Новости

Быстрое восстановления экспорта в Беларусии ?

Производственные программы на 2010 г. отечественные автомобиле- и тракторостроители формируют и защищают в органах госуправления исходя из глобальной задачи — увеличить объем промышленного производства. Между тем возможность быстрого восстановления экспорта в страны, которые традиционно являются основными торговыми партнерами Беларуси, вызывает немало сомнений.
По данным официальной статистики, в Беларуси в 2009 г. автомобилестроительные предприятия сократили выпуск техники на 43,6% к уровню 2008 г., до 5,091 трлн. Br. В физическом измерении выпуск грузовых автомобилей уменьшился на 56%, до 11,457 тыс. шт., автобусов — на 31,1%, до 1,514 тыс. шт. Предприятия тракторо- и сельхозмашиностроения уменьшили производство на 16,5% в сравнении с 2008 г., до 6,098 трлн. Br. В т.ч. производство тракторов снизилось на 30,4%, до 45,3 тыс. шт.; зерноуборочных комбайнов — на 43,8%, до 1,584 тыс. шт.
Продажи на внешних рынках отечественных грузовых автомобилей за 11 месяцев 2009 г. упали на 76,9%, до 2,587 тыс. шт. В т.ч. на рынки стран СНГ поставлено 2,149 тыс. штук (-79,6%). Экспорт седельных тягачей за январь–ноябрь Беларусь сократила на 84,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., до 1,113 тыс. шт., в т.ч. на рынках СНГ реализовано 604 единицы (-91,2%). Единственный позитивный момент — в III квартале 2009 г. средние экспортные цены на тягачи выросли и превысили предельные значения аналогичного периода 2008 г.
Поставки белорусских тракторов за рубеж снизились за январь–ноябрь 2009 г. на 33,1%, до 35,2 тыс. шт. В т.ч. в страны СНГ продажи были уменьшены на 50,9% к аналогичному периоду 2008 г., до 18,6 тыс. шт. Экспорт другой сельхозтехники снизился на 22,4% в сравнении с аналогичным периодом 2008 г., до 22 тыс. единиц. На этом фоне примечателен успех ПО «Гомсельмаш», которому удалось, по предварительной оценке, в 2009 г. увеличить экспорт на 6,7% в сравнении с 2008 г., до 217,4 млн. USD.
На складах предприятий тракторо- и сельхозмашинострения на 1.01.2009 г. скопилось готовой продукции на сумму 456 млрд. Br (90,1% среднемесячного производства), автомобилестроения — 1,241 трлн. Br, что в 3 раза превышало их среднемесячный объем производства.
По мнению некоторых экспертов, всем предприятиям, ориентированным на внешние рынки сбыта, в 2010 г. придется вести деятельность с учетом того, что ВВП стран — основных торговых партнеров Беларуси, конечно, начнет расти, но крайне незначительными темпами. А восстановления объема внешней торговли можно ожидать не ранее чем в 2011–2012 гг.
В нынешнем году мы будем по-прежнему наблюдать неактивный спрос на внешних рынках. Государства-партнеры продолжат политику снижения госрасходов и экономии бюджетных средств, сокращению импорта будут сопутствовать тарифные и нетарифные ограничения на товары, ввозимые в т. ч. из Беларуси. Вместе с тем эксперты не исключают возможность наращивания отечественного экспорта в страны, менее пострадавшие от мирового финансово-экономического кризиса: Китай, Индию, Бразилию, страны Персидского залива.
Самый оптимистичный прогноз расширения российского автомобильного рынка в 2010 г. сформулирован к настоящему времени Ассоциацией европейского бизнеса, объединяющей импортеров автомобилей. Ее представители считают, что объем продаж новых автомобилей достигнет 1,5 млн. единиц против 1,4 млн. в 2009 г. В частности, рынок легковых автомобилей способен вырасти на 9–11% благодаря программам льготного кредитования и утилизации автомобилей.
В России, как и везде, автомобильная промышленность оказалась в числе наиболее пострадавших от экономического кризиса: производство упало почти в 2,5 раза в сравнении с 2008 г. — до 723,244 тыс. машин. При этом национальные производители сократили выпуск в 2,8 раза. В т.ч. производство легковых автомобилей уменьшили в 2,5 раза — до 596,857 тыс. шт. В частности, «АвтоВАЗ» изготовил 294,737 тыс. единиц (снижение в 2,7 раза к уровню 2008 г.), ГАЗ — 2,159 тыс. автомобилей (в 10,2 раза меньше), «Ижавто» — 9,958 тыс. шт. (снижение в 6 раз), УАЗ — 14,811 тыс. шт. (снижение в 2 раза), «GM-АвтоВАЗ» — 21,626 тыс. шт. (снижение в 2,5 раза).
Выпуск автомобилей иностранных брендов сократился меньше — в 2,1 раза, до 279,922 тыс. В частности, компания «Тойота мотор мануфэкчуринг Россия» выпустила 8188 машин — на 27,6% больше, чем год назад, а завод концерна Nissan, введенный в эксплуатацию в 2009 г. в РФ, — 3790 автомобилей.
Производство грузовиков на российском рынке снизилось на 64,3% к уровню 2008 г., до 91,4 тыс. шт, свидетельствует Росстат. При этом грузовых автомобилей иностранных моделей было изготовлено в 2,5 раза меньше, чем в 2008 г., — 7,427 тыс. шт. Выпуск автобусов российские машиностроители уменьшили в 1,4 раза, до 35,248 тыс. шт. Изготовление автобусов иностранных брендов в России было увеличено на 4,5%, до 4,537 тыс. шт.
Из средств федерального и регионального бюджетов РФ было направлено около 50 млрд. RUB на поддержку продаж автомобилей через механизм госзакупок. Например, Группе ГАЗ такие контракты принесли 16 млрд. RUB. Около 1 млрд. RUB было расходовано на программу субсидирования автокредитования. Утилизационная программа в России вопреки ожиданиям не заработала. Дополнительные меры поддержки: повышение пошлин на иномарки, субсидирование автокредитов, экспортных контрактов и тарифов на перевозку машин на Дальний Восток, к сожалению, не помогли оживить спрос — рынок сузился вдвое. На складах автопроизводителей и их дилеров сохраняются избыточные запасы.
По оценкам аналитиков, в 2010 г. объем госзакупок автомобилей на российском рынке сократится, на поддержку потребительского спроса государство выделит 46 млрд. RUB, из которых 10 млрд. RUB запланировано направить в программу утилизации и 2 млрд. RUB — в льготирование автокредитов. Среди проблем, актуальных для всех автопроизводителей, — высокая долговая нагрузка, с который по-прежнему крайне трудно справляться.
По прогнозу в 2010 г. в ЕС общий спрос на автомобили сократится на 900 тыс. ед., но вырастет в сегменте малотоннажных грузовиков; китайский рынок, показавший в 2009 г. рост продаж на 48% — до 10,4 млн. шт. вследствие налоговых стимулов, предложенных правительством, способен подняться еще на 10%; в Индии, несмотря на намерения правительства свернуть меры экономического стимулирования продаж, автомобилестроение сохраняет шансы подрасти вместе с хорошей динамикой ВВП (6-7%). В Корее сборка легковых автомобилей, вероятно, вырастет на 5,2% до 3,4 млн. ед. В Северной Америке ожидается 10-процентный рост продаж автомобилей — до 13,9 млн. единиц (11,4 млн. — в США). Налоговые стимулы в Бразилии в сочетании с укреплением экономики позволяют рассчитывать на рост сборочного производства автомобилей на 7,8%, говорится в отчете PWC.
При этом мировые автогиганты стремительно совершенствуют технические характеристики своей продукции, а каждая страна стремится поддержать своих производителей, в т.ч. с помощью протекционистских мер. Конкуренция на рынке обостряется.

Оксана КУЗНЕЦОВА

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

19.03.2024Катализатор автомобильный сдать
Скупка у населения автомобильных нейтрализаторов выхлопных газов.

18.03.2024Магоста-Групп -наша продукция сертифицирована в ЕЭС!
Магоста-Групп - первый поставщик оборудования и компонентов для систем вентиляции, отопления, кондиционирования

17.03.2024Филиал ПУ «Витебскторф» является лидером в республике по производству и продажам торфяных питательных грунтов торговой марки «Двина»
Питательный грунт «Двина» – гарантия высокого урожая!

17.03.2024ОАО «Радиоволна» является крупным экспортером запчастей к автомобильной и тракторной технике.
ОАО «Радиоволна» является крупным экспортером запчастей к автомобильной и тракторной технике.

14.03.2024Приобретать наш продукт выгодно, ведь высокое качество мы сочетаем с низкой стоимостью.
Мы производим продукцию, которая позволяет сделать мир чище! ЗАО «Ливсор»


11 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация