Нужно ли в Беларуси повышать пенсионный возраст и как это делать? Споры на эту болезненную тему разгораются все острее.
В начале 2008 года на встрече с российскими журналистами глава белорусского государства заявил: "Сегодня в России и Беларуси назрела необходимость повышения пенсионного возраста на 5 лет — не 55 и 60, а 60 и 65". При этом он подчеркнул, что "ни российский президент, ни я на это не идем".
Вместе с тем специалисты заинтересованных ведомств понимают, что проблема старения населения и, соответственно, проблема пенсионного обеспечения не решены, а просто отложены. И промедление лишь сделает их решение более болезненным.
В Беларуси, как и в большей части остального мира, наблюдается процесс старения населения, который проявляется в увеличении доли пожилых людей при сокращении доли детей и, соответственно, в сокращении доли населения трудоспособного возраста. Ожидается, что через 40 лет число пожилых людей в мире превысит число детей, хотя в отдельных странах, в том числе в Беларуси, численность пожилых людей еще 10 лет назад превысила численность детей. Средний же возраст населения Беларуси за последние полвека вырос на 10 лет — с 27 до 37 лет.
Стоит обратить внимание также на то, что у нас нагрузка на работающую часть населения, которая содержит пенсионеров, в 1,5 раза выше, чем в России, и гораздо выше, чем в странах Балтии и Польше.
И, судя по нынешней демографической ситуации, расходы на пенсии будут расти в геометрической прогрессии. Например, сегодня при том, что доля пожилых людей превышает 18%, доля пенсионных расходов составляет в Беларуси порядка 11% ВВП, а если доля пожилых людей окажется в два раза более высокой — 36% (что не выглядит таким уже малореальным) — затраты возрастут в 3 раза, до 33% ВВП. Такой уровень расходов может стать серьезным препятствием на пути экономического развития страны.
Сейчас вопрос о повышении пенсионного возраста в Беларуси вновь становится актуальным и еще по одной причине. Если в последние 10 лет в стране происходил прирост численности населения трудоспособного возраста (она увеличилась на 200 тыс. чел.), то с этого года и как минимум до 2015-го прогнозируется сокращение численности лиц трудоспособного возраста, так как этого возраста достигнут родившиеся в первой половине 1990-х годов (период резкого снижения рождаемости), а многочисленные поколения послевоенных лет начнут выходить на пенсию.
Но самый главный аргумент — это то, что без повышения пенсионного возраста будет сложно обеспечить приемлемый уровень пенсий. Кроме того, если действующую пенсионную систему не реформировать, то в 2050 г. пенсионный тариф может составить около 60% от фонда оплаты труда нанимателя (Веселов Ю., НЭГ, № 925). Добиться этого экономически нереально.
Так что, хотя многим кажется крамольной сама мысль о повышении возраста выхода на пенсию, в будущем без этого обойтись, похоже, нельзя. Однако не надо бояться повышения пенсионного возраста. Опыт многих стран показывает, что можно предложить населению такой механизм его повышения, который будет встречен с пониманием и в целом будет одобрен обществом. Но чтобы иметь возможность его реализовать, важно не затягивать с решением самой проблемы.
Многие считают, что пенсионный возраст мужчин в Беларуси поднимать нельзя, так как продолжительность их жизни весьма мала. При этом утверждается, что когда будет реформирована система здравоохранения, улучшатся условия жизни (повысится культура питания, снизится число стрессов, потребление табачных и алкогольных изделий) и соответственно увеличится продолжительность жизни, то тогда и можно будет повышать пенсионный возраст.
Наоборот, есть несколько весомых аргументов в пользу того, что пенсионный возраст можно повышать и не дожидаясь роста продолжительности жизни.
В-третьих, хотя ожидаемая продолжительность жизни в Беларуси может остаться на нынешнем уровне или незначительно повыситься, уже в ближайшие годы продолжится быстрое сокращение абсолютной численности населения в трудоспособном возрасте и увеличение числа пожилых людей. При нынешних параметрах пенсионной системы и рынка труда это будет означать резкое увеличение пенсионной нагрузки, ложащейся на трудоспособное население, что может негативно сказаться не только на финансовом обеспечении действующей пенсионной системы, но и на перспективах экономического развития страны в целом.
Проблемой старения населения озабочены многие страны, и увеличение пенсионного возраста — один из распространенных способов решения этой проблемы на государственном уровне. Это позволяет сократить число пенсионеров и расходы пенсионной системы и увеличить предложение труда, а соответственно и налоговые поступления, включая те, которые идут на выплату пенсий.
В настоящее время Министерство труда и социальной защиты заявляет, что повышение пенсионного возраста в Беларуси не планируется. В связи с вышесказанным, возможно, целесообразнее было бы поступить как раз наоборот — объявить, что оно планируется, но скажем, через 10-15 лет, и будет распространяться лишь на тех работников, чей возраст на данный момент не превышает 45 лет.
Удивительно, но при обсуждении данной темы пока не звучит мысль о целесообразности на первом этапе универсализации в Беларуси пенсионного возраста мужчин и женщин, скажем, для начала на уровне 60 лет.
Во-первых, "стареют" как раз преимущественно женщины.
Во-вторых, это согласуется с опытом соседних стран. В этом отношении показателен опыт Латвии, которая как раз сейчас завершает универсализацию пенсионного возраста мужчин и женщин; каждый год пенсионный возраст женщин увеличивается там на полгода и к концу этого года он сравняется с пенсионным возрастом мужчин на отметке 62 года. То же самое делают Эстония (только отметка универсализации там составляет 63 года), Литва (62,5 года), Великобритания (68 лет). Во многих странах пенсионный возраст женщин и мужчин уже универсализирован — это Япония (70 лет), Германия, США, Канада (все — 65 лет), Франция (62,5 года).
Чтобы лучше представлять цену вопроса, переведем его в цифры. Уже к 2010 г., чтобы обеспечить запланированные темпы экономического роста, надо будет дополнительно изыскать не менее 430 тыс. работников. Если заглядывать еще дальше, скажем, на 10-15 лет вперед, то число необходимых дополнительных работников будет исчисляться цифрой более 1 млн. человек.
Стимулирование рождаемости и повышение пенсионного возраста — это наиболее простые подходы к решению проблемы старения населения. Однако не стоит забывать и о других возможных источниках пополнения трудовых ресурсов.
В экономической истории Беларуси были периоды, когда за одно-два десятилетия выезжали из Беларуси свыше миллиона человек (1950-1964, 1888-1914 гг.) и приезжали столько же (1965-1980). Эти перемещения вызваны были прежде всего наличием высокооплачиваемых рабочих мест. Если в этом направлении сейчас не принять программу действий, то Россия или Украина могут опередить нас в этом и начнут в массовом порядке привлекать на постоянное место жительство молодых белорусов, создавая им более благоприятные условия для трудоустройства (не говоря уже о странах ЕС).
Все эти источники увеличения экономически активного населения не способны решить проблему старения населения, но вполне в состоянии ее смягчить. Приятно ведь было бы и правительству, и населению услышать такую новость, что за счет этих источников пенсионный возраст в итоге надо повышать не до 65 лет, а, скажем, до 62,5 лет. Есть разница, правда? Поэтому недооценивать эти источники не стоит.
Вернуться в рубрику "Новости" | Версия для печати |
08.04.2024«БелВентаТекс» ООО специализируется в вопросах вентиляции, кондиционирования, холодоснабжения, выполняя весь комплекс услуг «под ключ».
ООО «БелВентаТекс» - единственный производитель текстильных воздухораспределителей в Беларуси.
08.04.2024Продажа сахара оптом, мука пшеничная покупаем и продаем.
Нуждаемся в оптовых поставках продуктов питания- компания «НастинДар»
07.04.2024Успешно работаем на рынке инженерных изысканий с 2010 года-Геоэкопроект ООО
Геоэкопроект ООО выполняет:обследование оснований фундаментов и инженерно-геологические шурфы.
07.04.2024ООО «Калина» является предприятием с замкнутым циклом производства
ООО «Калина» создано в 1996 году.
06.04.2024ООО «БелЛугаАбразив» - крупнейший поставщик абразивной продукции российских и зарубежных производителей в Республику Беларусь.
ООО «БелЛугаАбразив» является одним из крупнейших поставщиков абразивных материалов, электроинструмента, алмазного инструмента.