Новости

«Надо прекратить мочить друг друга»

Минэкономразвития России направило в адрес белорусского МИДа ноту с перечнем мер, которые препятствуют доступу российских товаров на белорусский рынок. В связи с этим замминистра иностранных дел беларуси Андрей Евдоченко прокомментировал «Интерфаксу» возникшую ситуацию и призвал не оценивать ее как торговую войну.

С тех пор как было заключено белорусско-российское торгово-экономическое соглашение, прошло больше года. Но оно так и не было реализовано в полной мере. В частности, по оценке Минэкономразвития России, существуют 23 вида торговых барьеров, мешающих доступу российских товаров на белорусский рынок. Но больше всего раздражает Москву то, что ранее использовавшийся механизм квотирования импорта Минск вполне успешно заменил институтом специмпортера. К тому же в рамках действующей белорусской программы импортозамещения правительство по-прежнему доводит подведомственным организациям задания по объему импорта и обязывает отечественных производителей поставлять товары на внутренний рынок в установленных объемах. В общем, Минэкономразвития расценило эти действия как нарушение «действующего между Россией и Беларусью режима свободной торговли, предусматривающего свободное движение товаров».

Комментируя «Интерфаксу» претензии российской стороны, Андрей Евдоченко выразил несогласие с тем, что пресса квалифицирует подобную межгосударственную форму выяснения отношений как «торговую войну». Тем не менее он признал, что список претензий есть и у белорусской стороны, причем «в отдельных случаях он немного шире». Но белорусский МИД не шумит, а предпочитает «все вопросы обсуждать конструктивно». По словам Евдоченко, «нашим российским партнерам не нравится институт специмпортера». «А нам не нравится институт спецэкспортера», - заявил представитель МИДа. При этом он предложил оценить «влияние на взаимную торговлю наличия института спецэкспортера по газу и наличия специмпортера по рыбе, табаку и алкоголю».

По объему российский институт спецэкспортера, безусловно, окажется в более выигрышной позиции по сравнению с белорусскими масштабами закупки рыбы, табака и алкоголя. По правилам ВТО не должно быть ни того, ни другого. Но все страны, с которыми Россия провела двусторонние переговоры по вступлению в ВТО, согласились с тем, что российский экспорт нефти и газа может быть обложен пошлинами, а внутрироссийские цены будут выведены на рыночный уровень к 2011г. (хотя это может случиться и позже). Беларусь подобных переговоров с Россией не вела, поскольку не является членом ВТО, но зато как союзник платит только треть пошлины на импортируемую российскую нефть и вообще не платит 30-процентную пошлину на импортируемый российский газ.

По оценкам белорусского руководства, это обстоятельство еще долго будет оставаться сильным конкурентным преимуществом Беларуси перед другими потребителями российских углеводородов. «Видимо, Россия добьется права сохранить экспортные пошлины на газ при вступлении в ВТО. Применение же экспортных пошлин во взаимной торговле для стран - членов Таможенного союза запрещено, т.е. газ будет для Беларуси как минимум на 30% дешевле, чем для стран-соседей», - с надеждой сообщил вице-премьер Андрей Кобяков, выступая на прошлой неделе перед депутатам ПП НС.

И вряд ли у белорусского МИДа может быть другая точка зрения на этот счет, поскольку, чем больше страна закупит российских нефти и газа, тем большую выгоду получит от их последующей переработки и продажи на Запад. В таком случае есть смысл действительно сопоставить встречные выгоды, предоставляемые российским поставщикам табака, рыбы и алкоголя в Беларусь. Однако сопоставлять нечего, поскольку эти виды российских товаров встречают здесь не скидки с цены, а нетарифные барьеры, увеличивающие их стоимость и ограничивающие объемы ввоза.

Если же вспомнить о неравных условиях хозяйствования и конкурентных преимуществах, которые получают российские производители за счет более низких цен на потребляемые энергоносители перед белорусскими товарами, то этот аргумент тоже следует подвергнуть сомнению. Ведь осуществляя переработку российского газа и нефти и производя вполне конкурентные даже на российском рынке белорусские товары, крупные промышленные потребители получают немалые дотации. Зато другие предприятия страны, не производящие стратегически важных товаров (и население тоже!), давно уже платят за газ, нефть и российскую электроэнергию полновесные рыночные цены, что и делает отечественную продукцию заведомо более дорогой, чем российская. Вот поэтому в Беларуси и чинят препятствия российским коробейникам.

Характер торговых противоречий Беларуси и России носит антагонистический характер, поскольку Беларусь - потребитель энергоресурсов, а Россия - их производитель и поставщик. В этом их интересы будут несовместимы до тех пор, пока внутренние белорусские и российские цены на энергоносители не сравняются с мировыми. Поэтому напрасно замглавы МИДа дипломатично призывает: «Нам надо прекратить «мочить» друг друга, а заниматься совместным продвижением экспорта российской и белорусской продукции на внешних рынках, совместной поддержкой наших экспортеров с помощью имеющихся механизмов и инструментов, обеспечивать достойную защиту наших национальных производителей от растущего импорта из третьих стран».

Двигать на внешний рынок России, получающей 85% бюджетных доходов от продажи нефти и газа, вместе с Беларусью особенно нечего. Нефтепродукты, производимые из российских углеводородов, Беларусь прекрасно продает в Европу и без участия России. Изобилием производства высокотехнологичной продукции обе страны не отличаются. Пока они не могут даже разобраться и поделить рынки табака и алкоголя, и поэтому их торговый антагонизм в ближайшей перспективе будет только усиливаться.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация