Новости

Быть проще

Расплывчатость многих формулировок привела к тому, что проект закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства» был направлен на доработку. Нарекания, в частности, вызвала ст. 7 проекта, где указано, что законодательством могут предусматриваться, среди прочего, упрощенные требования к ведению бухучета и составлению бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства.
В ходе обсуждения возникла идея конкретизировать эту норму, прописав в законопроекте освобождение микроорганизаций (со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно) от ведения бухучета, разрешив им заполнять книги учета доходов и расходов.
Решит ли это проблемы малого бизнеса? Ведь организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, кроме плательщиков НДС и некоторых других случаев, и так имеют право на такую поблажку. И дублировать ее нет нужды, поскольку перейти на УСН могут предприятия с численностью до 100 человек. Тем же, кто уплачивает НДС и налог на прибыль в общеустановленном порядке, не столь уж важно, какими регистрами пользоваться — главное, обеспечить учет доходов и расходов для правильного определения облагаемой базы.
Как известно, бухгалтерский учет — это система непрерывного и сплошного документального отражения информации о хозяйственной деятельности организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухучета в соответствии с законодательством РБ. Возможно, для многих малых предприятий книга заменит все регистры аналитического и синтетического учета. Но это не избавит их от необходимости ведения первичных учетных документов. И если, например, накладные и путевые листы можно поручить кому угодно, то заполнение, скажем, карточек по учету основных средств и нематериальных активов уже требует специальных знаний.
К тому же, бухучет — это не только учетные регистры, а целый ряд весьма разнообразных процедур. Будут ли микро- и просто малые предприятия избавлены от проведения инвентаризации в случаях, когда она в силу норм ст.12 Закона обязательна? А ведь потребность в бухгалтерской информации определяется еще и тем, кто является ее пользователями. Например, банк оценивает платежеспособность заемщика по его бухгалтерской отчетности. И узаконенное право ее не составлять не повод для кредитодателя брать на себя дополнительный риск. Стало быть, если законодатель освобождает микропредприятия от ведения бухучета и составления отчетности, то логичным следующим шагом должна стать разработка механизма минимизации банковских рисков при кредитовании таких субъектов.
И, наконец, уделяя особое внимание микроорганизациям, не забывают ли законодатели об остальном малом и среднем бизнесе, который тоже с удовольствием бы облегчил свое учетное бремя? Вопрос лишь в том, как это сделать.
Е динственный критерий, установленный законопроектом, — численность: малые организации — от 16 до 100, а средние — от 101 до 250 человек включительно. Но сложность бухучета определяется не только количеством работников, но и множеством других факторов — спецификой деятельности, объемом выручки и документооборота, числом сделок, составом активов и т.п. С другой стороны, малые и средние организации сегодня обязаны вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность в том же объеме, по тем же формам и правилам, что и крупные предприятия. Именно здесь следует искать резерв упрощения бухучета.
По этому пути пошли разработчики Международных стандартов финансовой отчетности для малого бизнеса, опубликованных в июле Комитетом по МСФО (IASB). В этих стандартах вообще нет численных критериев определения малых и средних предприятий. Таковыми IASB считает непубличные коммерческие компании, составляющие финансовую отчетность общего назначения для внешних пользователей. Согласно стандарту компания является публичной, если ее долговые или долевые инструменты обращаются на фондовом рынке или если основной сферой деятельности компании является содержание или управление на доверительной основе активами широкого круга сторонних лиц (банки, кредитные союзы, страховые компании, брокерские/дилерские компании, паевые инвестфонды), а также компании, значимые для национальной экономики исходя из величины их активов и доходов, количества сотрудников, степени присутствия на рынке и объема внешних заимствований. Выбор остается за национальным законодательством.
Те же, кто не соответствует критериям публичности (по мнению IASB, в основном компании с численностью до 50 человек, не выпускающие ценные бумаги), могут представлять финансовую информацию в упрощенной форме. Таким образом, IASB положил в основу стандарта одно из принципиальных ограничений МСФО — выгоды, извлекаемые из информации, должны превышать затраты на ее получение. И хотя сам стандарт занял 230 страниц, включая 35 разделов, словарь, выводы, иллюстративную финансовую отчетность и перечень необходимых раскрытий (что, впрочем, в 10 раз меньше, чем все МСФО), существенное упрощение учетных принципов должно снизить стоимость составления отчетности.
Для этого упрощены многие базовые подходы МСФО, вычеркнуты вопросы, не имеющие непосредственного отношения к деятельности малого предприятия. Так, не требуется переоценка основных средств и представление промежуточной отчетности (в отличие от Беларуси), сокращено число альтернативных методов учета, в т.ч. оценки активов и обязательств, амортизации, затрат, упрощены требования к консолидированной отчетности и т.д. В итоге общее число всех требуемых раскрытий в отчетности сократилось в пять раз.
Отметим, что разработка МСФО для малого и среднего бизнеса заняла более двух лет и столько же их обсуждение и доводка. Зато изменения в эти стандарты МСФО будут вноситься только раз в 3 года, чтобы не напрягать лишний раз тех, кто их применяет.
Правда, пока приняли эти стандарты на вооружение только ЮАР и Австралия. Может, третьими стать? Ведь у упрощения, оказывается, несложный рецепт: не требовать лишнего…

Леонид ФРИДКИН


Источник: «Экономическая газета» www.neg.by




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk     МИД

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом