Новости

Puzzle не складывается

К началу декабря во исполнение правительственного поручения должны были быть подготовлены предложения о приватизации и продаже государственных страховых организаций - «Белгосстраха», «Белэксимгаранта» и «Белорусской национальной перестраховочной организации».
Заявления о предстоящей приватизации и продаже госстраховщиков могут показаться невероятными - все последние годы страховое законодательство методично выводилось под юрисдикцию президента, а сам страховой рынок был огосударствлен на 70%. А на прошлой неделе на заседании коллегии Минфина руководители госкомпаний получили последнее китайское предупреждение по поводу невыполнения прогнозных показателей.
Похоже, существует некий разнобой в позициях правительства и администрации президента по поводу будущего развития белорусского страхования, и свою роль в этом сыграли недавние громкие заявления председателя Комитета госконтроля, касающиеся низкой эффективности работы госстраховщиков. Поэтому правительство и не отвергло с ходу идею приватизации - едва ли не все неэкономические способы исправления ситуации испробованы, пришло время подумать и об экономике.
Ведь если раньше поддержка госкомпаний шла главным образом по линии предоставления эксклюзива в части обязательного страхования и налоговых преференций для их клиентов-юрлиц, то в последнее время курс был взят на захват клиентской базы по добровольному страхованию, если в капитале клиента присутствует доля госсобственности.
Под завязку накачав деньгами принадлежащих ему страховщиков, государство в лице Минфина стало отсекать от проведения целого ряда видов добровольного страхования всех остальных, установив заведомо невыполнимые для них требования к собственному капиталу. Только за последние два года уставные капиталы госстраховщиков - «Белгосстраха», «Белэксимгаранта» и «Белорусской национальной перестраховочной организации» - были увеличены почти на Br1,5 млрд., даже с учетом девальвации прирост составил порядка $500 млн. Собственно, именно такая особая забота о госстраховщиках и явилась главной причиной того, что процессы либерализации, в той или иной мере затронувшие почти все отрасли экономики, оставили госсистему страхования девственно чистой.

Что на кону

Строго говоря, при оценке стоимости компании во главу угла ставятся не столько размеры чистых активов, сколько ее способность зарабатывать деньги. В данном случае эта способность поддерживается запретом для предприятий с госдолей страховаться в частных компаниях и рядом президентских указов, в соответствии с которыми наиболее доходные виды обязательного страхования отданы госстраховщикам, а для их клиентов установлены налоговые льготы.
Если найдется потенциальный инвестор, который все же заинтересуется покупкой главного белорусского страховщика, то полный портфель ему не достанется. В первую очередь из структуры «Белгосстраха» (размер собственного капитала компании по полугодию составил почти Br800 млрд., увеличившись за год в 8,5 раза; основная часть этих денег вложена в акции «Белагропромбанка») необходимо выделить отдельное юрлицо, специализирующееся на обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Это социальное страхование, которое к страхованию в его классическом (коммерческом) понимании никакого отношения не имеет, тем не менее в структуре поступлений «Белгосстраха» оно составляет свыше 30%. Примерно 12% - это обязательное страхование с господдержкой урожая сельхозкультур, скота и птицы. С учетом того, что 95% взносов по этому виду формируется государством, трудно рассчитывать на то, что распределение этих денег пойдет по каналам приватизированной, а значит, частной страховой компании.
Еще 33% составят остальные виды обязательного страхования, высокую доходность которых государство вряд ли станет в дальнейшем стимулировать преферентной тарифной политикой (достаточно вспомнить историю продажи «Белтрансгаза», когда вместе с уступкой «Газпрому» своей доли государство вполне закономерно лишило новую структуру льгот по налогам и сборам, быстро опустив ее рентабельность до уровня простого воспроизводства).
Уравнивание в правах «Белгосстраха» и других госстраховщиков с остальными участниками рынка, естественно, ослабит их позиции как по удельному весу, так и по доходности. Сам же рынок от этого только выиграет, поскольку возникнет реальная конкурентная среда. Поэтому реальная цена спроса вряд ли существенно превысит балансовую стоимость активов, выставленных на продажу. А поскольку особый статус «Белгосстраха» закреплен в законодательстве, то с его изменением, видимо, придется радикально менять все страховое законодательство.

Аргумент для МВФ

Белорусская экономическая доктрина не предполагает продажи предприятий, приносящих устойчивый доход. Отечественные госстраховщики работают безубыточно, пусть и в более комфортных условиях, чем частные. И если государство заговорило о приватизации в страховании, почему бы для начала не выставить на продажу свои контрольные пакеты в т.н. «полугосударственных» страховых компаниях, уже имеющих подходящий организационно-правовой статус (ЗАО, АО), вполне эффективно работающих и заинтересованных в привлечении стратегического зарубежного инвестора. Их преференции не столь широки, как у «Белгосстраха», тем не менее они имеют право проведения «автогражданки» и еще некоторых видов обязательного страхования. Они, в отличие от частных компаний, могут страховать госпредприятия. Понятно, что, уйдя из этих предприятий, государству придется уравнять их с частниками в правах, предоставив последним право проведения хотя бы той же автогражданской ответственности. Однако, даже при самом благоприятном исходе, размеры таких сделок вряд ли бы превысили $5-8 млн.
Можно допустить, что декларации о грядущей приватизации госстраховщиков - не более чем очередной финт, с помощью которого правительство будет выбивать очередной кредитный транш на переговорах с МВФ. Продекларированные масштабы приватизации должны хотя бы сопоставляться с размерами запрашиваемых средств. Судя по всему, пока правительство лишь припугнуло госстраховщиков приватизацией - в надежде на выполнение ими прогнозных показателей.

Сергей ФИЛАТОВ

http://www.belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года

27.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

26.03.2024Компания ЛОКТ ООО– это профессионалы на рынке систем видеонаблюдения,
Профессиональная установка систем видеонаблюдения под ключ с гарантией на все виды работ компания ЛОКТ ООО


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация