Новости

Быстрое восстановления экспорта в Беларусии ?

Производственные программы на 2010 г. отечественные автомобиле- и тракторостроители формируют и защищают в органах госуправления исходя из глобальной задачи — увеличить объем промышленного производства. Между тем возможность быстрого восстановления экспорта в страны, которые традиционно являются основными торговыми партнерами Беларуси, вызывает немало сомнений.
По данным официальной статистики, в Беларуси в 2009 г. автомобилестроительные предприятия сократили выпуск техники на 43,6% к уровню 2008 г., до 5,091 трлн. Br. В физическом измерении выпуск грузовых автомобилей уменьшился на 56%, до 11,457 тыс. шт., автобусов — на 31,1%, до 1,514 тыс. шт. Предприятия тракторо- и сельхозмашиностроения уменьшили производство на 16,5% в сравнении с 2008 г., до 6,098 трлн. Br. В т.ч. производство тракторов снизилось на 30,4%, до 45,3 тыс. шт.; зерноуборочных комбайнов — на 43,8%, до 1,584 тыс. шт.
Продажи на внешних рынках отечественных грузовых автомобилей за 11 месяцев 2009 г. упали на 76,9%, до 2,587 тыс. шт. В т.ч. на рынки стран СНГ поставлено 2,149 тыс. штук (-79,6%). Экспорт седельных тягачей за январь–ноябрь Беларусь сократила на 84,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., до 1,113 тыс. шт., в т.ч. на рынках СНГ реализовано 604 единицы (-91,2%). Единственный позитивный момент — в III квартале 2009 г. средние экспортные цены на тягачи выросли и превысили предельные значения аналогичного периода 2008 г.
Поставки белорусских тракторов за рубеж снизились за январь–ноябрь 2009 г. на 33,1%, до 35,2 тыс. шт. В т.ч. в страны СНГ продажи были уменьшены на 50,9% к аналогичному периоду 2008 г., до 18,6 тыс. шт. Экспорт другой сельхозтехники снизился на 22,4% в сравнении с аналогичным периодом 2008 г., до 22 тыс. единиц. На этом фоне примечателен успех ПО «Гомсельмаш», которому удалось, по предварительной оценке, в 2009 г. увеличить экспорт на 6,7% в сравнении с 2008 г., до 217,4 млн. USD.
На складах предприятий тракторо- и сельхозмашинострения на 1.01.2009 г. скопилось готовой продукции на сумму 456 млрд. Br (90,1% среднемесячного производства), автомобилестроения — 1,241 трлн. Br, что в 3 раза превышало их среднемесячный объем производства.
По мнению некоторых экспертов, всем предприятиям, ориентированным на внешние рынки сбыта, в 2010 г. придется вести деятельность с учетом того, что ВВП стран — основных торговых партнеров Беларуси, конечно, начнет расти, но крайне незначительными темпами. А восстановления объема внешней торговли можно ожидать не ранее чем в 2011–2012 гг.
В нынешнем году мы будем по-прежнему наблюдать неактивный спрос на внешних рынках. Государства-партнеры продолжат политику снижения госрасходов и экономии бюджетных средств, сокращению импорта будут сопутствовать тарифные и нетарифные ограничения на товары, ввозимые в т. ч. из Беларуси. Вместе с тем эксперты не исключают возможность наращивания отечественного экспорта в страны, менее пострадавшие от мирового финансово-экономического кризиса: Китай, Индию, Бразилию, страны Персидского залива.
Самый оптимистичный прогноз расширения российского автомобильного рынка в 2010 г. сформулирован к настоящему времени Ассоциацией европейского бизнеса, объединяющей импортеров автомобилей. Ее представители считают, что объем продаж новых автомобилей достигнет 1,5 млн. единиц против 1,4 млн. в 2009 г. В частности, рынок легковых автомобилей способен вырасти на 9–11% благодаря программам льготного кредитования и утилизации автомобилей.
В России, как и везде, автомобильная промышленность оказалась в числе наиболее пострадавших от экономического кризиса: производство упало почти в 2,5 раза в сравнении с 2008 г. — до 723,244 тыс. машин. При этом национальные производители сократили выпуск в 2,8 раза. В т.ч. производство легковых автомобилей уменьшили в 2,5 раза — до 596,857 тыс. шт. В частности, «АвтоВАЗ» изготовил 294,737 тыс. единиц (снижение в 2,7 раза к уровню 2008 г.), ГАЗ — 2,159 тыс. автомобилей (в 10,2 раза меньше), «Ижавто» — 9,958 тыс. шт. (снижение в 6 раз), УАЗ — 14,811 тыс. шт. (снижение в 2 раза), «GM-АвтоВАЗ» — 21,626 тыс. шт. (снижение в 2,5 раза).
Выпуск автомобилей иностранных брендов сократился меньше — в 2,1 раза, до 279,922 тыс. В частности, компания «Тойота мотор мануфэкчуринг Россия» выпустила 8188 машин — на 27,6% больше, чем год назад, а завод концерна Nissan, введенный в эксплуатацию в 2009 г. в РФ, — 3790 автомобилей.
Производство грузовиков на российском рынке снизилось на 64,3% к уровню 2008 г., до 91,4 тыс. шт, свидетельствует Росстат. При этом грузовых автомобилей иностранных моделей было изготовлено в 2,5 раза меньше, чем в 2008 г., — 7,427 тыс. шт. Выпуск автобусов российские машиностроители уменьшили в 1,4 раза, до 35,248 тыс. шт. Изготовление автобусов иностранных брендов в России было увеличено на 4,5%, до 4,537 тыс. шт.
Из средств федерального и регионального бюджетов РФ было направлено около 50 млрд. RUB на поддержку продаж автомобилей через механизм госзакупок. Например, Группе ГАЗ такие контракты принесли 16 млрд. RUB. Около 1 млрд. RUB было расходовано на программу субсидирования автокредитования. Утилизационная программа в России вопреки ожиданиям не заработала. Дополнительные меры поддержки: повышение пошлин на иномарки, субсидирование автокредитов, экспортных контрактов и тарифов на перевозку машин на Дальний Восток, к сожалению, не помогли оживить спрос — рынок сузился вдвое. На складах автопроизводителей и их дилеров сохраняются избыточные запасы.
По оценкам аналитиков, в 2010 г. объем госзакупок автомобилей на российском рынке сократится, на поддержку потребительского спроса государство выделит 46 млрд. RUB, из которых 10 млрд. RUB запланировано направить в программу утилизации и 2 млрд. RUB — в льготирование автокредитов. Среди проблем, актуальных для всех автопроизводителей, — высокая долговая нагрузка, с который по-прежнему крайне трудно справляться.
По прогнозу в 2010 г. в ЕС общий спрос на автомобили сократится на 900 тыс. ед., но вырастет в сегменте малотоннажных грузовиков; китайский рынок, показавший в 2009 г. рост продаж на 48% — до 10,4 млн. шт. вследствие налоговых стимулов, предложенных правительством, способен подняться еще на 10%; в Индии, несмотря на намерения правительства свернуть меры экономического стимулирования продаж, автомобилестроение сохраняет шансы подрасти вместе с хорошей динамикой ВВП (6-7%). В Корее сборка легковых автомобилей, вероятно, вырастет на 5,2% до 3,4 млн. ед. В Северной Америке ожидается 10-процентный рост продаж автомобилей — до 13,9 млн. единиц (11,4 млн. — в США). Налоговые стимулы в Бразилии в сочетании с укреплением экономики позволяют рассчитывать на рост сборочного производства автомобилей на 7,8%, говорится в отчете PWC.
При этом мировые автогиганты стремительно совершенствуют технические характеристики своей продукции, а каждая страна стремится поддержать своих производителей, в т.ч. с помощью протекционистских мер. Конкуренция на рынке обостряется.

Оксана КУЗНЕЦОВА

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

18.04.2024Сервисный центр Белтепломашстрой ЗАО обладает парком собственного оборудования
Сервисный центр Белтепломашстрой ЗАО

18.04.2024Дневной Дозор - это гарантированное быстрое исполнение Вашей заявки
"Не обещать невозможного! Быстро и качественно выполнять обещанное!" - таков девиз компании Дневной Дозор ЧП.

17.04.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

17.04.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.

17.04.2024Промышленный альпинизм в Бресте
Брестпромальп ЧП предлагает услуги в области промышленного альпинизма


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация