Новости

Асимметричный ответ "Томагавкам"

ПВО СНГ сегодня не устоит против высокоточного оружия. К такому неутешительному выводу приходят военные аналитики.

 
Александр АЛЕСИН
 

Первый после распада СССР полномасштабный военный парад на Красной площади, посвященный 63-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, Кремль преподнес как демонстрацию растущей уверенности России в себе и ее притязаний на все большее влияние в международных делах.

 
Крылатая угроза.
 

Однако многие эксперты посчитали это мероприятие чисто пропагандистской акцией, призванной показать успехи страны в модернизации оборонного комплекса, в то время как реальные достижения РФ в области военного строительства и модернизации ВПК достаточно скромны.

 

Более того, отставание боевых возможностей Вооруженных сил России и ее союзников от армий передовых стран Запада (прежде всего в высокотехнологичных видах вооружения и боевой техники, таких как авиация и средства ПВО) в последнее время даже увеличилось.

 

В качестве доказательства критики Кремля приводят результаты состоявшегося 5 мая 2008 г. заседания военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ под председательством ее главы, тогда еще первого вице-премьера Сергея Иванова. На нем шла речь о серьезных недостатках в деле разработки и подготовки к серийному производству систем и комплексов ПВО, способных эффективно противостоять современным средствам воздушного нападения.

 

Вопрос этот в конце XX — начале XXI века стал весьма актуальным в связи с тем, что высокоточные средства воздушного нападения, прежде всего крылатые ракеты (КР), стали развиваться особенно интенсивно и превратились в первостепенную угрозу даже для высокоразвитых в военном отношении стран.

 

Начав боевые действия ударами КР, можно в относительно короткий срок подорвать оборонный и экономический потенциал противника, дезорганизовать работу органов госуправления и командования вооруженными силами, довести до паники войска и население. После проведения воздушных наступательных операций, основой которых является массированное применение КР, может и не потребоваться завоевания территории противника для достижения конечных целей войны.

 

Таким образом, борьба с КР стала важной военной проблемой современности, одним из основных показателей не только эффективности ПВО любого государства, но и всей его военной организации.


 
 
Уроки Белграда.
 

О том, что это не измышления досужих теоретиков, убедительнее всего свидетельствуют результаты воздушной операции НАТО против Югославии в 1999 г. Тогда, по официальным данным, для нанесения ударов по 900 различным объектам этой страны были использованы более 1.000 высокоточных крылатых ракет.

 

Уже в первый период операции в результате применения КР воздушного и морского базирования были на 100% разрушены мощности нефтехимической промышленности Югославии, на 50% — индустрии боеприпасов, на 70% — авиационной промышленности, на 40% — танковой и автомобильной промышленности; было поражено 40% нефтехранилищ, 100% мостов через Дунай, 70% автомобильных и железных дорог.

 

И хотя с момента операции НАТО против СФРЮ прошло уже 9 лет, многое говорит о том, что возможности противовоздушной обороны стран СНГ (включая и наиболее продвинутые в этом отношении на постсоветском пространстве Россию и Беларусь) по противодействию современным средствам воздушного нападения (учитывая наращивание количества высокоточного оружия (ВТО), а в особенности его тактико-технических характеристик) практически не увеличились.

 

Это, очевидно, и стало главной причиной включения в повестку дня упомянутого выше заседания военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ пункта о разработке программы, предусматривающей создание "межвидовой унифицированной по управлению и информационным средствам системы средств защиты Вооруженных сил, экономики и инфраструктуры страны от высокоточного оружия".

 

Ставя перед российскими оборонщиками эту задачу, куратор ВПК подчеркнул, что сегодня на вооружении ПВО РФ (добавим от себя — и ее союзников, включая РБ) находятся ЗРК, разработанные на основе технологий и элементной базы еще 60-70-х гг. прошлого века. Это требует безотлагательного и быстрого переоснащения частей ПВО новейшим вооружением, способным к отражению массированных атак с использованием самых современных средств воздушно-космического нападения.

 

Ставя задачу создания единой системы зенитного ракетного оружия и подготовки его серийного производства, Сергей Иванов счел необходимым обозначить проблемы, которые грозят серьезно осложнить и даже затормозить данный процесс. Наиболее острые из них связаны "с финансированием, определением кооперации, недостатком производственных мощностей для серийного производства, качеством поставляемых комплектующих изделий".

 

Отсюда независимые эксперты делают вывод о том, что создание достаточно эффективной противовоздушной обороны даже наиболее важных объектов на территории России может потребовать столько времени, за которое успеют устареть даже такие суперсовременные ЗРК, как С-400 "Триумф".

 

Все вышеизложенные целиком и полностью относится и к ПВО Беларуси, на вооружении которой состоят ЗРК и средства обнаружения, произведенные еще в советские времена. Многие из них вследствие морального и физического старения уже требуют не просто глубокой модернизации, а замены. Однако в сложившейся военно-политической ситуации поставщиком новых систем оружия для противовоздушной обороны РБ может быть только РФ, о ситуации в ВПК которой было сказано выше.

 
Эти предусмотрительные янки.
 

Между тем американцы, в арсенале которых КР, наверное, больше, чем у вооруженных сил всех остальных стран мира вместе взятых, работают над созданием интегрированной системы защиты от них уже давно. Суть их замысла — в объединении для решения данной задачи всех имеющихся и перспективных средств противодействия воздушно-космическому нападению. И сейчас работы по совершенствованию методов борьбы с ВТО ведутся во всех видах ВС США.

 

Как сообщило несколько месяцев назад агентство Reuters, до конца 2008 г. на восточном побережье США будет развернута первая система ПВО, обладающая расширенными возможностями защиты от атак с использованием КР. Она должна будет прикрывать территорию между Вашингтоном и Бостоном — один из самых густонаселенных и экономически значимых районов США.

 

В качестве основного противника здесь рассматривают дозвуковые низколетящие высокоточные КР типа американских "Томагавк", российских "Гранат" и "Клаб-С". Одной из причин, заставивших потратить несколько миллиардов долларов для ее создания, называется принятие на вооружение военно-морскими силами ряда стран современных подлодок, способных запускать КР через торпедные аппараты.

 

О средствах ПВО, которыми планируется оснастить новую систему, не сообщается, однако можно предположить, что без наработок в рамках проекта JLENS (Joint Land attack cruise missile defense Elevated Netted Sensor system) ее создатели вряд ли обошлись. Как показал опыт боевых действий в Ираке и на Балканах, без своевременного обнаружения КР и оповещения о них огневых средств ПВО эффективная борьба с ВТО попросту невозможна.

 

В связи с этим компания Raytheon получила подряд от командования сухопутных сил на разработку объединенной аэростатной радиолокационной системы. Основу JLENS составляют радары различного предназначения, установленные на гелиевых аэростатах, аппаратура обработки информации и связи.

 

РЛС обнаружения, точного сопровождения и подсветки PTIR (Precision Tracking and Illumination Radar), размещаемые в гондолах аэростатов, обеспечивают загоризонтное (в отличие от станций наземного базирования) обнаружение воздушных целей (в том числе малоразмерных и низколетящих), точное измерение их координат, сопровождение и наведение на них ракет зенитных комплексов (сейчас это в основном Patriot PAC-3).

 

Для решения аналогичных задач ВВС США реализуют программу модернизации самолетов ДРЛО и управления Е-ЗА системы AWACS, состоящих на их вооружении. В военно-морских силах продолжается совершенствование автоматизированной системы управления силами и средствами ПВО/ПРО ВМС (СЕС — Cooperative Engagement Capability) и модернизация палубного самолета ДРЛО Е-2С "Хокай".

 

С целью повышения эффективности борьбы с КР американские специалисты в области ПВО, кроме совершенствования средств обнаружения и огневого противодействия, предполагают продолжить совершенствование средств радиоэлектронной борьбы, нарушающих работу бортовых навигационных комплексов, и приборов, обеспечивающих точное наведение ракет на цель.

 
Голь на выдумку хитра.
 

Понятно, что создание противовоздушных систем, подобных описанным выше, могут себе позволить только наиболее богатые и продвинутые в сфере высоких технологий страны. Тем, у кого пока "желания не совпадают с возможностями", аналитики рекомендуют подналечь на средства защиты другого плана.

 

По мнению экспертов, весьма эффективным является изменение видимых очертаний местности в районах коррекции траектории полета КР и контуров вероятных объектов поражения, маскировка потенциальных целей с помощью аэрозолей, инженерного оборудования и окраски, создание ложных позиций с натурными макетами техники и др.

 

Простым и достаточно действенным средством борьбы с крылатыми ракетами является использование легких сетей, напоминающих рыболовные. Они могут устанавливаться на вероятных направлениях и высотах полета КР стационарно или подниматься в нужное время по сигналам специальных датчиков.

 

Очевидно, в связи с затягиванием на неопределенное время переоснащения войск ПВО РФ современными высокотехнологичными вооружениями, российские разработчики в последнее время предложили ряд достаточно простых, но, как они утверждают, действенных мер защиты от высокоточного оружия, оснащенного головками самонаведения, работающими в видимом, инфракрасном и радиолокационном спектрах излучения.

 

Речь идет о постановке при помощи специальных боеприпасов дистанционного подрыва воздушной завесы, снижающей контрастность обороняемого объекта в указанных спектрах излучения. Это должно привести к дезориентации средства нападения.

 

Еще более оригинальный способ борьбы с ВТО предложен исследователями компании "Ресурспроминвест". Суть его заключается в том, что на пути КР залпом мортир (пушек с коротким коническим стволом) создается большое облако щебенки, повреждающее аэродинамические рули и головки наведения. После чего ракета теряет высоту, падает на землю и взрывается. Управление стрельбой осуществляется по командам штатных средств наблюдения и оповещения ПВО.

 

Судя по тому, что поступления новых российских систем зенитного оружия придется ждать достаточно долго, белорусским военным, очевидно, следовало бы c большим вниманием отнестись к методам борьбы с ВТО из числа перечисленных выше, даже несмотря на их некоторую неординарность.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

14.03.2024Приобретать наш продукт выгодно, ведь высокое качество мы сочетаем с низкой стоимостью.
Мы производим продукцию, которая позволяет сделать мир чище! ЗАО «Ливсор»

13.03.2024Резиновые покрытия Rubtex® — современное и экологичное покрытие
Резиновая плитка Rubtex из резиновой крошки совсем недавно появилась на рынке в Беларуси

12.03.2024Вся мука, которую производит Сморгонский комбинат хлебопродуктов является цельнозерновой
Попробуйте муку от «Сморгонского КХП» и вы оцените её за неповторимый вкус!

12.03.2024Промышленный альпинизм в Бресте
Брестпромальп ЧП предлагает услуги в области промышленного альпинизма

12.03.2024ОАО «Завод «Оптик» предлагает широкий выбор уникальной маркетинговой продукции – сувениров из стекла собственного производства
Производство сувениров из стекла собственного производства с логотипом вашей фирмы


12 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация