Новости

Как оценить ДТП в период «горячей» автомобилизации

Профессиональные участники рынка страхования автотранспорта с немалой тревогой ожидают вступления в силу Указа от 23.10.2009 № 519, который гарантирует пострадавшим автовладельцам почти европейские стандарты страхового и сервисного обслуживания. Готова ли к этому рыночная инфраструктура, сложившаяся в республике? С таким вопросом «ЭГ» обратилась к председателю правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров (БАЭС) на транспорте Юрию ВАЖНИКУ.
— Действительно, Указ № 519 предусматривает целый ряд радикальных новаций: создание системы комплексного страхования, введение абсолютно новой для нашей страны процедуры урегулирования вреда без участия ГАИ. Пострадавшая сторона получает право обращаться как к своему страховщику, так и к страховщику виновника ДТП. Кроме того, ужесточается процедура оценки и скорость выплат страхового возмещения.
Сокращение сроков проведения оценки вреда (в некоторых случаях до одного рабочего дня) требует повышения качества и интенсивности работы экспертов. Но в Беларуси сегодня действуют всего 88 независимых специалистов, прошедших аттестацию в установленном законодательством порядке. В целом профессиональную подготовку в разные годы прошли около тысячи человек, при этом абсолютное большинство из них просто убрали сертификаты на дальние полки и занялись другим бизнесом. Причина — крайне низкие тарифы на проведение экспертной оценки пострадавших транспортных средств. Если в Евросоюзе стоимость услуги начинается от 180 EUR и достигает четырехзначных величин, то у нас фигурируют гораздо более скромные суммы — от 70–90 тыс. Br. По итогам 2008 г. средний убыток в ДТП по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств в Беларуси составлял 500 EUR, что вполне сравнимо, к примеру, с польскими показателями — 800 EUR. При этом программное обеспечение, оборудование, профессиональная подготовка и расходы, связанные с их получением у европейского и отечественного оценщика, по идее, должны быть сопоставимыми — они работают с авто одних и тех же марок.
Указ начнет действовать 1.07.2010 г. С нашей точки зрения, временные рамки для исполнения основных его положений установлены слишком жесткие, ведь все изменения должны произойти одномоментно. При этом каждое из них требует абсолютно разных методологических и организационных подходов. Малейший дисбаланс может стать причиной острых конфликтов и, не исключено, создаст почву для откровенного мошенничества. Уверен, что решение задач подобного масштаба лучше разбить на серию последовательных шагов, реализуемых в рамках одной общей стратегии.
— Насколько согласованы интересы различных субъектов транспортной отрасли в рамках действующего законодательства?
— Деятельность и оценщиков, и страховщиков, и всей транспортной системы представляет собой три взаимосвязанные шестеренки одного механизма. Конкретно Указ № 519 «провернул» только одну из них, но в результате в движение приходят все смежные отрасли. И направление этого движения до недавних пор не всегда в достаточной степени просчитывалось законодателями. Это не могло не привести к возникновению целого ряда противоречий.
Так, Белорусское бюро по транспортному страхованию устанавливает и периодически пересматривает стоимость усредненного нормо-часа ремонтных работ — от этих показателей напрямую зависит оценка ущерба (стоимости восстановительного ремонта) автомобиля. А в Беларуси значительная часть сервиса находится в тени. Владелец транспортного средства может получить денежную компенсацию по расценкам фирменной СТО, а отремонтировать его по дешевке в ближайшем гаражном кооперативе. Это, по сути, прямое поощрение серых схем автосервиса.
Кроме того, в 2006 г. были ужесточены административные наказания за нарушение правил дорожного движения. В результате около 15% ДТП «ушло в тень»: иногда сторонам проще и выгодней «разрулить» проблему самостоятельно без привлечения сотрудников ГАИ и страховой компании.
Подобные противоречия досконально изучены нашей ассоциацией — всего выделено около 30 позиций, требующих законодательного урегулирования. Главное, увидеть за частными случаями одну общую закономерность. Проблемы в сфере оценки провоцируют конфликты и влияют на степень психологического и финансового доверия к институту страхования, что логично влечет за собой падение качества и безопасности всей транспортной инфраструктуры в целом. Эта цепочка работает и в обратном порядке.
— Похоже, автомобильный рынок находится на пороге значительных перемен. Кризис продаж у большинства дилеров (падение до 50%) и рост среднего возраста отечественного автопарка, изменение условий технического обслуживания и ожидаемое повышение ввозных пошлин на них после образования Таможенного союза — каким образом нужно реагировать на все эти тренды?
— Думаю, что фрагментарные нормативные правовые акты уже не спасут ситуацию. К тому же Беларусь находится в стадии «горячей» автомобилизации. Количество машин в личном пользовании достигло 300 единиц на тысячу населения и ежегодно растет на 6–9%. Поэтому остро необходима комплексная транспортная политика, которая будет рассматривать стремление людей к свободе передвижения, вопросы экологии, безопасности через призму глобальных экономических интересов общества.
Основные стратегии автомобилизации уже апробированы в Западной Европе на протяжении последних 20–30 лет. Мы вправе заимствовать этот опыт, но и набор инструментов для его реализации на местной почве также должен быть соответствующим. Скажем, в стандартном договоре обязательного страхования уже присутствует норма бонус-малус, которая по замыслу законодателей должна была стимулировать дисциплинированных водителей путем снижения ежегодных платежей за полис. Но этого не случилось — аварийность растет. Нет реальных стимулов и для повышения спроса на более экологичные авто, достаточно спорные подходы используются в проектировании мест парковки, транспортных развязок — все это в конечном итоге влияет на комфорт передвижения. Поэтому вновь подчеркну, поскольку мы имеем дело с набором взаимозависимых факторов, то и управлять ими также необходимо в комплексе.

Владислав ПЛАТУН

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

10.03.2024ООО «Лесдревконсалт» является официальным дистрибьютером продукции FARMERTEC и HOLZFFORMA на территории ЕАЭС.
ООО «Лесдревконсалт» является официальным дистрибьютером Farmertec Power Machinery Co., LTD.

09.03.2024ООО «БелЛугаАбразив» - крупнейший поставщик абразивной продукции российских и зарубежных производителей в Республику Беларусь.
ООО «БелЛугаАбразив» является одним из крупнейших поставщиков абразивных материалов, электроинструмента, алмазного инструмента.

09.03.2024Пройти комплексное обследование сердечно-сосудистой системы в Витебском областном клиническом кардиологическом центре
Витебский областной клинический кардиологический центр предлагает пройти кардиологическое обследование

08.03.2024Реальные решения для реальных проблем .Высокое качество продукта – фундамент репутации нашей компании.«Аэро СДМ»
Компания «Аэро СДМ» — динамично развивающееся производственно-торговое предприятие по выпуску продукции в аэрозольной и полимерной упаковке.

07.03.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.


13 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация