Новости

Налоговое потепление?

Начало текущего года было отмечено принятием нескольких нормативных актов, направленных на упрощение налогового законодательства. Насколько предлагаемое упрощение законодательства существенно для каждого отдельно взятого предприятия?

 
Александр ЖУК
 

Речь, в частности, идет о декретах президента № 1 и № 9, а также об Указе № 145, которые в официальных комментариях оцениваются как существенный прогресс в упрощении налоговой системы в республике.

 

Декретами президента № 1 и № 9 введены льготы для предприятий, осуществляющих деятельность в сельской местности. Речь, в частности, идет об установлении до 2013 года льготного периода, в течение которого предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога на недвижимость. При этом для вновь зарегистрированных с 1 апреля 2008 года предприятий предусмотрено и 5-летнее освобождение от уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства. Очевидно, что предложенное сокращение налоговой нагрузки направлено на создание условий для привлечения инвесторов в провинцию. При этом возникает вопрос, будет ли эта мера достаточной и эффективной?

 

Сокращение нагрузки по налогу на прибыль актуально в первую очередь для предприятий торговли (для которых льгота не предусмотрена) и организаций, которые имеют устоявшиеся позиции на рынке. Последнее обстоятельство требует наличия нескольких лет работы и в связи с этим очень напоминает ныне не работающее 3-летнее освобождение от налога на прибыль для предприятий с иностранными инвестициями. То есть фактически государство предлагает ранее отмененную льготу по налогу на прибыль под новым "соусом" упрощения налогового законодательства.

 

Что касается освобождения предприятий от уплаты сбора в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, то указанная льгота также неоднозначна. Правительством неоднократно заявлялось о поэтапном сокращении ставки по сбору в республиканский бюджет с планируемой полной отменой сбора к 2010 году. Соответственно, освобождение предприятий от уплаты налога, который планируется в ближайшие годы полностью упразднить, является не очень привлекательным.

 

В свою очередь, создание нового предприятия в провинции требует затрат на изучение местного рынка товаров, трудовых ресурсов, наличия свободных производственных помещений или земельных участков для строительства. Все это является дополнительными затратами денег и времени, которые ведут к ситуации, когда применение льгот может стать неактуальным. Во-первых, сбор в республиканский бюджет, вероятно, в ближайшие годы отменят. Во-вторых, пока предприятие выйдет на существенный уровень рентабельности, при котором льгота по налогу на прибыль станет актуальной, 5-летний срок льготирования, скорее всего, уже пройдет.

 

В связи с этим для привлечения инвесторов видится необходимым, во-первых, установление льгот по действительно существенным налогам, каковыми для предприятий являются налог на добавленную стоимость и отчисления в Фонд социальной защиты населения. Во-вторых, для достижения действенного эффекта в привлечении инвесторов в провинцию необходимо, чтобы льгота по налогу на прибыль стала постоянной, например установление постоянной пониженной ставки. Такой может быть ставка 12%.

 

Аналогичным недостатком некоторой "незначительности" обладает и Указ № 145. Установление поквартальной периодичности предоставления налоговых деклараций по налогу на землю, налогу на недвижимость и экологическому налогу, безусловно, упрощает порядок уплаты этих налогов для предприятий. С другой стороны, насколько более актуальным было бы для предприятий установление поквартального порядка уплаты налога на прибыль, что соответствует поквартальному порядку составления баланса, и полная отмена прочих налогов, исчисляемых из прибыли. Установление лишь одного налога на прибыль не только упростит исчисление налогов, но и позволит сократить налоговую нагрузку на прибыль - основной показатель эффективности для инвесторов.

 

Пока же предложенные изменения скорее направлены на улучшение имиджа в глазах экспертов Всемирного банка (которые считают количество составляемых предприятием в год налоговых деклараций и на основании этого определяют простоту налоговой системы в государстве), чем на реальное упрощение налогового законодательства.

 

Неоднозначным выглядит и предложение Министерства по налогам и сборам по установлению для отдельных добросовестных налогоплательщиков (к таковым, возможно, отнесут порядка 20 тыс. субъектов хозяйствования) кредита налогового доверия. Указанное положение предполагает введение 5-летней периодичности проведения плановых проверок. В настоящее время законодательством установлена 3-летняя периодичность проверок.

 

Это, конечно, хорошо, если бы не одно "но". По данным Министерства по налогам и сборам, в 2007 году проверено 16,5% от состоящих на учете налогоплательщиков. При этом нарушения налогового законодательства выявлены у 72,2% проверенных предприятий, что на 2,8 процентного пункта выше уровня 2007 года. С каждым годом результативность проводимых проверок растет, и, возможно, скоро мы придем к ситуации, когда каждое проверенное предприятие будет нарушителем. Не это ли показатель сложности нашего законодательства? Или у нас в стране все бухгалтера являются преступниками?

 

Последнее обстоятельство особенно актуально в свете наметившейся в в настоящее время тенденции, когда документы по нарушениям налогового законодательства передаются в прокуратуру для оценки масштаба нанесенного государству ущерба и, соответственно, возбуждения уголовного дела. Налицо несоответствие предлагаемых мер по упрощению законодательства и применяемых мер по ужесточению контроля над предприятиями.

 

В связи с этим хотелось бы отметить, что предлагаемые государством меры скорее напоминают "налоговый бартер", чем реальную либерализацию экономики.

 

Все перечисленные налоговые послабления были приняты после печально известного Указа № 760, значительно усложнившего жизнь индивидуальным предпринимателям, что вынудило их создавать новые предприятия. В итоге в 2007 году отмечен рост количества зарегистрированных предприятий в 2,6 раза по сравнению с 2006 годом и индивидуальных предпринимателей на 7,7%. Соответственно, утверждение чиновников Министерства юстиции о том, что "существенное увеличение количества зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей свидетельствует о привлекательности экономических условий для создания новых субъектов хозяйствования", вызывает некоторое сомнение.

 

С учетом того, что налоговые послабления начали действовать в 2008 году, то лишь повторение показателя 2007 года по вновь зарегистрированным предприятиям сможет стать свидетельством улучшения делового климата в государстве. В противном случае все разговоры "о привлекательности условий для создания новых предприятий" могут в очередной раз оказаться лишь "нужным" экономическим комментарием к "красивым цифрам".

 

Всесторонний экономический анализ предполагает увязку реальных показателей деятельности экономики с конкретными законодательными изменениями и новациями. Правительству давно не хватает объективной оценки, а не "красивых" комментариев чиновников. Только изменение подходов к оценке экономической политики правительства позволит выработать действительно эффективные меры, направленные на улучшение делового климата в государстве по налоговому фактору.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

16.04.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

15.04.2024Пройти комплексное обследование сердечно-сосудистой системы в Витебском областном клиническом кардиологическом центре
Витебский областной клинический кардиологический центр предлагает пройти кардиологическое обследование

14.04.2024Житковичский лесхоз
Житковичский лесхоз производитель пеллетов в Республике Беларусь

14.04.2024Частное предприятие «ЭталонИнжениринг» занимается горизонтально-направленным бурением.
Частное предприятие «ЭталонИнжениринг» занимается горизонтально-направленным бурением.

13.04.2024Милошевичский лесхоз ГЛХУ осуществляет реализацию пиломатериалов
Милошевичский лесхоз ГЛХУ осуществляет реализацию пиломатериалов


12 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация