Новости

Нам намекают

Потенциальные подрядчики строительства белорусской АЭС должны определиться к 1 августа.

 
Ирина КРЫЛОВИЧ
 

На прошлой неделе стало известно, что Беларусь сделала еще один достаточно важный с международной точки зрения шаг по направлению к строительству АЭС (впрочем, к этому строительству нас вовсе не обязывающий) — наша страна официально уведомила Европейскую экономическую комиссию ООН и соседние страны о намерении строить АЭС.

 
Соседи уже знают.
 

"Направлено письмо в секретариат Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция ЭСПО) о намерениях нашей страны строить атомную электростанцию суммарной мощностью 2.000 МВт с введением в эксплуатацию первого энергоблока в 2016 году", — сообщили агентству "Интерфакс-Запад" в Минприроды. В письме отмечается, что в настоящее время на территории Могилевской, Гродненской и Витебской областей ведутся научно-исследовательские и изыскательские работы по изучению площадок для возможного строительства АЭС.

 

В Минприроды также сообщили, что подготовлены информационные письма в адрес пяти государств, с которыми граничит Беларусь, с уведомлением о намерениях строительства АЭС. Письма направлены в МИД Беларуси для передачи их по дипломатической почте контактным органам по Конвенции ЭСПО, Польши, Литвы, Латвии, Украины, а также в Мин-природы и экологии РФ, которая не является стороной Конвенции ЭСПО.

 

Теперь эти страны будут корректировать свои системы ядерной безопасности и мониторинга окружающей среды с учетом того, что через 12 лет рядом может появиться новый мирный атомный объект.

 
Факторы влияния.
 

Напомним также, что правительство Беларуси в настоящее время ждет ответа на письма, разосланные в адрес трех потенциальных подрядчиков по строительству АЭС: американо-японской компании Westinghouse-Toshiba, франко-германской Areva и российской "Атомстройэкспорт".

 

Как уже информировал "БР", первый вице-президент российской компании Александр Глухов заявил, что "Атомстройэкспорт" собирается ответить на приглашение Беларуси. Однако, как сообщил 24 июля на пресс-конференции в Минске заместитель генерального директора Объединенного института энергетических и ядерных исследований "Сосны" Национальной академии наук Беларуси Николай Груша, письменного ответа от "Атомстройэкспорта", как и от других потенциальных подрядчиков, еще нет. "Они пока не подтвердили", — сказал он, но дал понять, что у них еще есть время.

 

Впрочем, как отметил Н. Груша, "из достоверных источников известно, что компания "Атомстройэкспорт" готовит подтверждение". Он также рассказал, что представители других компаний в личных беседах также ранее высказывали заинтересованность в строительстве АЭС в Беларуси. Но Н. Груша считает, что в вопросе с западными компаниями возможно влияние политического фактора. "В США данный вопрос решает конгресс, и вопрос о сотрудничестве с Китаем и Индией в ядерной сфере в США решался 7-12 лет. Нам намекают, что с Беларусью меньше не получится. Специалисты Areva говорят то же самое", — сказал Н. Груша.

 

Однако накануне представители дипкорпуса США и Франции заявляли, что их частные компании могут самостоятельно выбирать себе заказчика для строительства АЭС. Впрочем, так как строительство АЭС связано с поставкой ядерных материалов, возможно, речь идет о заключении межгосударственных соглашений в этой сфере, а не о простом одобрении контракта.

 

Политический фактор, который может вызвать значительное торможение процесса строительства АЭС в Беларуси (а сроки выбраны весьма сжатые), как бы указывает на главного претендента — Россию. Причем в пользу этого выбора говорят не только политические, но и технические аспекты строительства АЭС.

 

Как только представителями НАН Беларуси пару месяцев назад были озвучены некоторые характеристики будущего реактора (их будет два), который может устроить Беларусь, — водо-водяной ректор мощностью 1.000 МВт эволюционного типа, причем блок должен быть референтным (то есть уже построенным и введенным в эксплуатацию), — то, по сути, стало понятно, что одновременно отвечать всем этим требованиям может только российский реактор. Хотя бы потому, что в настоящее время только Россия имеет референтные блоки типа ВВЭР, западные же конкуренты лишь ведут строительство своих в будущем "серийных" новых блоков, которые, впрочем, к моменту пуска АЭС в Беларуси уже будут введены в эксплуатацию.

 
Неплохие блоки.
 

Косвенно подтвердил это и Н. Груша. "Мне нравится тип реактора, который предлагает американская компания, поскольку в нем максимально используются пассивные системы безопасности, они хороши по материалоемкости, но за последние 30 лет компания не соорудила ни одного энергоблока", — сказал он.

 

Единственным недостатком реактора, который предлагает Areva, Н. Груша назвал слишком большую мощность для белорусской энергосистемы. Действительно, компания сейчас продвигает новый блок, который претендует стать основным для рынка ЕС, и его мощность составляет порядка 1,6 МВт. Н. Груша также указал на то, что компания реализует первый проект в Финляндии, где "отстает от графика на два года, но блок неплохой". Только зачем нам блок, который не подходит по мощности, или все же возможны варианты: построить только один блок или увеличить общую мощность?

 

Что касается России, то она, по словам Н. Груши, предлагает "два практически равноценных проекта станций, отличающихся компоновочными решениями". Речь, вероятно, идет о проектах АЭС-92 и АЭС-2006. Второй проект считается более современным, но в то же время эволюционным, а не новым, позиционируется в России как самый безопасный и, скорее всего, именно он нам светит в перспективе. Разработкой проекта занималось ОАО "Санкт-Петербургский НИИ Проектно-конструкторский институт "Атомэнергопроект" (ОАО "СПб АЭП"), директор которого Леонид Резников на прошлой неделе был утвержден руководителем "Атомстройэкпорта", а накануне было объявлено, что питерский проектный институт и "Атомстройэкспорт" будут объединены на базе управляющей компании.

 
Научные контуры станции.
 

Говоря о российских реакторах, Н. Груша также подчеркнул, что "у нас есть общность нормативно-технической базы, а также многолетние контакты с ядерными центрами для научного сопровождения строительства АЭС".

 

Очевидно, что именно эта "общность", а также "многолетние контакты" изначально влияли на мнения ученых относительно выбора технических характеристик будущего блока, что, в свою очередь, определяет и выбор поставщика. Эти же тесные связи, конечно же, выгодно повлияют и на научное сопровождение строительства АЭС в Беларуси, которое осуществляет НАН РБ.

 

Между тем научное сопровождение проекта по возведению первой белорусской АЭС претендует на статус госпрограммы, то есть будет иметь бюджетное финансирование. На реализацию госпрограммы "Научное сопровождение развития атомной энергетики в Республике Беларусь" в 2009-2010 годах потребуется около 9 млрд. BYR, сообщил 17 июля на заседании президиума НАН гендиректор института "Сосны" Вячеслав Кувшинов в ходе презентации концепции указанного документа.

 

На выполнение программы в 2009 году НАН хочет получить половину заявленной суммы, то есть 4,5 млрд. BYR, при этом 2,25 млрд. BYR планируется направить из республиканского бюджета и 2,25 млрд. — из инновационного фонда. В 2010 году предусмотрены такие же объемы финансирования программы.

 

Концепция госпрограммы затрагивает 10 основных направлений: от подготовки нормативно-правовых документов до разработки концепций вывода атомной станции из эксплуатации. Во время презентации концепции с ее резкой критикой выступил председатель президиума НАН Михаил Мясникович. "Концепция сыра и недоработанна как в структурной, так и в содержательной части, — сказал он. — Одни вопросы разработаны и прописаны подробно (к примеру, экологические), другие же упущены вовсе".

 

Например, М. Мясникович отметил, что "в концепции необходимо хотя бы контурно обозначить, что в процесс создания АЭС будут вовлечены и такие сферы промышленности, как, к примеру, транспортная отрасль". "Нужно определить, какую часть работы будут выполнять организации этой сферы", — сказал он.

 

М. Мясникович констатировал и недоработку вопросов, связанных со здравоохранением, а также отметил, что концепция не затронула вопросов, касающихся условий оплаты труда специалистов атомной станции. "Это принципиально важный момент, в развитых странах ведущие специалисты атомных станций получают 4-5 тыс. USD в месяц", — отметил он.

 
Кадры определяют выбор.
 

Академик, заместитель академика — секретаря Отделения физико-технических наук НАН Беларуси Александр Михалевич на заседании также отметил, что в Беларуси не хватает квалифицированных кадров в сфере ядерной энергетики. На будущей АЭС будут работать свыше полутора тысяч специалистов, 750 из них — с высшим образованием. При этом операторы на АЭС должны практиковаться 5 лет после окончания вуза, а специалисты менее ответственных должностей — около 3 лет. Отметим, что в этом году в Беларуси уже организован первый прием в вузы на специальности, связанные с обслуживанием атомной станции.

 

"Необходимо активизировать процесс подготовки таких специалистов, в том числе организовать стажировки за рубежом", — сказал академик.

 

Но М. Мясникович считает, что одними стажировками проблему не решить. Он подчеркнул, что необходимо создать группу опытных ученых НАН Беларуси в составе 20-50 человек и с помощью зарубежных экспертов готовить их для обучения специалистов для АЭС, а также сообщил, что МАГАТЭ и российские научные институты уже готовы прислать своих специалистов для обучения наших сотрудников.

 

"К примеру, БНТУ объявил в этом году о наборе по специальностям в области ядерной энергетики, выпуск состоится в 2013 году. А кто же в это время будет строить атомную станцию?" — аргументировал свою точку зрения М. Мясникович.

 

Кто будет в это время строить атомную станцию, догадаться все же несложно. По имеющейся информации, белорусская сторона уже ведет переговоры с конкретными специалистами, которые могли бы занять руководящие посты как во время строительства, так и во время дальнейшей эксплуатации АЭС, и, конечно же, это специалисты не из США или Франции.

 

Для чего же тогда понадобилась вся эта канитель с письмами в адрес потенциальных подрядчиков, вся эта видимость то ли конкурса, то ли тендера с учетом того, что, кроме российских блоков, остальные нам не подходят по политическим или техническим характеристикам?

 

Возможно, чтобы насладиться личными контактами с западными компаниями, — в условиях политической изоляции Беларуси это выглядит весьма лестно.

 

Возможно, чтобы понервировать Россию, — мы в последнее время постоянно пытаемся показать своей соседке (правда, больше на словах), что на ней свет клином не сошелся. Несмотря на то, что Россия до сих пор держалась спокойно-сдержанно в отношении своего участия в строительстве АЭС (мол, участвовать будем, только в чем?), в российских СМИ все же удавалось прочитать ревностные высказывания о том, что представители Areva якобы днюют и ночуют в Администрации белорусского президента.

 

Впрочем, и самой России выгодно не просто получить заказ от братской страны, но и якобы выиграть в конкурентной борьбе со своими основными соперниками.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

19.03.2024Катализатор автомобильный сдать
Скупка у населения автомобильных нейтрализаторов выхлопных газов.

18.03.2024Магоста-Групп -наша продукция сертифицирована в ЕЭС!
Магоста-Групп - первый поставщик оборудования и компонентов для систем вентиляции, отопления, кондиционирования

17.03.2024Филиал ПУ «Витебскторф» является лидером в республике по производству и продажам торфяных питательных грунтов торговой марки «Двина»
Питательный грунт «Двина» – гарантия высокого урожая!

17.03.2024ОАО «Радиоволна» является крупным экспортером запчастей к автомобильной и тракторной технике.
ОАО «Радиоволна» является крупным экспортером запчастей к автомобильной и тракторной технике.

14.03.2024Приобретать наш продукт выгодно, ведь высокое качество мы сочетаем с низкой стоимостью.
Мы производим продукцию, которая позволяет сделать мир чище! ЗАО «Ливсор»


11 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация