Новости

МиГи-невидимки

Беларусь вновь упомянута в мировых СМИ в связи с громким оружейным скандалом и снова как посредник российских авиакорпораций.

 
Александр АЛЕСИН
 

Согласно недавнему сообщению оппозиционной газеты Sudan Tribune (издание выходит в Париже), по данным анонимного источника в министерстве обороны страны, в Хартум два месяца назад тайно поступила партия из 12 истребителей МиГ-29. Они переправлены транспортной авиацией из Беларуси и размещены на базе национальных ВВС Вади-Сейдна, находящейся недалеко от суданской столицы.

 

Газета напоминает, что подобные операции являются прямым нарушением резолюции ООН 1591, запрещающей поставку любых видов вооружений как центральному правительству Судана, так и мятежникам провинции Дарфур. В публикации, правда, не сообщается, кто все-таки выступил в качестве продавца истребителей российского производства: Беларусь, Россия или какая-либо иная страна, обладающая такими боевыми самолетами. Однако большинство независимых экспертов склоняется к тому, что без участия России здесь не обошлось.

 

В 2004 г., через год после начала гражданской войны в провинции Дарфур, разгорелся серьезный скандал. Правозащитная организация Amnesty International опубликовала доклад, в котором сообщалось о том, что Россия подписала с Суданом контракт на поставку 12 истребителей МиГ-29, боевых вертолетов Ми-24 и других видов вооружений — всего на сумму порядка 200 млрд. USD.

 

Москва тогда отреагировала незамедлительно, опровергнув обвинения в свой адрес. Но через некоторое время ситуация повторилась. Amnesty International вновь обвинила Россию в незаконных поставках, заявив, что за 2005 г. Москва продала Судану военной техники на 21 млн. USD, сознавая, что многие из вооружений используются для нападений на мирное население. И вновь МИД РФ заявил, что российская сторона соблюдает требования ООН и не нарушает эмбарго.

 

Значительно труднее стало оправдываться после того, как в мае этого года мятежники сбили над городом Омдурман истребитель МиГ-29, в результате чего управлявший им российский пилот-инструктор из Рязанского высшего военного училища погиб. Тогда Минобороны РФ открестилось от этого инцидента, было сообщено, что погибший после увольнения из армии завербовался для работы в Судане на свой страх и риск.

 

В том же духе отвечали представители официальных кругов, упомянутых в публикации суданской газеты, и на этот раз. А начальник пресс-службы Министерства обороны РБ Вячеслав Ременчик вообще назвал информацию газеты Sudan Tribune о поставках российских истребителей в Судан через Беларусь явной "глупостью".

 

И тем не менее "дыма без огня не бывает". Трудно представить, что сообщение суданской газеты является выдумкой от начала до конца, продиктованной лишь ненавистью к оппонентам во власти. 12 истребителей — не иголка в стогу сена, и обнаружить их появление на авиабазе под Хартумом достаточно просто, тем более при помощи данных спутникового наблюдения, которые при необходимости могут затребовать наблюдатели миротворческих сил ООН. Вопрос может заключатся в другом: откуда "дровишки"?

 

Даже самый поверхностный анализ показывает, что вряд ли из Беларуси. В 1995 г. Российский институт стратегических исследований (РИСИ) в своем комплексном исследовании, посвященном оборонному потенциалу РФ, сообщал, что на вооружении ВВС РБ числится 84 истребителя МиГ-29.

 

В этом же году, согласно контракту с Республикой Перу, военно-воздушным силам последней из нашей страны было поставлено 16 одноместных МиГ-29 и 2 двухместных учебно-боевых МиГ-29УБ. 8 единиц было отгружено в 1996 г., 10 — в 1997 г. В 1998 г. еще один контракт на продажу таких истребителей был подписан с Алжиром. В соответствии с ним было отгружено 28 МиГ-29 и 8 МиГ-29УБ. Срок реализации контракта — 1999-2000 гг.

 

Если продолжить этот ряд и сделать допущение, что упомянутые в статье Sudan Tribune самолеты этого типа также были проданы Беларусью, то несложные расчеты показывают, что результатом подобной сделки должно было бы стать сокращение фронтовой истребительной авиации нашей страны до размера эскадрильи: 84-(18+36+12)=18.

 

Но так как этого не случилось (а достоверных сведений о закупках компенсирующих выбытие столь значительного числа МиГ-29 нет), приходится согласиться с теми экспертами, которые утверждают, что в данной ситуации (как и в случае с "перуанскими" и с "алжирскими" МиГами) речь, скорее всего, идет об обычных посреднических операциях, в ходе которых белорусские оружейные трейдеры оперировали чужим товаром или просто осуществляли его экспедирование.

 

Некоторое представление о стране происхождения этого товара можно сделать, приняв во внимание тянущуюся по сию пору историю с возвратом Алжиром корпорации МиГ истребителей, поставленных в 2007 г. Всего в соответствии с контрактом на сумму 1,286 млрд. USD в эту североафриканскую страну должно было быть отгружено 28 одноместных МиГ-29СМТ и 6 двухместных истребителей МиГ-29УБ.

 

Поставки самолетов должны были осуществляться с марта 2007 по февраль 2008 г. Но с мая 2007 г. ВВС Алжира прекратили приемку машин, а руководство генштаба потребовало возврата уже поступивших 15 МиГов в Россию. В качестве причины называлось наличие в составе самолетов бывших в употреблении или низкокачественных деталей, узлов или агрегатов. Естественно, что российская сторона не соглашалась на отзыв проданных истребителей, называя претензии алжирцев надуманными и обусловленными развитием внутриполитической ситуации, а также активизацией Франции, продвигающей в этот регион свои истребители Rafale.

 

Между тем, по мнению независимых экспертов в области вооружений, основания для недовольства у алжирской стороны действительно имелись, так как ей были поставили самолеты, которые были заложены еще в 90-е гг. Перед их сдачей заказчику была проведена дефектация, заменено неработающее или с истекшим сроком годности оборудование, что и было соответствующим образом оговорено в тексте контракта. Между тем, когда самолеты начали летать и были введены в состав вооруженных сил Алжира, у них начались отказы приборов и радиолокационных прицелов. И хотя крупных ЧП не было и ни один МиГ-29 не разбился, алжирцы заявили о невозможности их эксплуатации.

 

В августе 2007 г. президент Алжира даже направил соответствующее письмо Владимиру Путину. Кроме того, с октября 2007 г. были прекращены выплаты не только за спорные самолеты, но и по другим военным контрактам с Россией на сумму 423 млн. USD, причем этом вопрос был жестко увязан с возвратом МиГов. В феврале 2008 г. российская сторона была вынуждена уступить и подписала соглашение о возврате многострадальных МиГов. Их предполагалось либо передать на вооружение ВВС России, либо продать третьей стране.

 

Исходя из этого некоторые эксперты делают предположение, что вариант продажи "на сторону" оказался более предпочтительным и большая часть "отказных" истребителей оказалась в Судане, куда их доставили белорусские транспортники. Однако рассматривается и более сложная комбинация, при которой достаточно современные МиГ-29СМТ с небольшой доплатой могла забрать Беларусь, передав суданским военным такое же количество МиГ-29 производства 80-х гг. из состава своих ВВС-ПВО.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом