Новости

Новые штрихи

В Хозяйственный процессуальный кодекс внесены изменения, упрощающие судопроизводство

 

Последние изменения и дополнения, появившиеся в ХПК РБ, делают отечественный хозяйственный процесс более рациональным и дешевым. Рассмотрим основные из них.

 

Илья ЛАТЫШЕВ, директор ООО "Юридическая группа "ВЕРДИКТ БАЙ"

 

Прежде всего напомним, что 8 июля президент подписал Закон "О внесении дополнений и изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс РБ". Документ вступит в силу на прошлой неделе, 8 августа.

 
С учетом обычаев.
 

Наряду с нормами иностранного права хозяйственные суды РБ теперь будут применять и обычаи, используемые в международной торговле, о которых стороны соответствующего договора знали или должны были знать и которые в международной торговле широко известны и постоянно соблюдаются сторонами в договорах данного рода.

 

Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, применяться хозяйственными судами не будут.

 
Неявка ответчика — не проблема.
 

Несколько изменений и дополнений коснулись правил назначения и проведения подготовительного судебного заседания.

 

Во-первых, в ХПК теперь будет предусмотрено, что при нахождении одной из сторон спора за пределами РБ и если при этом отсутствует необходимость перевода документов на иностранный язык или на один из государственных языков Беларуси, подготовительное судебное заседание может быть назначено не ранее одного месяца со дня поступления искового заявления в хозяйственный суд. При необходимости перевода документов — не ранее 6 месяцев, если иное не установлено международными договорами РБ или законодательными актами РБ.

 

Во-вторых, изменились правила о назначении рассмотрения дела по существу в судебном заседании непосредственно после окончания подготовительного судебного заседания. Такая возможность существует у суда в том случае, если в ходе подготовительного судебного заседания будут собраны доказательства, достаточные для принятия хозяйственным судом первой инстанции решения по делу, и если присутствующие в подготовительном судебном заседании стороны согласны начать рассмотрение дела по существу в судебном заседании.

 

Ранее ХПК требовал для этого обязательного присутствия на подготовительном судебном заседании обеих сторон либо их представителей. И зачастую неявка на подготовительное судебное заседание представителей ответчика служила формальным основанием для назначения рассмотрения дела на более поздний срок, что влекло увеличение временных и материальных издержек истцов.

 

Теперь же неявка на подготовительное судебное заседание ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте его проведения, не препятствует переходу к рассмотрению дела по существу на судебном заседании. В случае неявки истца на подготовительное судебное заседание хозяйственный суд вправе перейти к рассмотрению дела по существу при наличии заявления истца о судебном разбирательстве дела в его отсутствие.

 

Корректировка этой нормы ХПК, на наш взгляд, значительно сократит сроки рассмотрения большого количества дел низкого уровня сложности (из серии "поставка — неоплата" или "оплата — непоставка") и позволит судьям экономить время для рассмотрения более сложных дел.

 
Апелляционная инстанция.
 

Законодатель откорректировал ряд правил, регулирующих производство в хозяйственном суде апелляционной инстанции.

 

Во-первых, расширен круг лиц, имеющих право подавать апелляционную жалобу. К лицам, участвующим в деле, добавлены лица, не привлеченные к участию в деле, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу, если хозяйственный суд принял судебное постановление об их правах и обязанностях.

 

Во-вторых, вопрос о принятии апелляционной жалобы (протеста) к производству теперь будет решаться судьей хозяйственного суда апелляционной инстанции единолично. Учитывая большое количество апелляционных жалоб на решения хозяйственных судов первой инстанции, такое нововведение позволит уменьшить объем "бумажной" работы для судей.

 

В-третьих, уточнены нормы, которые касаются оснований предоставления дополнительных доказательств. Ранее ХПК предусматривал, что дело повторно рассматривается по имеющимся в нем и дополнительно представленным доказательствам. При этом хозсудом апелляционной инстанции могли приниматься дополнительные доказательства, если заявитель обосновал невозможность их представления в суде первой инстанции по не зависящим от него причинам. Возможности истребования доказательств хозсудом апелляционной инстанции ХПК прямо не предусматривал, равно как и возможности суда предложить участвующим в деле лицам представить дополнительные доказательства самостоятельно.

 

Теперь в ХПК прямо закреплена норма о том, что, если хозсуд апелляционной инстанции установит невозможность рассмотрения дела на основании имеющихся доказательств, он вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства либо непосредственно их истребовать.

 

На практике имеют место случаи недостаточно качественной подготовки дел к судебному разбирательству. Например, сторонам не обеспечивается возможность представления необходимых доказательств, хозсуд первой инстанции не истребует и не предлагает сторонам представить доказательства самостоятельно и рассматривает дело без необходимых доказательств. Поэтому дополнение ХПК рассматриваемой нормой следует оценить положительно.

 

В-четвертых, прямо предусмотрены действия хозсуда апелляционной инстанции в случае необходимости отмены судебного постановления хозсуда первой инстанции по так называемым "формальным основаниям" — в случае нарушений норм процессуального права, которые, согласно ХПК, являются в любом случае основанием для отмены судебного постановления хозсуда первой инстанции (рассмотрение дела судом в незаконном составе, в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания и т. д.).

 

Ранее ХПК не предусматривал механизма действий хозсуда апелляционной инстанции в случае, если он установит наличие формальных оснований для отмены судебного постановления хозсуда первой инстанции. Теперь в ХПК будет зафиксировано, что, установив наличие таких оснований, хозсуд апелляционной инстанции отменяет судебное постановление хозсуда первой инстанции и рассматривает дело по правилам, установленным ХПК для рассмотрения дела в хозсуде первой инстанции.

 

Из такой формулировки можно сделать вывод, что при наличии формальных оснований для отмены судебного постановления хозяйственного суда первой инстанции хозсуд апелляционной инстанции будет выносить два постановления: одно — об отмене постановления хозсуда первой инстанции, а второе — о разрешении дела по существу. При этом следует отметить, что второе постановление по своей сути может повторять отмененное судебное постановление (то есть удовлетворять иск или отказывать в иске полностью или частично) — только выносить его хозяйственный суд апелляционной инстанции будет без нарушения процессуальных норм, допущенных хозсудом первой инстанции.

 
Кассационная инстанция.
 

Изменениям и дополнениям подвергся ряд правил, регулирующих производство в хозяйственном суде кассационной инстанции.

 

Во-первых, как и в случае с апелляционными жалобами, расширен круг лиц, имеющих право подавать кассационную жалобу. К таковым добавлены лица, не привлеченные к участию в деле, если нарушены их законные интересы. В кассационной жалобе эта категория лиц должна указать, какие права и законные интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением и в чем заключается соответствующее нарушение, со ссылкой на материалы дела.

 

Во-вторых, перечень оснований для возвращения кассационной жалобы (протеста) дополнен двумя новыми основаниями:

 

1) если кассационная жалоба (протест) подана на судебное постановление, которое в соответствии с ХПК не может быть обжаловано (опротестовано) в кассационном порядке; 

 

2) если кассационная жалоба (протест) подана, минуя апелляционную инстанцию хозсуда без уважительных причин, за исключением случаев, когда судебное постановление в соответствии с ХПК не может быть обжаловано (опротестовано) в апелляционном порядке.

 

Особое внимание следует обратить на второе из добавленных оснований.

 

Оно призвано пресечь имевшую место практику, когда по тем или иным причинам апелляционная жалоба на судебное постановление не подавалась, а после вступления его в законную силу проигравшая сторона подавала жалобу сразу в кассационную коллегию ВХС РБ, то есть при обжаловании пропускала одну ступень иерархии хозяйственных судов.

 

Причин пресечения подобной практики у законодателя могло быть несколько. Начиная от фискальной — ведь любая апелляционная жалоба оплачивается государственной пошлиной — и заканчивая тем, что обязывание обжаловать судебные постановления в каждой из имеющихся судебных инстанций без возможности миновать одну из них вполне может уменьшить количество жалоб, подаваемых в каждую последующую инстанцию.

 

Кроме того, вопрос о принятии кассационной жалобы (протеста) к производству теперь так же, как и в хозяйственном суде апелляционной инстанции, будет решаться судьей единолично, а не коллегиально, как это было ранее.

 

Помимо прочего, изменились правила приостановления хозсудом кассационной инстанции исполнения обжалуемого судебного постановления хозсуда первой и (или) апелляционной инстанции.

 

Раньше хозсуд кассационной инстанции имел право приостановить исполнение обжалуемого судебного постановления без обязательного изложения кассатором причин заявления подобного ходатайства. Теперь же ХПК требует от кассатора при заявлении им ходатайства о приостановлении исполнения обжалуемого судебного постановления обосновать невозможность поворота его исполнения. В качестве альтернативы кассатор может предоставить другой стороне по делу встречное обеспечение возможных убытков.

 

Более того, исполнение судебного постановления приостанавливается только в том случае, если хозсуд признает это необходимым.

 

Также ХПК дополнен нормой о том, что при необходимости хозсуд кассационной инстанции вправе отменить вынесенное им определение о приостановлении исполнения судебного постановления до окончания кассационного производства.

 

Вполне резонно задать вопрос, что может являться такой "необходимостью" и что может послужить основанием для отмены определения: собственное усмотрение суда или ходатайство заинтересованного лица. Поскольку иного ХПК не предусматривает, на наш взгляд, возможным будет и то и другое. А в общем и целом следует отметить, что процедура приостановления исполнения вступившего в законную силу судебного постановления на стадии кассационного обжалования теперь приобретет более субъективный характер и станет для кассатора более сложной.

 

После окончания кассационного производства и оставления без изменения судебного постановления, принятого хозсудом первой или апелляционной инстанции, определение хозсуда кассационной инстанции о приостановлении исполнения судебного постановления автоматически утрачивает силу. Ранее хозяйственный суд кассационной инстанции выносил отдельное определение об отмене определения о приостановлении исполнения судебного постановления.

 
Надзорная инстанция.
 

Изменения и дополнения правил, регулирующих производство в хозяйственном суде надзорной инстанции, во многом схожи с рассмотренными выше изменениями и дополнениями норм, касающихся производства в хозяйственном суде кассационной инстанции. Во-первых, основанием для возвращения жалобы в порядке надзора теперь станет то, что эта жалоба подана, минуя кассационную инстанцию, без уважительных причин.

 

Во-вторых, добавлено новое основание для оставления протеста в порядке надзора без рассмотрения — если протест принесен по истечении срока, установленного частью 2 ст. 309 ХПК, и в нем не оговорено условие о восстановлении срока для принесения протеста в порядке, предусмотренном частью 3 ст. 309 ХПК.

 

В-третьих, должностные лица, имеющие право принесения протеста в порядке надзора, также наделены правом отменить приостановление исполнения судебного постановления до окончания пересмотра дела в порядке надзора.

 

В-четвертых, ХПК дополнен нормой о том, что при рассмотрении дела в порядке надзора применяются правила ХПК для рассмотрения дел в хозсуде первой инстанции с изъятиями и дополнениями, предусмотренными главой 33 ХПК, а также с учетом сущности надзорного производства.

 

Некоторым корректировкам подверглись также нормы ХПК об исполнительном производстве.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года

27.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

26.03.2024Компания ЛОКТ ООО– это профессионалы на рынке систем видеонаблюдения,
Профессиональная установка систем видеонаблюдения под ключ с гарантией на все виды работ компания ЛОКТ ООО


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация