Новости

Налоговое потепление?

Начало текущего года было отмечено принятием нескольких нормативных актов, направленных на упрощение налогового законодательства. Насколько предлагаемое упрощение законодательства существенно для каждого отдельно взятого предприятия?

 
Александр ЖУК
 

Речь, в частности, идет о декретах президента № 1 и № 9, а также об Указе № 145, которые в официальных комментариях оцениваются как существенный прогресс в упрощении налоговой системы в республике.

 

Декретами президента № 1 и № 9 введены льготы для предприятий, осуществляющих деятельность в сельской местности. Речь, в частности, идет об установлении до 2013 года льготного периода, в течение которого предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога на недвижимость. При этом для вновь зарегистрированных с 1 апреля 2008 года предприятий предусмотрено и 5-летнее освобождение от уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства. Очевидно, что предложенное сокращение налоговой нагрузки направлено на создание условий для привлечения инвесторов в провинцию. При этом возникает вопрос, будет ли эта мера достаточной и эффективной?

 

Сокращение нагрузки по налогу на прибыль актуально в первую очередь для предприятий торговли (для которых льгота не предусмотрена) и организаций, которые имеют устоявшиеся позиции на рынке. Последнее обстоятельство требует наличия нескольких лет работы и в связи с этим очень напоминает ныне не работающее 3-летнее освобождение от налога на прибыль для предприятий с иностранными инвестициями. То есть фактически государство предлагает ранее отмененную льготу по налогу на прибыль под новым "соусом" упрощения налогового законодательства.

 

Что касается освобождения предприятий от уплаты сбора в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, то указанная льгота также неоднозначна. Правительством неоднократно заявлялось о поэтапном сокращении ставки по сбору в республиканский бюджет с планируемой полной отменой сбора к 2010 году. Соответственно, освобождение предприятий от уплаты налога, который планируется в ближайшие годы полностью упразднить, является не очень привлекательным.

 

В свою очередь, создание нового предприятия в провинции требует затрат на изучение местного рынка товаров, трудовых ресурсов, наличия свободных производственных помещений или земельных участков для строительства. Все это является дополнительными затратами денег и времени, которые ведут к ситуации, когда применение льгот может стать неактуальным. Во-первых, сбор в республиканский бюджет, вероятно, в ближайшие годы отменят. Во-вторых, пока предприятие выйдет на существенный уровень рентабельности, при котором льгота по налогу на прибыль станет актуальной, 5-летний срок льготирования, скорее всего, уже пройдет.

 

В связи с этим для привлечения инвесторов видится необходимым, во-первых, установление льгот по действительно существенным налогам, каковыми для предприятий являются налог на добавленную стоимость и отчисления в Фонд социальной защиты населения. Во-вторых, для достижения действенного эффекта в привлечении инвесторов в провинцию необходимо, чтобы льгота по налогу на прибыль стала постоянной, например установление постоянной пониженной ставки. Такой может быть ставка 12%.

 

Аналогичным недостатком некоторой "незначительности" обладает и Указ № 145. Установление поквартальной периодичности предоставления налоговых деклараций по налогу на землю, налогу на недвижимость и экологическому налогу, безусловно, упрощает порядок уплаты этих налогов для предприятий. С другой стороны, насколько более актуальным было бы для предприятий установление поквартального порядка уплаты налога на прибыль, что соответствует поквартальному порядку составления баланса, и полная отмена прочих налогов, исчисляемых из прибыли. Установление лишь одного налога на прибыль не только упростит исчисление налогов, но и позволит сократить налоговую нагрузку на прибыль - основной показатель эффективности для инвесторов.

 

Пока же предложенные изменения скорее направлены на улучшение имиджа в глазах экспертов Всемирного банка (которые считают количество составляемых предприятием в год налоговых деклараций и на основании этого определяют простоту налоговой системы в государстве), чем на реальное упрощение налогового законодательства.

 

Неоднозначным выглядит и предложение Министерства по налогам и сборам по установлению для отдельных добросовестных налогоплательщиков (к таковым, возможно, отнесут порядка 20 тыс. субъектов хозяйствования) кредита налогового доверия. Указанное положение предполагает введение 5-летней периодичности проведения плановых проверок. В настоящее время законодательством установлена 3-летняя периодичность проверок.

 

Это, конечно, хорошо, если бы не одно "но". По данным Министерства по налогам и сборам, в 2007 году проверено 16,5% от состоящих на учете налогоплательщиков. При этом нарушения налогового законодательства выявлены у 72,2% проверенных предприятий, что на 2,8 процентного пункта выше уровня 2007 года. С каждым годом результативность проводимых проверок растет, и, возможно, скоро мы придем к ситуации, когда каждое проверенное предприятие будет нарушителем. Не это ли показатель сложности нашего законодательства? Или у нас в стране все бухгалтера являются преступниками?

 

Последнее обстоятельство особенно актуально в свете наметившейся в в настоящее время тенденции, когда документы по нарушениям налогового законодательства передаются в прокуратуру для оценки масштаба нанесенного государству ущерба и, соответственно, возбуждения уголовного дела. Налицо несоответствие предлагаемых мер по упрощению законодательства и применяемых мер по ужесточению контроля над предприятиями.

 

В связи с этим хотелось бы отметить, что предлагаемые государством меры скорее напоминают "налоговый бартер", чем реальную либерализацию экономики.

 

Все перечисленные налоговые послабления были приняты после печально известного Указа № 760, значительно усложнившего жизнь индивидуальным предпринимателям, что вынудило их создавать новые предприятия. В итоге в 2007 году отмечен рост количества зарегистрированных предприятий в 2,6 раза по сравнению с 2006 годом и индивидуальных предпринимателей на 7,7%. Соответственно, утверждение чиновников Министерства юстиции о том, что "существенное увеличение количества зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей свидетельствует о привлекательности экономических условий для создания новых субъектов хозяйствования", вызывает некоторое сомнение.

 

С учетом того, что налоговые послабления начали действовать в 2008 году, то лишь повторение показателя 2007 года по вновь зарегистрированным предприятиям сможет стать свидетельством улучшения делового климата в государстве. В противном случае все разговоры "о привлекательности условий для создания новых предприятий" могут в очередной раз оказаться лишь "нужным" экономическим комментарием к "красивым цифрам".

 

Всесторонний экономический анализ предполагает увязку реальных показателей деятельности экономики с конкретными законодательными изменениями и новациями. Правительству давно не хватает объективной оценки, а не "красивых" комментариев чиновников. Только изменение подходов к оценке экономической политики правительства позволит выработать действительно эффективные меры, направленные на улучшение делового климата в государстве по налоговому фактору.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

07.03.2024РУП «БЕЛТЭИ» имеет статус научно-исследовательского и проектного предприятия
РУП «БЕЛТЭИ» за годы своей деятельности стал ведущим разработчиком целого ряда прикладных научных направлений

05.03.2024Предприятие «Дановский» осуществляет геодезические работы по всей территории Беларуси
Частное Геодезическое Предприятие «Дановский» все работы выполняет своими силами, без привлечения сторонних организаций

05.03.2024Производство металлочерепицы -АрсеналМеталл ООО
АрсеналМеталл ООО производит металлоизделия для кровли

04.03.2024Рабтекс Индастри ООО продает резиновые бесшовные покрытия Rubtex для травмобезопасных высококачественных покрытий из резиновой крошки в Беларуси.
Рабтекс Индастри ООО производит резиновые бесшовные покрытия Rubtex для травмобезопасных высококачественных покрытий из резиновой крошки в Беларуси.

03.03.2024ТХК-регион - продажа запчастей к сельхозтехнике
ООО «ТХК-регион» - поставщик запасных частей для сельскохозяйственной техники, хорошо известный на рынке Республики Беларусь. Качество и надежность нашей продукции уже оценили многие отечественные сельскохозяйственные предприятия.


14 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация