Например, поставки в Индию и Китай до конца т.г. будут осуществляться немногим более чем по $600/т. По оценке курирующего «нефтянку» вице-премьера Владимира Семашко, в целом по итогам полугодия средняя экспортная цена составила $405,2 за т. Если отсюда вычесть налоги и транспортные расходы, становится понятно, что брать 317 евро не с чего.

Кроме того, правительство не учитывает нестабильную обстановку на продовольственном рынке, который прямо влияют на спрос на калийные удобрения. «Цену с $1 тыс. тоже нужно постепенно повышать, иначе цены начнут падать - такова специфика калийного рынка, - пояснил «БелГазете» эксперт, пожелавший остаться неназванным. - Ситуация сложная. Например, потребители в Юго-Восточной Азии к дальнейшему повышению абсолютно не готовы».

В связи с этим белорусские автомобилисты, которые не являются прямыми потребителями хлоркалия, но еженедельно заправляют свои машины продуктами отечественной нефтепереработки, весьма заинтересованы во взвешенном решении правительства относительно источников наполнения бюджета.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД     МИД

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом