Новости

ИННОВАЦИИ НА СЛУЖБЕ ИНТЕГРАЦИИ

Белорусская экономика пока еще не настолько суверенна, чтобы отказаться от дешевых российских энергоносителей. Поэтому Минск не спешит выполнять в полном объеме условия торгово-экономического соглашения, подписанного в марте прошлого года между Россией и Беларусью. МИД затягивает подготовку межправительственного соглашения о принципах субсидирования в экономике, выдвигая все новые переговорные аргументы.

Несмотря на затишье в союзном строительстве, белорусское правительство не теряет надежды отстоять свое право на единые цены на российские углеводороды. Выступая на заседании комиссии по международным делам и связям СНГ в ПП НС, замминистра иностранных дел Андрей Евдоченко рассказал депутатам о самой свежей инициативе белорусской дипломатии. «Со своей стороны мы заявили об отказе от массовой господдержки, если у нас будут единые цены на нефть и газ», - цитирует замминистра «Интерфакс». Таким образом, Евдоченко послал предельно ясный мессидж российским экспертам, которые наивно полагают, что, отдав половину «Белтрангаза», Беларусь исчерпала все аргументы в отстаивании своего права на покупку энергоносителей по самым низким ценам. Таких козырей в нашей колоде навалом.

Однако чем обернется на практике отказ от массовой господдержки предприятий, Евдоченко депутатам детально не разъяснил. Ведь реально белорусская экономика может отказаться только от прямых финансовых дотаций и субсидий, направляемых в адрес конкретных госпредприятий, поскольку к этому Беларусь подталкивают переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации (ВТО). Но правила этой конторы не исключают возможности выдачи льготных кредитов предприятиям, предоставления налоговых льгот, а также оказания финансовой поддержки целым отраслям. Поэтому идея, предложенная белорусской стороной, на первый взгляд представляется достаточно интересной.

Однако существуют большие сомнения в том, что россияне клюнут на новую белорусскую инициативу. В Москве прекрасно понимают: Минску все равно придется менять действующий механизм господдержки. Это неизбежно. А после его реформирования, уже с 2009г., на смену прямой финансовой помощи придут резко возросшие объемы косвенной господдержки белорусских предприятий. Планы белорусского Минфина на этот счет хорошо известны. «В бюджете планируется сохранить активную поддержку реального сектора экономики со стороны государства. Более того, предлагается расширить ее за счет корректировки подходов к оказанию и увеличить бюджетные расходы на эти цели», - заявил недавно первый замминистра финансов Андрей Харковец.

К тому же слишком несопоставимы российский и белорусский рынки, чтобы можно было говорить о равной заинтересованности сторон во взаимном проникновении. Все это наверняка учитывалось, прежде чем Россия заявила о переходе на рыночные принципы ценообразования при поставках энергоносителей в страны СНГ. Сегодня российская стратегическая линия подкреплена ратифицированными двусторонними соглашениями. В соответствии с действующей российской стратегией Беларусь может получить право равного доступа к российским энергоносителям только в том случае, если будет создана реальная конфедерация двух стран.

Однако надежда умирает последней. Белорусская экономика, несмотря на заявленный инновационный путь развития, тяжело расстается с дешевыми российскими энергоносителями. Освоение космоса, переход на атомную энергетику, клонирование коз - красивые лозунги с невысокой экономической отдачей. На самом деле перспективы любого белорусского производства - традиционных тракторов или инновационных макарон - прямо упираются в цены энергоносителей. Поэтому МИД не теряет надежд и продолжает генерировать и обогащать любые интеграционные идеи, обещающие прямой экономический эффект. Все они сводятся к тому, чтобы получить равные цены на российские энергоносители, не поступившись национальным суверенитетом.

Строго придерживаясь этого правила, белорусское руководство демонстрирует заинтересованность в формировании таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (Россия, Казахстан и Беларусь), поскольку в этом случае Россия не будет применять экспортные пошлины на газ и нефть, поставляемые для внутренних нужд нашей страны. «При всех условиях газ для Беларуси будет на 30% дешевле, чем, например, для Украины», - пояснил Евдоченко. По нефти тоже предстоят новые переговоры, в ходе которых нужно будет пересмотреть действующее соглашение, и не исключено, что придется вернуться к практике раздела экспортных пошлин, устанавливаемых на нефть, перерабатываемую в Беларуси и экспортируемую за рубеж. По остальным товарам экономический эффект, на который мы можем рассчитывать в результате присоединения к режиму беспошлинной торговли, действующему в рамках таможенного союза, замминистра оценил в миллиарды.

Чем дольше Россия будет сохранять внутренние цены на энергоносители для отечественных потребителей, тем дольше будет сохраняться соблазн доступа к низким ценам у белорусского руководства. Перспективы в этой области многообещающие. На днях замглавы Минэкономразвития России Андрей Клепач сообщил, что переход на принцип равнодоходности поставок газа переносится с 2011г. на 2014-15гг. Значит, и белорусское правительство может по-прежнему рассматривать интеграцию как наиболее перспективный ресурс для инновационного развития страны.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk    

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом