Новости

НЕФТЯНКА ЗАЖИГАЕТ

Зампред концерна «Белнефтехим» Михаил Осипенко публично связал невысокую эффективность белорусской нефтепереработки с затянувшейся стабильностью внутренних цен на нефтепродукты. Как оказалось, неслучайно. По данным «Интерфакса», «Белнефтехим» подталкивает правительство к повышению цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.

"Нефть дорожает, а на нашем рынке цены на нефтепродукты остаются без изменений. Этот момент сказывается на эффективности переработки нефти в нашей стране», - скромно посетовал на условия хозяйствования замглавы «Белнефтехима», выступая на выставке «Химия. Нефть и газ». Но правительство сделало вид, что не поняло ненавязчивого намека Михаила Осипенко. И реакцию правительства следует оценить как вполне адекватную, поскольку Осипенко тут же признался, что по результатам работы за январь-апрель 2008г. концерн имеет положительную рентабельность нефтепереработки. Причем «существенно большую, чем в аналогичном периоде прошлого года».

На прошлой неделе в концерне решили выразить свою мысль четче. «В условиях увеличения мировых цен на нефть концерн «Белнефтехим» считает необходимым повысить цены на нефтепродукты на внутреннем рынке», - сообщили «Интерфаксу» в «Белнефтехиме». Однако подобные аргументы неубедительны, поскольку Беларусь, как известно, приобретает нефть, оплачивая только треть российской экспортной пошлины, т.е. по льготным, а не по мировым ценам, и на каждой тонне экономит $264,74 (с 1 июня 2008г.). Зато нефтепродукты, произведенные из российской нефти, экспортируются за рубеж по мировым ценам, наполняя доходами республиканский бюджет. Часть этого дохода (в размере, превышающем российскую экспортную спецпошлину) поступает белорусским НПЗ в виде премий (субсидий) за каждую переработанную тонну нефти. Так что от роста мировых цен белорусские НПЗ не страдают, а получают свою долю прибыли.

Другое дело - внутренний рынок нефтепродуктов. Его потребности ограничены 6,5-7 млн. т нефти. Поэтому государство стимулирует экспорт нефтепродуктов и одновременно ограничивает внутренние цены на автотопливо. На белорусском внутреннем рынке топлива доходы получает только государство. Например, за счет акциза, величина которого в розничной цене бензина составляет почти 50%. Зато НПЗ, продавая бензин на внутреннем рынке, несут убытки, поскольку совокупные издержки и все налоги, уплачиваемые НПЗ на данном сегменте, превышают 100%.

Таким образом, проблема убыточности реализации нефтепродуктов белорусским потребителям обусловлена действием налоговой системы, а не мировыми ценами, на которые ссылается Осипенко. Стоит лишь снизить размер акциза и увеличить долю НПЗ в розничной цене, как тут же исчезнут убытки. Но тогда снизится эффективность экспорта и возникнет проблема поставок российского сырья на НПЗ, как это уже случилось в начале прошлого года. Поэтому замглавы «Белнефтехима» предлагает решить проблему взаимоприемлемым способом - за счет покупателей. Так, в 2007г. эту операцию проделывали 4 раза, и розничные цены на дизтопливо и бензин выросли почти на 20%. Рост внутренних цен не остановило даже временное снижение (на 25%) цен на нефть на мировом рынке.

В этом году правительство пока не поднимало цены на бензин, но не из-за любви или жалости к потребителю. Правительство считает, что выйти на прогнозные параметры по инфляции (6-8%) в т.г. уже не удастся, поскольку темпы инфляции выше, чем в 2007г. При этом учитывается, что нефтепродукты - товар универсальный, используемый во всех отраслях экономики. Стоит только тронуть цены на топливо, как себестоимость всех товаров пойдет в гору, и индекс годовой инфляции потребительских цен достигнет отметки 15-20%, в то время как для обеспечения инвестиционной привлекательности белорусской экономики инфляцию необходимо удержать в пределах 10% за год.

Ускорение инфляции, безусловно, вызовет разочарование иностранных инвесторов и трансформируется в сокращение притока иностранных кредитов и капитала. В этом случае под угрозой окажется не только выполнение плана по модернизации экономики. Ради сохранения темпов социально-экономического развития страны Нацбанк неизбежно вынужден будет ужесточить дисконтную политику. Причем повышать ставку рефинансирования придется крайне осторожно, поскольку даже небольшое повышение может создать у мелких и средних банков большие финансовые проблемы. А резким повышением ставки рефинансирования, по словам главы Нацбанка Петра Прокоповича, «можно развалить банковскую систему».

Зато в условиях крайне благоприятной мировой конъюнктуры никакой серьезной угрозы для «Белнефтехима» не просматривается. Концерн не развалился, хотя и закончил прошлый год с рентабельностью нефтепереработки в 2-5%. Два нефтеперерабатывающих предприятия вошли в число лидеров по объему полученной прибыли: «Нафтан» занял 2-е место с прибылью в Br153,5 млрд., а Мозырский НПЗ - 4-е по стране с прибылью в Br96,3 млрд.

В этом году рентабельность нефтепереработки на НПЗ составляет около 10%. Значит, концерн пережил свои худшие времена и у правительства есть все основания реагировать на ходатайства нефтепереработчиков по принципу «позднего зажигания». Спешить некуда. Не обеднеют. Пусть лучше ходатайствуют об ускорении процесса приватизации в отрасли. Пользы от этого для инвестиций будет больше.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

14.12.2017За 70 летнюю историю своей деятельности на строительном рынке ОАО «Гроднопромстрой» накоплен огромный опыт строительства
За 70 летнюю историю своей деятельности на строительном рынке ОАО «Гроднопромстрой» накоплен огромный опыт строительства

13.12.2017Новая услуга от Санстройгрупп ООО -гидравлическая промывка канализации
Новая услуга от Санстройгрупп ООО -гидравлическая промывка канализации

12.12.2017IBA Group на конференции «Код информационной безопасности» в г. Астане
7 декабря 2017 года IBA Group приняла участие в очередной из серии конференций «Код информационной безопасности».

12.12.2017ЧТУП «АрмаТехКомплект» успешно работает на рынке трубопроводной арматуры с 2005 года
ЧТУП «АрмаТехКомплект» успешно работает на рынке трубопроводной арматуры с 2005 года

11.12.2017Компания Volvo Trucks выиграла премию «Лучший грузовик в сфере устойчивого развития 2018»
Компания Volvo Trucks выиграла премию «Лучший грузовик в сфере устойчивого развития 2018»


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2017
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
    МИД

Каталоги предприятий
Все права защищены © 2017 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом