Новости

Дорога к экспорту

В России отменяется лицензирование строительной деятельности

 

Белорусским подрядчикам отведено полтора года на то, чтобы получить допуск к строительному рынку восточной соседки.

 
Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ
 

В прошлую среду Госдума России в третьем чтении приняла закон, отменяющий лицензирование строительной деятельности. Как будет теперь регулироваться эта деятельность в РФ и чем это может быть чревато для белорусских подрядных организаций, работающих на российском рынке? На эти и другие вопросы корреспондента "БР" ответил один из авторов законопроекта — Кирилл ХОЛОПИК, сотрудник Фонда "Институт экономики города" (Москва), а в прошлом — депутат белорусского парламента.

 

— Принят закон, который вносит изменения в градостроительный кодекс и другие законы Российской Федерации. В соответствии с этими изменениями отменяется лицензирование в области строительства, проектирования и осуществления инженерных изысканий. И вместо лицензирования вводится саморегулирование.

 

Лицензирование отменяется поэтапно. Выдача лицензий прекращается с 1 января 2009 года. Еще год после этого будут действовать выданные лицензии. А с 1 января 2010 года можно будет работать только на основании специальных документов — свидетельств о допуске к работам, которые будут выдавать саморегулируемые организации своим членам.

 

При этом с 1 января по 31 декабря 2009 года субъектам хозяйствования предоставляется альтернатива: либо работай по лицензии, либо — на основании допуска, о котором я говорил. Это означает, что саморегулируемые организации должны будут начать выдачу допусков в течение ближайших двух месяцев.

 

Саморегулирование строится на основании базового закона, принятого в декабре прошлого года. Это закон о саморегулировании. Согласно документу, индивидуальные предприниматели, юридические лица и физические лица — профессионалы могут объединяться в саморегулируемые организации. Документ устанавливает общие правила для этих организаций, а также предусматривает, что специальными законами они могут быть наделены определенными полномочиями. При этом сам базовый закон никаких специальных полномочий саморегулируемым организациям не дает. Он просто выделяет их из огромного числа некоммерческих организаций.

 

По закону любая некоммерческая организация в форме ассоциации или союза, некоммерческого партнерства, общественного объединения вправе получить в дополнение к своим основным функциям статус саморегулируемой организации. И, соответственно, основываясь на этом статусе, она может требовать каких-то государственных полномочий. Эти полномочия должны прописываться в отраслевых законах.

 

В России уже действуют 12 отраслевых законов в разных сферах. В шести из них саморегулирование является обязательным — в адвокатской, оценочной, нотариальной деятельности, деятельности арбитражных управляющих и еще в двух очень узких сферах: страховании автогражданской ответственности и ревизионной деятельности в сельскохозяйственной кооперации. Эти виды деятельности нельзя осуществлять, не являясь членом саморегулируемой организации.

 

А с 1 января 2010 года к перечисленным шести видам деятельности добавляется еще одна — строительная. Понятно, что по объему денег, количеству занятых эта отрасль многократно превышает все остальные, где введено саморегулирование, вместе взятые. В России только 4 млн. работающих в строительной сфере, 240 тыс. субъектов хозяйствования.

 

Можно сказать, строительная отрасль — первая в России глобальная сфера, в которой вводится обязательное саморегулирование. Кроме того, есть еще 6 сфер, где саморегулирование действует на основе добровольности: то есть можно вступать в саморегулируемую организацию, а можно не вступать. Это касается кадастровой, аудиторской и рекламной деятельности, деятельности на рынке ценных бумаг.

 

— Получается, что все субъекты хозяйствования, занимающиеся строительной деятельностью, обязаны будут до 1 января 2010 года вступить в саморегулируемые организации и получить от них соответствующее разрешение (допуск) для работы на рынке в России. А как быть иностранным строительным организациям, в частности белорусским, которые захотят работать в РФ?

 

— Вот сейчас мы подходим к самому интересному. В прежней редакции закон о саморегулируемых организациях предусматривал, что их членами могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Российской Федерации. Вот эта норма "зарегистрированные в Российской Федерации", по сути дела, закрывала российский рынок для иностранных субъектов хозяйствования, в том числе и белорусских. И чтобы работать на российском рынке, надо было открывать здесь не представительство, а самостоятельное юридическое лицо, что в отношении белорусских субъектов противоречит принципам единого экономического пространства Беларуси и России.

 

И в процессе подготовки законопроекта по саморегулированию в строительной отрасли я, как один из его авторов, будучи в составе рабочей группы, этот вопрос специально поднял. Затем он обсуждался на совещании у помощника президента Аркадия Дворковича. В конечном итоге было принято решение отменить норму, не позволяющую иностранным субъектам работать в Российской Федерации на равных условиях с российскими субъектами. То есть внести изменения в базовый закон о саморегулировании и прописать в градостроительном кодексе, что допускается членство в саморегулируемой организации иностранных компаний. Сегодня этот вопрос законодательно решен.

 

Теперь иностранным компаниям, в том числе белорусским, так же как и российским, которые хотят работать в РФ, придется вступить в одну из саморегулируемых организаций и получить соответствующий допуск.

 

Чтобы получить такой допуск, необходимо выполнить определенные требования. Минимальные требования прописаны в законе. В частности, надо иметь в штате определенное количество специалистов должной квалификации. Но при этом законодательство разрешает саморегулируемым организациям вводить дополнительные требования — например, в организации должно быть не три специально подготовленных работника, а большее количество. Или установить обязательность страхования ответственности. То есть каждая саморегулируемая организация сама определяет, какие дополнительные требования предъявлять к претендентам на получение допуска.

 

Белорусским субъектам придется обучать своих людей, по всей видимости, по программам, существующим в Российской Федерации. В связи с этим следует рассчитывать на подписание какого-то договора, чтобы белорусская система обучения признавалась Россией. И тогда не нужно будет белорусским специалистам получать образование на территории РФ. Кроме того, белорусским компаниям, работающим на российском рынке, следует поторопиться со вступлением в саморегулируемые организации, так как только на начальном этапе требования будут минимальные. Очевидно, что быстро все изменится и вход на российский рынок станет сложнее. Можно подумать даже над созданием в России саморегулируемой организации белорусских строителей, чтобы не зависеть от российских предпринимателей — конкурентов.

 

Кстати, обо всем этом я проинформировал недавно одного из заместителей министра архитектуры и строительства Беларуси. Даже договорился о его встрече по этому вопросу с заместителем министра регионального развития России, курирующим строительную отрасль. Однако мне кажется, что пока эта тема Минстройархитектуры не очень интересна.

 

— Можно ли сказать, с каким превышением голосов депутаты проголосовали за отмену лицензирования строительной деятельности? Насколько известно, эта тема активно дискутировалась в России, причем на разных уровнях. И у сторонников отмены лицензирования было много оппонентов.

 

— Вообще, поправки были приняты подавляющим большинством голосов. Против выступила только фракция коммунистов. Но еще раз подчеркну: голосование не отражает реального разнообразия мнений по этому вопросу.

 

За сохранение лицензирования выступали многие, в том числе и высокопоставленные чиновники. Но большинство политиков посчитали неразумным оставить прежнюю систему регулирования строительной деятельности в связи с тем, что все фирмы, которые допускали ошибки при строительстве, имели лицензии. Практика показала, что лицензирующий орган не имеет рычагов влияния на качество строительных работ, выполняемых фирмами.

 

Лицензионные органы чисто физически не могут осуществить контроль за деятельностью строительных организаций, получивших лицензии, которых, как я уже говорил, около 240 тысяч в России. К тому же с отменой лицензирования никто не собирается отменять государственную экспертизу проектной документации и государственный строительный надзор.

 

Что касается саморегулируемых организаций, то это серьезный институт. По закону эти организации несут ответственность за ошибки, допущенные их членами. Если произошло обрушение здания, то иск может быть предъявлен потерпевшими к саморегулируемой организации, если подрядчик или проектировщик, виновный в обрушении, откажется или не сможет возместить причиненный вред.

 

Одно из самых главных требований, которое предъявляет закон к саморегулируемой организации, — она должна иметь компенсационный фонд. Его предназначение — компенсация вреда, нанесенного лицами, состоящими членами в саморегулируемой организации. Деньги, которые должны быть в этом фонде, достаточно большие. Причем по закону, если эта организация отказывается возмещать вред, то через несколько дней после решения суда деньги просто списываются со счета и направляются истцу. То есть исключается такое, что ты выиграл дело, а потом годами ждешь, когда тебе по чуть-чуть будут выплачивать полагающуюся сумму.

 

Смысл саморегулирования в том, что организация будет делать выплаты, а потом члены должны "сброситься", чтобы довести размер компенсационного фонда до требуемого. Получится, что добросовестные фирмы должны будут собственными деньгами рассчитываться за тех, кто допускает ошибки. Ясно, что им это быстро надоест и они возьмутся за наведение порядка. А если за наведение порядка возьмутся сами участники рынка, то есть предположение, что они порядок наведут. В отличие от чиновников.

 

В заключение я бы хотел обратить внимание на то, что сегодня в России реальный строительный бум. Темпы роста объемов колоссальные. Речь идет даже не о жилищном строительстве, где ежегодный рост составляет около 20%, а о промышленном строительстве, о строительстве дорог, инженерных сетей, спортивных и социальных объектов. И не использовать этот экспортный потенциал для белорусской строительной отрасли было бы просто непростительно. На мой взгляд, нашим строителям надо активнее внедряться в российский рынок, на котором спрос на строительные работы существенно превышает предложение. В этой части, к примеру, саморегулируемая организация белорусских строителей могла бы как минимум обеспечивать своих членов информацией о проводимых подрядных торгах и помогать в подаче необходимых заявок.

 

газета Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация