Новости

ПРАВИТЕЛЬСТВО В КОНЪЮНКТУРЕ

Официальная статистика продолжает радовать глаз

I полугодие 2008г. вернуло надежду белорусским сторонникам плановой экономики. Выполнив главную задачу - сохранение низких цен на газ и все еще благоприятных цен на нефтепродукты, - правительство могло активно заняться тем, что оно умеет еще с советских времен: распределять, накачивать бюджетными инвестициями, ограничивать одних, чтобы другим можно было получать вполне приличную прибыль. Проблем с привлечением внешних кредитов не было. Ценовая конъюнктура на нефтепродукты, металлы, удобрения, химию, автомобили, стройматериалы, продукты питания оставалась чрезвычайно благоприятной. Рубль по отношению к слабому доллару укреплялся. Население продолжало нести деньги в банки.

Ярослав РОМАНЧУК

За I полугодие ВВП увеличился на 10,4%, составив Br55,3 трлн. ($25,8 млрд.) (для сравнения: за весь 2004г. ВВП дотянул до $23,1 млрд.). Это самые высокие темпы роста экономики за I полугодие в XXI в. Если они сохранятся, то за 2004-08гг. cтрану ждет удвоение ВВП в долларовом выражении. Приличный результат, но о его издержках власти сегодня, похоже, не задумываются.

Официальная статистика весьма творчески подходит к термину «краткосрочный» и «долгосрочный». В экономической теории нет строго устоявшегося определения этих понятий, но в обширной международной литературе стандарты считают краткосрочными все займы на 12-18 месяцев. Среднесрочная перспектива - от 1,5 до 3 лет. Все кредиты, прогнозы, которые делаются на больший срок, являются долгосрочными. Аналогичная ситуация по динамике ВВП, экспорта и других показателей.

В нашей статистике эти понятия трактуются с национальными особенностями. Введение своей методологии учета и анализа не является должностным преступлением. Каждая страна, аналитический центр имеют право считать и учитывать все, как им угодно. Только для полноты оценки (у нас же соответствующее министерство называется Министерством статистики и анализа) целесообразно было бы указать различия между международными и национальными определениями основных показателей).

Президент потребовал привлечения в страну долгосрочных кредитов. Правительство творчески подходит к определению «краткий» и «долгий». Если с ВВП ситуация определена в программе на третью пятилетку, то с показателями финансового рынка она несколько иная. Сегодня кредиты, выданные более чем на 12 месяцев, считаются долгосрочными. Поэтому у нас отмечен такой бурный рост темпов долгосрочного кредитования. Эти цифры продолжают греть душу, сохраняют рабочие места чиновникам, но скрывают реально существующие среднесрочные риски.

В I полугодии 2004г. в общем объеме выданных кредитов краткосрочные займы составляли 53,4%. В этом году за аналогичный период уже долгосрочные кредиты составили 72%. Эти данные, безусловно, играют на руку правительству, позволяя ему избегать ответов на ряд неприятных вопросов типа: а не живет ли страна в долг? эффективно ли расходуются бюджетные ресурсы? Если итоги I полугодия 2008г. рассматривать не только с точки зрения выполнения формальных показателей, но и добавить к ним ответы на эти вопросы, если оценить накачку белорусской экономики внешними дорогими и внутренними дешевыми кредитами, то оптимизма явно убавится.

За счет чего растем

Рост ВВП, промпроизводства (на 13%), экспорта (за 5 месяцев) на 58,4%, импорта - на 54,1%, инвестиций в основной капитал - на 23,9%, розничного товарооборота - на 19,3% обеспечен за счет целого ряда факторов. Главным из них является продолжение лояльной, дотационной политики России по отношению к Беларуси. За январь-май 2008г. Беларусь купила 9,37 млн. куб. м газа (+7,4% по сравнению с аналогичным периодом 2007г.), нефти - 9,14 млн. т (+22%), нефтепродуктов - 722,8 тыс. т (+151,3%). При этом цена газа (данные Минстата) составила $121 за 1 тыс. куб. м (выросла на +19,4% по сравнению с аналогичным периодом 2007г.), на нефть - $511 (+69%), нефтепродукты - $732 (+62,1%). При данном объеме поставок газа объем дотаций (по сравнению с ситуацией, если бы Беларусь покупала газ по мировым ценам) составил примерно $1,7 млрд. Год назад, когда импортная цена газа была $100, объем дотаций по сравнению с мировой составил бы примерно $950млн. Получается, что на фоне роста мировых цен на газ российские газовые дотации белорусской экономике почти удвоились.

Несмотря на рост цен сырой нефти для Беларуси, существующие дотационные схемы плюс большой спрос со стороны Европы позволили сохранить преимущества нефтепереработки на белорусских НПЗ. За 5 месяцев т.г. из Беларуси вывезено 6,95 млн. т нефтепродуктов - на 11,6% больше, чем годом раньше. При этом цена на них составила $715 за т, что на 64,8% больше, чем в январе-мае 2007г. Заметим, что из России мы покупаем нефтепродукты по $732 за т. В такой ценовой чехарде, перекрестного субсидирования и бюджетных компенсаций назвать точную цифру дотаций по российской нефти и нефтепродуктам трудно. Тем не менее ясно одно: Беларусь продолжает получать сырую нефть на 40-60% дешевле мировых цен. Отсюда сохранение нефтяных дотаций.

Второй позитивный фактор рекордных темпов роста ВВП - доступ к кредитным ресурсам и относительно мягкая монетарная политика Нацбанка. Остатки задолженности по выданным кредитам за I полугодие 2008г. по сравнению с аналогичным периодом 2007г. выросли до Br34,1трлн. (на 49,6%). Денежная масса (М2) составила Br17,6 трлн. (+43%) - темпы прироста этого показателя увеличились на 14,9 п.п. Больше денег стало в экономике - выше инфляция. Если в I полугодии 2007г. ИПЦ составил 3,6%, то в 2008г. - 7,3%. По итогам года инфляция может превысить 20%. При этом Нацбанк чисто символически поднимает процентную ставку на 25 базовых пунктов. Такое поведение может позволить себе (и то недолго) Федеральная резервная система США. Долларом продолжают пользоваться во всем мире. Для Нацбанка же чрезвычайно важно сохранить положительные ставки процентов по депозитам и кредитам. С этой задачей он явно не справился. В мае 2008г. средние ставки по кредитам в рублях составили 8,6%.

Понятно, что банки научились взимать дополнительные платежи с заемщиков, не прибегая к повышению процентной ставки, но этим пользуются не все, а невежество населения, которое получает 12-13% годовых по депозитам при инфляции около 20% рано или поздно закончится. Вот тогда правительство и подчиненные ему банки лишатся большого и практически бесплатного для себя ресурса финансовой поддержки.

Все тратят

Бюджетная политика является еще одним фактором, обеспечивающим бурные темпы экономического роста. Стало печальной традицией обещание Минфина уменьшить размер государства в экономике и сократить налоговую нагрузку.

Доходы консолидированного бюджета за 5 месяцев составили рекордную величину - 55,4% ВВП. Таким же рекордным оказался профицит бюджета - 6,9% ВВП. Чиновники собирают огромные деньги в бюджет, чтобы потом в нервозной горячке распределять их в виде инвестиций по госпредприятиям, а также повышать зарплату для стимулирования внутреннего спроса. Поскольку в Беларуси еще не было прецедента наказания за перевыполнение плана по сбору средств бюджет, Минфин и Минналогов привычно карают отечественную экономику своим фискализмом. Для них снижение размера государства на 1 п.п., который был декларирован на 2009г., является лишь статистической корректировкой. От нее бизнесу будет ни холодно ни жарко.

Домашние хозяйства также помогли обеспечить высокие темпы экономического роста. Правительство убедительно доводило до предприятий новые планы по росту зарплаты. За 5 месяцев денежные доходы населения выросли до Br27,9 трлн., увеличившись на 27% при росте потребительских цен на 13,9%. На душу населения белорусы потратили Br576,5 тыс. в месяц (примерно $269), что в реальном выражении на 11,8% больше, чем годом раньше. 58% денежных доходов составила зарплата. Ее объем составил Br16,2 трлн. 21,3% составили трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и т.п.). Доходы от предпринимательской деятельности, продажи с/х продукции составили Br5,2трлн., что на 34,3% больше, чем годом раньше. Спрос населения, бесспорно, стал еще одним важным источником роста экономики.

Так что программа третьей пятилетки с успехом выполняется. Благо правительство уверяет, что в нашу долгосрочную перспективу верят иностранные инвесторы, кредиторы и мировые товарные рынки.

 

Количественные показатели экономики

Показатель
2004 г.
I полугодие
2005 г.
I полугодие
2006 г.
I полугодие
2007 г.
I полугодие
2008 г.
I полугодие

2008 г. к 2007 г., динамика, %

2007 г. к 2006 г., динамика, %

ВВП,в %
10,3
8,9
10,1
8,6
10,4
20,9
-14,9
Продукция промышленности, %
14,4
10,5
12,6
7,7
13,0
68,8
-38,9
Продукция сельского хозяйства, %
5,7
10,1
6,9
5,2
5,4
3,8
-24,6
Инвестиции в основной капитал, %
21,7
19,1
36,9
20
23,9
19,5
-45,8
Экспорт (5 месяцев), %
31,6
19,3
22,4
16
58,4
265
-28,6
Импорт (5 месяцев), %
28,6
3,2
42,4
21,8
54,1
148
-48,6
Розничный товарооборот, %
13
18,7
16,7
17,9
19,3
7,8
7,2
Доходы консолид. бюджета (5 месяцев), % ВВП
49
52,3
51,2
52,8
55,4
4,9
2,9
Баланс консолид. бюджета (5 месяцев), % ВВП
1,8
4,9
3,1
5,4
6,9
27,8
74,2

Зарплата январь- май (в среднем в месяц), Br тыс.

308
423
549
650
802
23,4
18,4
Пенсия (июнь), Br тыс.
134,4
188
247,1
278,7
349
25,2
12,8

Остатки вкладов населения на 1.06, Br трлн.

2,9
4,5
6,4
8,7
12,1
39,0
35,9
 
 

Качественные показатели экономики

Показатель
2004 г.
I полугодие
2005 г.
I полугодие
2006 г.
I полугодие
2007 г.
I полугодие
2008 г.
I полугодие

2008 г. к 2007 г., %

2007 г. к 2006 г., %

Инфляция, % ИПЦ
8,1
4
3,1
3,6
7,3
+102,3
16,1
Рентабельность, %
13,6
14,4
13,6
12,2
15,1
+23,8
-11
Рентабельность в промышленности, %
16,2
16,7
15,6
12,8
17,8
+39
-17,9

Запасы готовой продукции на 1.07, Br млрд. (% к среднемесячному объему производства)

1699
(58,2%)
2312
(61,9%)
2616
57.3%
3412
60,7%
4068
49,9%
+19,2
+30,4

Объем прибыли (январь-май), Br трлн.

2,3
3,9
4,7
5,3
9,1
+71,7
+12,8

Сумма убытков по промышленности, Br млрд.

201
208,7
164,2
193,2
129,7
-32,9
+17,7

Долги по платежам в бюджет млрд. рублей (на 01.07.)

285,4
295,2
227,8
221,5
96,9
-56,3
-2,8
Объем отсроченных платежей в бюджет на 1.07, Br млрд.
241,2
258,1
246,5
276,1
306,9
+11,2
+12
Число убыточных предприятий, % от общего числа
4179
(35,9%)
2574
(24,2%)
2018
18,5%
1686
15,7%
960
0%
-43,0
-16,4
Долги за энергоресурсы, Br трлн. 
1,9
1,4
0,94
0,56
0,63
+12,5
-40,4

Кредиторская задолженность, Br трлн.

16,5
18,6
23
27,9
36,3
+30,1
+21,3

Просроченная кредиторская задолженность, Br трлн.

5
4,8
4,3
4,1
4,3
+4,9
-4,7

Дебиторская задолженность, Br трлн.

12
13,7
16,7
22,3
29,6
+32,7
+33,5
Просроченная дебиторская задолженность
В чем??????
4,3
4
4
3,8
4,3
+13,2
-5

Просроченная задолженность по налогам и сборам, Br млрд.

722,8
711,8
600
518
408,2
-21,2
-13,7

Денежная масса (М2) на 1.06, Br трлн.

4,1
6,2
9,6
12,3
17,6
+43,0
+28,1

Остатки задолженности по выданным кредитам, Br трлн.

6,6
10
14,4
22,8
34,1
+49,6
+58,3

 

Источник: Минстат РБ.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом