Новости

Невыгодная позиция

Можете себе представить, о чем можно вести переговоры неделю, десять дней? Изнурительно, час за часом? Да на таком уровне напряжения, что агентства сообщают плохие новости с этих переговоров в 2.00 1 января?
Уже к исходу первого дня все аргументы высказаны. Контраргументы выслушаны и сформулированы встречные аргументы. И дальше остается лишь стоять на своем. А время идет. Все ближе завершение оговоренной прошлогодними контрактами квоты. И вот они сидят, как под Москвой, в окопах, друг напротив друга. А белорусский вице-премьер в каждой новостной заметке обозначает свою готовность вылететь для подписания бумаг. Когда будет что подписывать.
У этой нефтяной войны есть несколько политических особенностей. Во-первых, она пока очищена от пропаганды. Народу дают поднимать тосты и есть икру, не задумываясь о том, сколько будет стоить бензин через месяц. Вместе с тем, случись этот конфликт еще год-два назад, любой глядящий телевизор белорус выучил бы наизусть, что по нашей территории, помимо газопровода, проходит еще и нефтяной трубопровод, узловые станции у него там, там и там, объем прокачки такой-то, а вот подлая Россия…
Пропаганда пока не спущена с цепи и - есть все шансы - вообще обойдет эту тему. Людям можно и не знать, какие трансформации и почему творятся вокруг собственности на нефтеперарабатывающие заводы. Меньше знаешь о путях пополнения доходной части белорусского бюджета - лучше спишь.
Вторая особенность - стараниями российского руководства делается все, чтобы нефтяная дискуссия была лишена окраски войны. По всей видимости, Кремль устал слышать упреки в ведении энергетических войн и, продолжая вести энергетические войны, предпочитает не употреблять этого выражения.
7 января БелТА со ссылкой на источник в белорусской делегации сообщило, что россияне заняли недоговороспособную позицию, причем уже после того, как точки зрения были сближены и оставалось лишь отчитаться перед руководством. И вот, встретившись с руководством российского правительства (так и представляется себе сдержанный Владимир Путин и свирепый Игорь Сечин), россияне откатили обратно, к начальным аргументам. Так вот, этот прекрасный инсайд, дающий представление о «затыках» переговоров, был благополучно опровергнут самим же официальным агентством! И далее стороны продолжали подчеркивать: переговоры проходят исключительно в конструктивной манере, правда, вот результатов не приносят.
Ситуация, в которой оказалась белорусская сторона, недвусмысленна: только что создан Таможенный союз, обещающий сильно ударить по автовладельцам, но гарантирующий сохранение доходов от нефтепереработки. А тут оказывается, что мы только думали, что он это гарантирует. И что для дешевой нефти нужен другой набор столь же неприятных, как согласование с Россией автомобильных пошлин, действий, т.е. очередной разговор о приватизации россиянами высокодоходных белорусских активов.
При этом параллельно с этим республика все еще продолжает делать вид, что она стремится в Европу. Причем и на ниве сближения с Россией, и на ниве сближения с Европой она может продемонстрировать равноубедительный набор аргументов. Что позволяет заключить, что в данный конкретный момент она растягивается в противоположные стороны, как резинка для волос, которую пытаются натянуть на глобус.
Главное, как говорится, не лопнуть. Потому как невозможно быть головой в «Восточном партнерстве», а задницей - в «Жигулях». Однако резвость, с которой за нас принялись русские братья, не оставляет надежды на то, что какой бы то ни было объект собственности, на который они положили глаз, останется в нашей песочнице.
Ведь посмотрим: со скрипом, криком, обматеренные, оплеванные, но они всегда добиваются своего. Если, конечно, под «своим» понимать не те первоначальные цели, которые заявляются на старте, а реализацию стратегических интересов Кремля на нашей территории. Транзит газа почти под контролем, Беларусь вполне может вскоре превратиться в рынок сбыта для производимого в Раше автохлама, военные учения тут проходят такие, что никакой Чехии с ее воем по поводу американских ПРО даже не снилось.
Вопрос: Беларусь независима? А как надолго? Беларусь стремится в Европу? А что мы, собственно, отдали Европе? Передав России уже почти все, что здесь шевелится и приносит прибыль? Ощущение такое, что, если бы для Москвы и рубль российский ввести в РБ было принципиально - ввели бы уже давно, как миленькие!
Понятно, что такова конъюнктура, причем не столько геополитическая, сколько геоэнергетическая. Снабжая нас (и Европу) нефтью и газом, Россия могла бы, как тот дракон, еще и красавиц на съедение требовать, по дюжине в месяц. А потому - да, видно, придется отдать. И НПЗ, и металлургию, отдать по частям, не афишируя информацию, отдать в далеком будущем, к 2020г., что полностью устроит Кремль, мыслящий стратегически, а не тактически, на десятилетия вперед. Или держаться до последнего, испытать на себе парочку сырьевых ударов, научиться отапливать дома рапсовым биотопливом, и все равно - отдать! Выхода ведь нет, если возьмутся серьезно.
Всем этим новым раскладам, которые пытается навязать восточная соседка, есть лишь один противовес. И ощущение, что белорусская власть это понимает, иначе не миндальничала бы весь прошлый год с политическими оппонентами внутри страны. Противовес этот - европейский бизнес. Он такой же борзый, так же лезущий во все щели и стремящийся захватить под контроль все, что приносит прибыль. Но западные корпорации, с их-то ресурсами и возможностями, поставленные тут в равные условия с москвичами, - то, что вмиг умерило бы пыл ряда потерявших совесть товарищей.
В противном случае будем не просто ездить на «Жигулях». Будем ездить на них по стране, которая больше нам не будет принадлежать. В стране, в которой мы сами будем гостями. Как это было уже всего 100 лет назад.

Виктор МАРТИНОВИЧ

Источник: http://belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация