Новости

МАЗ в обмен на газ

Обозначились новые веяния в интеграции

 

Беларусь должна снять препоны на пути российских инвесторов, считают в руководстве РФ, иначе она может лишиться льгот и преференций.

 
Александр АЛЕСИН
 

Похоже, что властям Беларуси придется-таки поделиться своими наиболее привлекательными активами с инвесторами из соседней страны. Именно этот шаг навстречу российскому капиталу, как пишет, ссылаясь на Reuters, "Русский Newsweek", будет условием предоставления Минску нового льготного кредита на оплату дорожающего газа и сохранения щадящей ценовой политики в сфере поставки энергоносителей.

 

По информации источников в Правительстве РФ, нынешняя ситуация в экономических отношениях двух стран больше не устраивает Москву. Там уже не хотят мириться с тем, что, поддерживая длительное время союзника льготными ценами и кредитами, открывая ему беспрепятственный доступ на свой внутренний рынок, Россия, по сути дела, превратилась в сырьевой придаток своего младшего партнера.

 

Согласно сегодняшним взглядам руководства РФ интеграция в рамках Союзного государства должна выглядеть несколько иначе. А именно: получая экономическое содействие и обильные преференции, власти РБ должны побуждать свои крупные предприятия к максимально тесному взаимодействию с российскими компаниями. Причем белорусские автомобильные и сельхозмашиностроительные гиганты в этом перечне называют в числе первых.

 

Не исключено, что об участии российского бизнеса в приватизации белорусских предприятий наряду с прочими вопросами говорил и Владимир Путин с Александром Лукашенко на двусторонней встрече в рамках прошедшего на днях форума премьер-министров стран СНГ.

 

В этом свете весьма важной выглядит состоявшаяся на прошлой неделе встреча президента Беларуси с председателем наблюдательного совета компании "Базовый элемент", председателем совета директоров ОАО "Русские машины" Олегом Дерипаской.

 
Похвальное слово настойчивости.
 

Вот уже на протяжении целого ряда лет этот бизнесмен пытается приобрести контроль над ключевыми предприятиями белорусского машиностроения, в первую очередь над Минским автомобильным заводом, пополнив им свою Группу ГАЗ. Первое предложение руководству РБ относительно покупки МАЗа было сделано Олегом Дерипаской еще в 2001 г. Правда, цена за флагман отечественной индустрии была названа оскорбительно низкая (чрезмерная расточительность не присуща богатым людям) — каких-то 50 млн. USD, и дело не сладилось.

 

Последующие посулы были заметно более щедрыми, но благоприятная конъюнктура на рынке грузовой автотехники СНГ (где россияне, заметим, — главные покупатели) не способствовала сговорчивости белорусских властей. В итоге процесс переговоров (то оживляясь, то затухая) затянулся на годы. И только теперь, когда экспансия зарубежных производителей автомобилей на постсоветское пространство стала приобретать угрожающие масштабы, стороны, похоже, стали нащупывать точки соприкосновения.

 

Да и как иначе, если в 2007 г. только в Россию из-за рубежа было поставлено 35.400 новых и 30.290 б/у грузовиков общей массой свыше 5 т. В сумме это 66.320 шт., что лишь немногим меньше, чем выпустили за этот же период все российские автозаводы (86.225 шт.). Еще 27.160 шт. таких машин, поступивших в большинстве своем на российский рынок, было произведено в Беларуси и Украине. Всего же (с учетом легких грузовиков) в прошлом году в Российской Федерации было выпущено 287.914 грузовых автомобилей, а импорт составил 127,9 тыс. шт. на сумму 2,903 млрд. USD.

 

Сопоставление этих цифр делает понятными опасения не только российских, но и белорусских и украинских производителей коммерческих автомобилей за свое будущее, ведь рынок РФ является основным и для них. Тем более что не так давно стало известно о появлении нового могучего игрока в сегменте тяжелых грузовиков в лице альянса VW-Scania-MAN. Словом, вопрос защиты своих рыночных позиций для бывших советских автозаводов приобретает все большую остроту.

 
Основа для компромисса.
 

Как заявил на вышеупомянутой встрече с О. Дерипаской президент Лукашенко, сегодня, чтобы выстоять в условиях жесткой конкуренции, надо работать вместе, объединить усилия исходя из общих интересов. Последние предложения гостя выглядят достаточно привлекательными, и белорусский лидер "готов принимать решения", если удастся согласовать подходы, сформировать общее видение перспектив.

 

В свою очередь российский олигарх счел нужным подчеркнуть, что для возглавляемых им бизнес-структур стратегически важным вопросом является необходимость определиться со своими партнерами на ближайшие 10-15 лет в условиях растущей конкуренции. Продвигая свою продукцию на новые рынки, Беларуси и России следовало бы совместно искать эффективные способы противостояния западным производителям.

 

Здесь необходимо упомянуть о стратегии ОАО "Русские машины" в области автомобилестроения. В своем недавнем интервью газете "Ведомости" председатель правления Группы ГАЗ (именно она ведает этим направлением деятельности холдинга) Сергей Занозин сообщил, что в рамках этой стратегии готовится программа реструктуризации компании. После ее реализации группа будет состоять из следующих продуктовых дивизионов: легковые автомобили, легкие коммерческие автомобили, грузовики, спецтехника, автобусы, двигатели и трансмиссии. В каждом из дивизионов предполагается организовать подразделения, отвечающие за сбыт, производство и закупки.

 

По словам С. Занозина, чтобы успешно развивать все дивизионы и успевать при этом за изменениями конъюнктуры, Группа ГАЗ должна инвестировать в проекты как минимум 5 млрд. USD. Но сумма, на которую может рассчитывать ее руководство, — в два раза меньше. И с целью сокращения своих инвестиционных потребностей ГАЗ вынужден подыскивать партнеров с готовыми рыночными продуктами для тех подразделений, у которых нет своих конкурентоспособных разработок.

 

Насколько можно понять, в нише тяжелых дорожных грузовиков и седельных тягачей таким партнером холдинг "Русские машины" видит для себя Минский автозавод, имеющий серьезный технологический багаж в данной сфере и освоенные в серийном производстве модели большегрузных автомобилей.

 
Каждый понимает по-своему.
 

Комментируя итоги переговоров своего шефа с белорусским президентом, генеральный директор ОАО "Русские машины" Валерий Лукин заявил, что в ходе их встречи достигнуто понимание необходимости развития взаимодействия.

 

Что касается конкретных направлений сотрудничества его компании и Минского автомобильного завода, то они могут быть различными, начиная от создания СП и заканчивая объединением рынков, сбытовой, сервисной сети. О. Дерипаска уже дал соответствующие поручения, и в ближайшее время будет определена форма реализации совместных проектов. В перспективе не следует исключать и акционирования МАЗа, но в настоящий момент речь о приватизации завода, являющегося республиканским унитарным предприятием, не идет. Соответственно, ближайшие планы "Русских машин" строятся с учетом сохранения им этого статуса.

 

Тем не менее для оптимистично настроенных наблюдателей заявления В. Лукина оказалось достаточно, чтобы сделать вывод о грядущей экономической либерализации в Беларуси. Весьма обнадеживающими им показались и высказывания на данную тему министра экономики РБ Николая Зайченко на ежегодном собрании совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития, которое проходило в Киеве 18-20 мая. По словам главы экономического ведомства Беларуси, он не исключает возможности акционирования Минского автомобильного завода и уступки части его уставного капитала стороннему инвестору. Размер доли и потенциальный собственник при этом названы не были.

 

Здесь, конечно, не стоит забывать историю взаимоотношений властей РБ с потенциальными российскими инвесторами: многочисленные прежние обещания белорусской стороны так и не были претворены в конкретные проекты. Однако существует большая вероятность, что на этот раз все будет иначе.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом