Новости

«Российские энергетические цены для давления на Беларусь»

Практически все прогнозы развития белорусской экономики в 2010г. (как, собственно, и все прежние прогнозы) базируются на условиях сотрудничества, которые Россия предложит Беларуси: какой будет цена на газ, сохранится ли пошлина на российскую нефть, возобновится ли платежеспособный спрос на белорусскую продукцию на основном для нас рынке сбыта. Сколько бы ни говорили о диверсификации экспорта или смене внешнеполитического вектора, отношения с восточной соседкой пока остаются главным индикатором экономической ситуации в Беларуси.
О том, чего ждать в 2010г. Беларуси от России, а России - от Беларуси, корреспондент «БелГазеты» Валентина Овчинникова беседовала с главой российского независимого аналитического экспертного центра - Института энергетической политики, сопредседателем движения «Солидарность» Владимиром МИЛОВЫМ.
- По планам правительства Беларуси в 2010г. ВВП страны должен увеличиться на 11-13%. Учитывая экспортную ориентацию белорусской экономики, выполнение такого задания возможно лишь в случае восстановления платежеспособного спроса на белорусскую продукцию на основных для нас рынках сбыта. Вы видите предпосылки для роста спроса на белорусскую продукцию в России?
- К сожалению, нет. В этом году мы испытали рекордное падение, 15 лет российская экономика не знала таких коллапсов. И, хотя активное падение ВВП в следующем году, возможно, остановится, нет никаких оснований ожидать возобновления роста. Дело в том, что раньше движущими факторами быстрого роста экономики России были постоянный рост цен на нефть и крупномасштабный приток иностранного капитала. Притока иностранного капитала в ближайшие годы ждать не приходится. А при выросших аппетитах бюджета - сегодня бюджетные расходы планируются исходя из цены на нефть $100 за баррель - нынешних нефтяных цен недостаточно, чтобы стать движущей силой роста. А раз не возобновится экономический рост, не будет и роста внутреннего спроса.
Я, правда, не исключаю, что наше правительство в порядке братской взаимопомощи может какими-то искусственными мерами стимулировать закупки белорусских товаров, чтобы оказать политическую помощь белорусским властям.
- Неужели Россия откажется от политики протекционизма и создаст действительно равные условия работы на своем рынке для белорусских производителей?
- Я бы не сказал, что Россия в 2009г. вела какую-то активную протекционистскую политику. Были отдельные эпизоды, когда протекционистские меры были усилены. Например, это касается ввоза автомобильной продукции. Но в целом сокращение импорта в значительной степени было связано с ухудшением благосостояния населения и снижением платежеспособного спроса на импортные товары. По части импорта экономика Россия остается достаточно открытой.
- В уходящем году Беларусь, Россия и Казахстан подписали учредительные документы по созданию Таможенного союза. Беларусь не скрывает, что хотела бы получить льготные условия покупки энергоносителей. Полагаете, нашей стране удастся добиться этой цели?
- Я не очень верю во всю эту официальную риторику о Таможенном союзе и не готов чересчур оптимистично рассматривать перспективы этой организации. Эта риторика продвигается властями с 1990-х гг. Но остается достаточное количество барьеров и нерешенных вопросов во взаимоотношениях России и с Беларусью, и с Казахстаном. Например, Россия не готова давать свободный транзит казахстанским углеводородам.
Тем не менее совершенно очевидно, что по ценам поставок энергоресурсов Беларусь отличается от других стран - ближайших соседей России. И Москва будет использовать фактор поставок энергоресурсов в Беларусь по низким ценам в политических целях.
- Чего Россия потребует взамен?
- Спектр возможных требований со стороны России может быть очень широк. Это может быть обеспечение эксклюзивного доступа российских компаний к покупке белорусских активов, возврат к обсуждению идеи о введении российского рубля в качестве единой валюты России и Беларуси. Но главное, что, скорее всего, будет интересовать российские власти, - это обеспечение лояльности белорусского руководства к руководству России. Если эта лояльность будет сохраняться, то серьезных конфликтов мы не увидим. А если Беларусь будет расширять партнерство с ЕС, возможно, сделает какие-то независимые шаги в области внешней политики или даже, что трудно представить, пойдет на определенную степень внутренней демократизации, то Россия будет использовать фактор энергетических цен для оказания давления на Беларусь, как это бывало с другими нашими соседями.
- Когда Россия увязала вопрос отмены экспортной пошлины на нефть для Беларуси с приватизацией российским капиталом комплекса «Нафтан-Полимир», в Беларуси заговорили о шантаже. Как вы оцениваете такое требование?
- Есть не всегда различимая грань между обычным политическим торгом и шантажом. Я бы определил как шантаж то, что было три года назад, когда у нас был конфликт, связанный с перекрыванием вентиля нефтепровода. Шантаж - это ситуация, когда идет довольно грубое использование рычагов давления, в т.ч. энергетических, чтобы добиться обеспечения требований, выдвинутых в ультимативной форме. Сейчас я бы не стал употреблять такой термин, хотя очевидно, что Россия использует рычаги, чтобы сделать белорусские власти более сговорчивыми.
- Российские нефтегазовые компании давно пытаются получить доступ к белорусскому ТЭК, однако, за исключением сделки по продаже половины «Белтрансгаза», существенных приобретений в последние годы они так и не сделали. Но сейчас власти Беларуси говорят об усилении приватизационных процессов. 2010г. станет годом экспансии российского капитала в белорусскую нефтянку?
- Я осторожно отношусь к разговорам белорусских властей о перспективах приватизации. Пока я вижу, что они очень неохотно идут на передачу крупных долей в значимых предприятиях сторонним инвесторам. Контроль над крупнейшими предприятиями - стратегический элемент белорусской политики. Пока у власти находится Лукашенко, я не очень понимаю, как этот вектор фундаментально может измениться. По сути, потеря контроля над крупнейшими предприятиями страны очень ослабит внутриполитические позиции Лукашенко. Поэтому он и не торопится расставаться с активами. Сторонним инвесторам он пытается продать миноритарные пакеты в не очень значимых предприятиях. «Белтрансгаз» остается единственным предприятием, где ситуация сдвинулась с мертвой точки.
- Недавно правительство Беларуси подписало еще и соглашение о продаже Сбербанку РФ 93,27% акций «БПС-Банка», одного из четырех крупнейших банков страны, кредитующего флагманы белорусской промышленности. Может, приход российского инвестора в этот банк - первый шаг к установлению контроля над белорусской промышленностью? Кто за девушку платит, тот ее и танцует…
- Не думаю, что эту сделку стоит рассматривать как начало уступки белорусских активов. Скорее всего, это просто привлечение стороннего инвестора с деньгами и нормальной структурой баланса, чтобы решить проблемы конкретного банка. Мне не кажется, что этот пример стоит рассматривать как начало тренда по приходу российских собственников в экономику Беларуси.
- Какой, на ваш взгляд, будет политика России в 2010г. по кредитной поддержке стран СНГ и Беларуси в частности?
- Против такого кредитования выступают влиятельные люди в российской политике, в частности министр финансов Алексей Кудрин. Поэтому оно не будет носить сверхмасштабного характера, хотя отдельные кредиты будут выделяться, возможно, даже Беларуси. Но в любом случае такое кредитование будет обусловлено политическими требованиями, как это бывало раньше.
- В 2010г. Беларусь не получила всей той финансовой помощи, что рассчитывала получить от России, и нашим основным кредитором стал МВФ. Причем кредиты МВФ страна получала в обмен на согласованную с фондом жесткую программу экономических реформ. Это дало повод говорить, что Беларусь отдаляется от России и дрейфует в сторону Запада. У России нет интереса «вернуть» Беларусь с помощью кредитов?
- С одной стороны, сейчас для России, которая продолжает играть в игру геополитического влияния, вроде бы открывается окно возможностей по покупке политической лояльности стран СНГ через выделение им кредитов. С другой - в российском руководстве есть люди, которые совершенно справедливо опасаются, что такое кредитование приведет к формированию своего рода «черной дыры» из постоянно растущих обязательств с непонятной ликвидностью.
В отличие от МВФ или Всемирного банка, мы не имеем развитой инфраструктуры по оценке платежеспособности заемщика и по предъявлению к нему требований структурного характера, которые могли бы гарантировать, что кредитуемые страны проведут необходимые реформы и в будущем смогут такие кредиты вернуть. У нас нет рычагов влияния на ситуацию в тех странах, которые выступают дебиторами.
При этом, если открыть этот ящик Пандоры в виде кредитования экономик стран СНГ, выстроится немаленькая очередь за российскими деньгами. У России есть резервный фонд, но его возможности ограниченны. Он, скорее всего, будет исчерпан при сохранении нынешнего положения дел через 1-1,5 года. Кудрин понимает, что, стоит только начать, - и будет то же самое, что было с Советским Союзом, который погорел в значительной степени из-за того, что раздавал долги направо и налево развивающимся странам. Кудрин прекрасно осознает, что такая политика чревата проблемами и активно сопротивляется. Поэтому, думаю, этот рычаг давления не будет задействован в значительной мере, хотя отдельные кредиты будут выдаваться.
<spravka>Справка «БелГазеты». Владимир Милов родился в 1972г. в Кемерово. В 1994г. окончил электромеханический факультет Московского государственного горного университета по специальности «инженер-механик». В 1997-2001гг. работал в Федеральной энергетической комиссии РФ, где прошел путь от ведущего специалиста до начальника управления экономического анализа. В 2001г. возглавил экспертную группу в Центре стратегических разработок, отвечающем за разработку экономических программ российского кабинета министров. В декабре 2001г. назначен советником министра энергетики РФ. С мая по октябрь 2002г. - замминистра энергетики РФ. С ноября 2002г. возглавляет независимый аналитический экспертный центр - Институт энергетической политики. С 2008г. включился в политическую деятельность, опубликовав совместный с Борисом Немцовым доклад «Путин. Итоги» и войдя в состав оргкомитета по подготовке объединительной конференции демсил. В декабре 2008г. избран в политсовет и бюро объединенного демократического движения «Солидарность». Известен как общественный деятель и публицист. Ведет регулярные авторские колонки в российской газете «Ведомости» и интернет-издании «Газета.Ru».

Источник : http://www.belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом