Новости

«Российские энергетические цены для давления на Беларусь»

Практически все прогнозы развития белорусской экономики в 2010г. (как, собственно, и все прежние прогнозы) базируются на условиях сотрудничества, которые Россия предложит Беларуси: какой будет цена на газ, сохранится ли пошлина на российскую нефть, возобновится ли платежеспособный спрос на белорусскую продукцию на основном для нас рынке сбыта. Сколько бы ни говорили о диверсификации экспорта или смене внешнеполитического вектора, отношения с восточной соседкой пока остаются главным индикатором экономической ситуации в Беларуси.
О том, чего ждать в 2010г. Беларуси от России, а России - от Беларуси, корреспондент «БелГазеты» Валентина Овчинникова беседовала с главой российского независимого аналитического экспертного центра - Института энергетической политики, сопредседателем движения «Солидарность» Владимиром МИЛОВЫМ.
- По планам правительства Беларуси в 2010г. ВВП страны должен увеличиться на 11-13%. Учитывая экспортную ориентацию белорусской экономики, выполнение такого задания возможно лишь в случае восстановления платежеспособного спроса на белорусскую продукцию на основных для нас рынках сбыта. Вы видите предпосылки для роста спроса на белорусскую продукцию в России?
- К сожалению, нет. В этом году мы испытали рекордное падение, 15 лет российская экономика не знала таких коллапсов. И, хотя активное падение ВВП в следующем году, возможно, остановится, нет никаких оснований ожидать возобновления роста. Дело в том, что раньше движущими факторами быстрого роста экономики России были постоянный рост цен на нефть и крупномасштабный приток иностранного капитала. Притока иностранного капитала в ближайшие годы ждать не приходится. А при выросших аппетитах бюджета - сегодня бюджетные расходы планируются исходя из цены на нефть $100 за баррель - нынешних нефтяных цен недостаточно, чтобы стать движущей силой роста. А раз не возобновится экономический рост, не будет и роста внутреннего спроса.
Я, правда, не исключаю, что наше правительство в порядке братской взаимопомощи может какими-то искусственными мерами стимулировать закупки белорусских товаров, чтобы оказать политическую помощь белорусским властям.
- Неужели Россия откажется от политики протекционизма и создаст действительно равные условия работы на своем рынке для белорусских производителей?
- Я бы не сказал, что Россия в 2009г. вела какую-то активную протекционистскую политику. Были отдельные эпизоды, когда протекционистские меры были усилены. Например, это касается ввоза автомобильной продукции. Но в целом сокращение импорта в значительной степени было связано с ухудшением благосостояния населения и снижением платежеспособного спроса на импортные товары. По части импорта экономика Россия остается достаточно открытой.
- В уходящем году Беларусь, Россия и Казахстан подписали учредительные документы по созданию Таможенного союза. Беларусь не скрывает, что хотела бы получить льготные условия покупки энергоносителей. Полагаете, нашей стране удастся добиться этой цели?
- Я не очень верю во всю эту официальную риторику о Таможенном союзе и не готов чересчур оптимистично рассматривать перспективы этой организации. Эта риторика продвигается властями с 1990-х гг. Но остается достаточное количество барьеров и нерешенных вопросов во взаимоотношениях России и с Беларусью, и с Казахстаном. Например, Россия не готова давать свободный транзит казахстанским углеводородам.
Тем не менее совершенно очевидно, что по ценам поставок энергоресурсов Беларусь отличается от других стран - ближайших соседей России. И Москва будет использовать фактор поставок энергоресурсов в Беларусь по низким ценам в политических целях.
- Чего Россия потребует взамен?
- Спектр возможных требований со стороны России может быть очень широк. Это может быть обеспечение эксклюзивного доступа российских компаний к покупке белорусских активов, возврат к обсуждению идеи о введении российского рубля в качестве единой валюты России и Беларуси. Но главное, что, скорее всего, будет интересовать российские власти, - это обеспечение лояльности белорусского руководства к руководству России. Если эта лояльность будет сохраняться, то серьезных конфликтов мы не увидим. А если Беларусь будет расширять партнерство с ЕС, возможно, сделает какие-то независимые шаги в области внешней политики или даже, что трудно представить, пойдет на определенную степень внутренней демократизации, то Россия будет использовать фактор энергетических цен для оказания давления на Беларусь, как это бывало с другими нашими соседями.
- Когда Россия увязала вопрос отмены экспортной пошлины на нефть для Беларуси с приватизацией российским капиталом комплекса «Нафтан-Полимир», в Беларуси заговорили о шантаже. Как вы оцениваете такое требование?
- Есть не всегда различимая грань между обычным политическим торгом и шантажом. Я бы определил как шантаж то, что было три года назад, когда у нас был конфликт, связанный с перекрыванием вентиля нефтепровода. Шантаж - это ситуация, когда идет довольно грубое использование рычагов давления, в т.ч. энергетических, чтобы добиться обеспечения требований, выдвинутых в ультимативной форме. Сейчас я бы не стал употреблять такой термин, хотя очевидно, что Россия использует рычаги, чтобы сделать белорусские власти более сговорчивыми.
- Российские нефтегазовые компании давно пытаются получить доступ к белорусскому ТЭК, однако, за исключением сделки по продаже половины «Белтрансгаза», существенных приобретений в последние годы они так и не сделали. Но сейчас власти Беларуси говорят об усилении приватизационных процессов. 2010г. станет годом экспансии российского капитала в белорусскую нефтянку?
- Я осторожно отношусь к разговорам белорусских властей о перспективах приватизации. Пока я вижу, что они очень неохотно идут на передачу крупных долей в значимых предприятиях сторонним инвесторам. Контроль над крупнейшими предприятиями - стратегический элемент белорусской политики. Пока у власти находится Лукашенко, я не очень понимаю, как этот вектор фундаментально может измениться. По сути, потеря контроля над крупнейшими предприятиями страны очень ослабит внутриполитические позиции Лукашенко. Поэтому он и не торопится расставаться с активами. Сторонним инвесторам он пытается продать миноритарные пакеты в не очень значимых предприятиях. «Белтрансгаз» остается единственным предприятием, где ситуация сдвинулась с мертвой точки.
- Недавно правительство Беларуси подписало еще и соглашение о продаже Сбербанку РФ 93,27% акций «БПС-Банка», одного из четырех крупнейших банков страны, кредитующего флагманы белорусской промышленности. Может, приход российского инвестора в этот банк - первый шаг к установлению контроля над белорусской промышленностью? Кто за девушку платит, тот ее и танцует…
- Не думаю, что эту сделку стоит рассматривать как начало уступки белорусских активов. Скорее всего, это просто привлечение стороннего инвестора с деньгами и нормальной структурой баланса, чтобы решить проблемы конкретного банка. Мне не кажется, что этот пример стоит рассматривать как начало тренда по приходу российских собственников в экономику Беларуси.
- Какой, на ваш взгляд, будет политика России в 2010г. по кредитной поддержке стран СНГ и Беларуси в частности?
- Против такого кредитования выступают влиятельные люди в российской политике, в частности министр финансов Алексей Кудрин. Поэтому оно не будет носить сверхмасштабного характера, хотя отдельные кредиты будут выделяться, возможно, даже Беларуси. Но в любом случае такое кредитование будет обусловлено политическими требованиями, как это бывало раньше.
- В 2010г. Беларусь не получила всей той финансовой помощи, что рассчитывала получить от России, и нашим основным кредитором стал МВФ. Причем кредиты МВФ страна получала в обмен на согласованную с фондом жесткую программу экономических реформ. Это дало повод говорить, что Беларусь отдаляется от России и дрейфует в сторону Запада. У России нет интереса «вернуть» Беларусь с помощью кредитов?
- С одной стороны, сейчас для России, которая продолжает играть в игру геополитического влияния, вроде бы открывается окно возможностей по покупке политической лояльности стран СНГ через выделение им кредитов. С другой - в российском руководстве есть люди, которые совершенно справедливо опасаются, что такое кредитование приведет к формированию своего рода «черной дыры» из постоянно растущих обязательств с непонятной ликвидностью.
В отличие от МВФ или Всемирного банка, мы не имеем развитой инфраструктуры по оценке платежеспособности заемщика и по предъявлению к нему требований структурного характера, которые могли бы гарантировать, что кредитуемые страны проведут необходимые реформы и в будущем смогут такие кредиты вернуть. У нас нет рычагов влияния на ситуацию в тех странах, которые выступают дебиторами.
При этом, если открыть этот ящик Пандоры в виде кредитования экономик стран СНГ, выстроится немаленькая очередь за российскими деньгами. У России есть резервный фонд, но его возможности ограниченны. Он, скорее всего, будет исчерпан при сохранении нынешнего положения дел через 1-1,5 года. Кудрин понимает, что, стоит только начать, - и будет то же самое, что было с Советским Союзом, который погорел в значительной степени из-за того, что раздавал долги направо и налево развивающимся странам. Кудрин прекрасно осознает, что такая политика чревата проблемами и активно сопротивляется. Поэтому, думаю, этот рычаг давления не будет задействован в значительной мере, хотя отдельные кредиты будут выдаваться.
<spravka>Справка «БелГазеты». Владимир Милов родился в 1972г. в Кемерово. В 1994г. окончил электромеханический факультет Московского государственного горного университета по специальности «инженер-механик». В 1997-2001гг. работал в Федеральной энергетической комиссии РФ, где прошел путь от ведущего специалиста до начальника управления экономического анализа. В 2001г. возглавил экспертную группу в Центре стратегических разработок, отвечающем за разработку экономических программ российского кабинета министров. В декабре 2001г. назначен советником министра энергетики РФ. С мая по октябрь 2002г. - замминистра энергетики РФ. С ноября 2002г. возглавляет независимый аналитический экспертный центр - Институт энергетической политики. С 2008г. включился в политическую деятельность, опубликовав совместный с Борисом Немцовым доклад «Путин. Итоги» и войдя в состав оргкомитета по подготовке объединительной конференции демсил. В декабре 2008г. избран в политсовет и бюро объединенного демократического движения «Солидарность». Известен как общественный деятель и публицист. Ведет регулярные авторские колонки в российской газете «Ведомости» и интернет-издании «Газета.Ru».

Источник : http://www.belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

29.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

29.03.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация