Новости

Преодолеть кризис

Побудить предприятия к более активной работе "по преодолению последствий" экономического кризиса руководство страны намерено за счет изучения ситуации на местах. 

Во вторник, 13 января, президент Беларуси Александр Лукашенко посетил УП "Белкоммунмаш", которое специализируется на производстве и капитальном ремонте подвижного состава городского электрического транспорта и остается одним из ведущих на постсоветском пространстве игроков в данном рыночном сегменте.

Насколько можно понять из высказываний А. Лукашенко, целью его посещения было изучение опыта работы "Белкоммунмаша" в условиях нынешнего финансово-экономического кризиса с целью последующего его распространения среди промышленных предприятий страны.

Посмотреть и поправить.

Следует отметить, что впервые идея личного контроля за работой заводов (прежде всего по сбыту продукции) была высказана им 4 декабря прошлого года на встрече с премьер-министром Сергеем Сидорским и председателем правления Национального банка Петром Прокоповичем. По cловам президента, в ближайшее время он намеревается сконцентрировать свое внимание на работе предприятий страны "смотреть, начиная от складов, какое производство чем занимается и главное, как продает продукцию, которую производит".

В условиях мирового кризиса, когда на зарубежных рынках падает платежеспособный спрос в том числе и на белорусскую продукцию, "абсолютно недопустимо работать на склад". В противном случае субъекты хозяйствования лишатся оборотных средств и окажутся без денег. "Руководителей предприятий надо заставить работать так, как будто нет никаких кризисов, и продавать свою продукцию",— заявил президент.

Сразу отметим некое противоречие, содержащееся в этом высказывании. Трудно представить себе директора, которого нужно принуждать к продаже изделий возглавляемого им завода. Если, конечно, только на предыдущем этапе его не заставляли наращивать объемы производства безотносительно к конъюнктуре. Согласимся, что и то другое плохо согласуется с внедряемой в Беларуси с недавних пор "либерализацией".

В свою очередь, правительству, всем структурам власти и Нацбанку было предписано перейти на режим Министерства торговли и задействовать любые рычаги, чтобы не потерять рынки сбыта. Это также прозвучало несколько странновато: при товарном хозяйстве (основе всякого либерализма) — это задача производителя и продавца.

Правда, чуть позже А. Лукашенко уточнил данные им указания, заявив, что "при решении актуальных вопросов в экономике необходимо использовать только экономические методы". Однако трудно представить, что чиновники простому и ясному для них "заставить" предпочтут некие абстрактные "экономические методы". Да и не их это дело.

Можно предположить, что главным поводом для начала кампании по "ручному" управлению промышленностью стали плачевные результаты зарубежных продаж изделий отечественных производителей во второй половине 2008 г., прежде всего в Россию.

Планам вопреки.

Согласно информации министра промышленности Анатолия Русецкого, отрасль вывозит за границу 70% выпускаемой продукции. Из них 40% — в Россию и только 17% — в страны дальнего зарубежья. Причем для флагманов белорусской индустрии эта цифра существенно больше. Так, в РФ уходит без малого 45% экспортируемых тракторов, более 77% седельных тягачей, 70% грузовых автомобилей.

Первый звонок о том, что на рынке нашего основного торгового партнера дела обстоят неблагополучно, прозвучал еще в середине лета. В июле экспорт тракторов в РФ составил лишь 88% к июню, седельных тягачей — 71,78%, грузовых автомобилей — 87,96%. Но в нашей стране, как и во времена социализма, "план — закон для предприятия", за выполнение которого руководитель отвечает перед министерством головой. А поэтому заводы продолжали выпускать не обеспеченную платежеспособным спросом продукцию: любому директору своя рубашка ближе к телу.

Понятно, что результат не замедлил последовать. По данным Белстата, в октябре экспорт металлобрабатывающих станков составил 76,9% от среднемесячного объема по этой позиции в период с января по сентябрь 2008 г., тракторов — 66,2%, грузовых автомобилей (включая седельные тягачи) — 71,1%, двигателей внутреннего сгорания — 32,1%.

В последующем ситуация с экспортом не улучшилась. И многие предприятия из-за сокращения выручки и вымывания оборотных средств вынуждены были притормаживать производство, несмотря на жесточайший прессинг со стороны министерств и ведомств. В ноябре 2008 г. относительно октября произошло существенное сокращение выпуска ряда видов важнейших изделий машиностроения и металлообработки в натуральном выражении. Так, выпуск грузовых автомобилей (включая седельные тягачи) упал на 35,3%, автомобильных прицепов и полуприцепов — 19,2%, автобусов на 5,6%, тракторов — на 15,7%.

Куда все это деть?

Однако падение сбыта происходило опережающими темпами и по состоянию на на 1 декабря 2008 г. уровень складских запасов относительно 1 декабря 2007 г. составил: по машинам кузнечно-прессовым — 200%, грузовым автомобилям — 265%, автобусам — 156,3%, автомобильным прицепам и полуприцепам — 146,1%, тракторам — 211,9%, подшипникам качения — 160,1%, плитам газовым бытовым — 152,3%, холодильникам и морозильникам бытовым — 232,7%.

В нашем распоряжении пока нет подробных данных о товарных остатках на 1 января 2009 г., но, согласно предварительным расчетам Белстата, запасы готовой продукции на предприятиях Минпрома на эту дату составили в фактических ценах 94% от среднемесячного объема производства при задании на 2008 г. — 78%.

Как следует из информации источников на предприятиях, масса невостребованных готовых изделий оказалась столь велика, что на некоторых заводах им не стало хватать места в складских помещениях и на отгрузочных дворах. Шеренги автомобилей и тракторов появились даже на охраняемых площадках для легкового транспорта.

Дабы продукция не мозолила глаза вышестоящим и контрольным органам, ее стали переправлять в Россию и складировать там на территории торговых домов или у дилеров. А это, понятное дело, не только не прибавляло денег на счетах изготовителей, но и требовало дополнительных затрат на транспорт и хранение.

Но негативные для отечественной промышленности тенденции на зарубежных рынках, судя по всему, изменятся нескоро. Даже согласно официальным выкладкам, озвученным министром экономики Николаем Зайченко на заседании Совета министров 9 декабря 2008 г., снижение экспорта товаров и услуг Беларуси в I квартале 2009 г. относительно января — марта 2008 г. может составить 9,5%.

Независимые эксперты уверены, что падение будет более масштабным, так как на значительной части предприятий портфель заказов укомплектован всего на 40-60%. Это ставит под вопрос выполнение прогнозных показателей не только на текущий год, но и на всю нынешнюю пятилетку.

Но дело даже не в цифрах: уже сейчас дефицит оборотных средств ставит под вопрос способность ряда предприятий выплачивать заработную плату персоналу. А там где худо-бедно таких проблем пока нет, размер вознаграждения во многих случаях стал на 30-40% меньше, чем еще несколько месяцев назад. Оно и понятно: сохранение численности при меньшем объеме продаж ведет к уменьшению "пайки", приходящейся на каждого работника.

Но если сокращение спроса на продукцию белорусских заводов продолжится и в 2009 г., речь может зайти и о сохранении социальной стабильности в нашем государстве. А ведь именно это власти считают своим главным достижением и заслугой. Отсюда понятно их желание продемонстрировать гражданам и миру, что ситуация в индустриальном секторе остается под контролем, а кое-какие субъекты хозяйствования даже в кризисных условиях демонстрируют завидные трудовые достижения. В качестве примера для подражания и был избран "Белкоммунмаш".

Нетипичный типичный представитель.

Предприятие это действительно уникальное по всем параметрам. Образованное в 1973 г. как Ремонтный трамвайно-троллейбусный завод, к настоящему моменту усилиями как прежнего, так и нынешнего руководства оно превратилось в производителя самого современного электротранспорта. Полным ходом идет техперевооружение, внедряются передовые даже по мировым меркам методы управления производством.

За последние два года завод утроил объемы производства и в настоящее время является самым крупным производителем троллейбусов в Европе.

И тем не менее предприятие нельзя назвать типичным для нашей страны и от всех требовать работы по его "калькам". Небольшая емкость рыночной ниши и специфика продукции исключают саму возможность работы на склад. Ограниченность средств у коммунальных властей и острая конкуренция заставляют "Белкоммунмаш" бороться за каждый заказ и быть предельно внимательным к нуждам клиентов. Это стало обычной практикой задолго до кризиса и позволило не сбавить обороты при его наступлении.

Важно и то, что завод является коммунальной собственностью, а у минских чиновников, в отличие от их коллег на республиканском уровне, хватило ума не стоять над душой руководства предприятия. Большинство же белорусских предприятий попали в нефтедолларовую ловушку российского рынка, спрос которого казался неисчерпаемым, и оказались не готовыми к спаду конъюнктуры. После сокращения продаж последовало вмешательство чиновников, что и довело ситуацию в промышленности до нынешнего состояния.

Но образец для тиражирования опыта преодоления кризиса необходимо было подыскать, и чиновники организовали приезд главы государства на "Белкоммунмаш", который по итогам его посещения сделал заключение, что "здесь надо поучиться, как работать в сложных условиях". Перед руководством президент поставил задачу к концу нынешней пятилетки увеличить производство основной продукции в два раза, в том числе за счет создания новых производственных площадок. По его мнению, "потребность в такой технике есть, в том числе в России и Украине."

При этом А. Лукашенко в очередной раз счел необходимым заявить, что в нынешних условиях предприятиям Беларуси нужно дать больше свободы. "В нынешней ситуации нельзя "гайки закручивать... Мы должны, если нужно, если предприятие этого хочет, отпустить его в свободное плавание".

Но вслед за этим белорусский лидер подчеркнул, что он намерен каждую неделю посещать предприятия, чтобы знакомиться с тем, как они преодолевают негативные последствия мирового финансового кризиса. Хватит ли образцов?

Александр АЛЕСИН

Источник: http://br.minsk.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД    

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом