Новости

Белорусская соль может полностью переориентироваться на литовские порты

В Вентспилсском порту (Латвия) за 11 месяцев этого года не было перевалено ни одной тонны удобрений Беларускалия против 1,33 млн. тонн в 2008 году.

В Вильнюсе в конце прошлой недели состоялась встреча министра коммуникаций и транспорта Литвы Элигиюса Масюлиса и руководства Клайпедского порта с гендиректором белорусского производителя калийных удобрений Беларуськалий Валерием Кириенко. То, о чем предположительно могли договориться партнеры, рискует поставить крест на перспективах возрождения в Латвии высокодоходного транзита солей из Солигорска, пишет Бизнес&Балтия.

Согласно сообщениям местных СМИ, в ходе переговоров литовская сторона предложила белорусам в следующем году увеличить объем перевалки калийных удобрений через Клайпеду до 4 млн. тонн. При этом максимальная экспортная возможность Беларуськалия, по словам г-на Масюлиса, составляет около 5 млн. тонн. "Оставшуюся часть можно будет доставить через литовскую территорию в Вентспилс", — уточнил министр.

Столь крупных объемов калийного транзита в Литве не было никогда. Еще недавно основной поток грузов направлялся в Вентспилс, как рассказала Галина Молочкова, директор по маркетингу Балтийской ассоциации транзита и логистики (в ее состав входит вентспилсский терминал K?lija parks). Так, еще в 2006 году через латвийский порт прошло 3,02 млн. тонн калийных удобрений (80% — из Белоруссии, 20% — из России), а через Клайпеду — лишь 1,6 млн. тонн.

В этом году Клайпедский порт рассчитывает погрузить уже 2,7-2,8 млн. тонн продукции Беларуськалия, указал г-н Масюлис. В Вентспилсском порту за 11 месяцев не было перевалено ни одной тонны удобрений из Солигорска против 1,33 млн. тонн в 2008 году, сообщила Г.Молочкова.

В 2008 году для транзита белорусских калийных удобрений в Латвии действовали льготные железнодорожные тарифы, подкрепленные обязательством Беларуськалия обеспечить определенный объем транзита. Однако в связи с глобальным кризисом белорусы не смогли обеспечить ранее оговоренный объем.

В результате Latvijas dzelzce?š (LDz) с начала года повысила тарифы, что вынудило Беларуськалий сосредоточиться на более дешевом литовском варианте.

В следующем году эксперты прогнозирует оживление рынка удобрений. В 2011 году спрос на калийные соли, по прогнозу инвесткомпании Ренессанс Капитал, вернется на докризисный уровень. "Однако Латвии рассчитывать на возобновление калийной перевалки не приходится — Литва отобранной доли так просто не отдаст, — отметил источник в транзитной отрасли. — Литовцы готовы предлагать самые выгодные для Беларуси тарифы. Но при одном условии: весь груз идет через их страну".

По словам эксперта, в случае благоприятной рыночной конъюнктуры Литва, загрузив свой порт по максимуму (на 4 млн. тонн), вполне может отпустить 1 млн. тонн в Вентспилс, но через свою же территорию. Это могут быть поставки в Китай (сейчас с китайскими заказчиками контрактов нет). В этой стране используют крупные суда вместимостью 70 тыс. тонн и предпочитают глубоководный Вентспилсский порт.

Вместе с тем, хочется отметить, что оптимизм литовцев может быть оправданным до тех пор, пока их латвийские коллеги не начнут проявлять больше расторопности и рыночной маневренности. Ведь, как уже сообщал "Ежедневник", Беларусь отказалась от концепции четкой ориентации на один конкретный балтийский порт, а будет варьировать поставки грузов исходя из рыночной конъюнктуры.

До недавнего времени Беларусь, в частности Минтранс, вел активные переговоры по созданию на Балтике совместного предприятия, которое взяло бы в аренду или выкупило бы на праве собственности свой собственный порт. Однако как сообщил недавно министр транспорта и коммуникаций страны Иван Щербо, "Минтранс остается все же на своей позиции: конкуренция между портами нас более устраивает, чем привязка к какому-либо конкретному из них". По словам министра: "Если будет конкуренция, то можно использовать транспортно-логистическую схему доставки грузов к портам с учетом более приемлемой ценовой составляющей».

https://www.ej.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

22.04.2024Опытный рыбхоз «Лахва» ОАО является полносистемным карповым хозяйством, обеспечивающим производство от получения личинки до выращивания товарной рыбы.

Опытный рыбхоз «Лахва» ОАО   является полносистемным карповым хозяйством, обеспечивающим производство от получения личинки до выращивания товарной рыбы.

21.04.2024ТХК-регион - продажа запчастей к сельхозтехнике
ООО «ТХК-регион» - поставщик запасных частей для сельскохозяйственной техники, хорошо известный на рынке Республики Беларусь. Качество и надежность нашей продукции уже оценили многие отечественные сельскохозяйственные предприятия.

20.04.2024Противоалкогольное кодирование с психотерапевтическим сопровождением-Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии УЗ
Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии УЗ предлагает оказание наркологической помощи анонимно в стационаре

20.04.2024РУП «БЕЛТЭИ» имеет статус научно-исследовательского и проектного предприятия
РУП «БЕЛТЭИ» за годы своей деятельности стал ведущим разработчиком целого ряда прикладных научных направлений

20.04.2024Пинский мясокомбинат предлагает взаимовыгодные условия сотрудничества.
Пинский мясокомбинат – производитель с многолетней историей и традициями высококачественной мясной продукции.


9 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация