Новости

МВФ ДУМАЕТ ПО-БЕЛОРУССКИ

Доклад фонда напоминает послание президента Беларуси парламенту

Апрельский доклад Международного валютного фонда (МВФ) «Перспективы развития региональной экономики. Европа» посвящен переоценке рисков. Фонд сравнивает развитие стран Европы в контексте распространения кризиса на финансовых рынках с плаванием по бурным водам: «Хотя Европа встретила эти финансовые потрясения, обладая сильными экономическими детерминантами, вторичные эффекты ожидаемой умеренной рецессии в США, глобальная переоценка рисков и напряженность в финансовой системе подрывают силы ее экономики». Мы тоже испытываем последствия кризисных явлений: слабеющий доллар, всплеск инфляции, резкое подорожание нефти и продовольствия, существенное замедление темпов роста экономики ЕС, легко предсказуемое подорожание кредитных ресурсов...

Ярослав РОМАНЧУК

Всебелорусский МВФ

МВФ считает, что в Европе существуют «значительные риски для экономического роста». Страны с формирующимся рынком, имеющие значительный дефицит по счету текущих операций или высокий внешний долг, «особенно уязвимы в случае снижения уверенности инвесторов». Все эти аргументы напрямую касаются Беларуси. Проблемы с текущим счетом и внешним долгом у нас нарастают как снежный ком. Уверенности инвесторов и до финансового кризиса не было. Не станет ее больше и в 2008-09гг.

МВФ призывает центробанки тушить финансовый пожар взбросом в экономику новых денег и находить «надлежащий баланс между поддержкой реальной экономики и предотвращением вторичных эффектов вследствие повышения инфляции за последний период». Рекомендация весьма опасная. Такие меры подпитывают инфляционные аппетиты центробанков. Ведь именно они, центробанки, в первую очередь ФРС США, смягчили монетарную политику. Под их носом и бдительным оком мировую экономику накачали таким количество финансовых дериватов (ценных бумаг), что сегодня ни один человек в мире не знает их реальную стоимость. Иначе сегодня не было бы такой необыкновенно высокой неопределенности. Вместо того чтобы занять твердую позицию по политике центробанков и правительств, фонд потакает их экономическим грехам. Цены на энергоресурсы за февраль 2007г. - февраль 2008г. выросли на 70%, на продовольствие - на 40%, частично по причине высокого спроса, но не в меньшей мере из-за аграрного протекционизма, экологической политики богатых стран и доминации государств на рынке нефти и газа.

Рекомендации МВФ - прямое приглашение к кризису. Центральные банки тем и сильны, что концентрируют свое внимание исключительно на стабильности цен. Если же их обязать поддерживать реальную экономику, беды не избежать. Беларусь и многие страны мира в этом уже неоднократно убеждались. МВФ их за это критиковал, а тут - давай, поддерживай проблемные банки и предприятия.

Это не последняя плохая рекомендация МВФ в докладе. «В случае более резкого снижения темпов роста своевременные, ограниченные по срокам и адресные меры бюджетного стимулирования могли бы послужить действенным средством поддержки экономики для некоторых стран». МВФ декларирует борьбу с бюджетным дефицитом, выступает за сокращение госрасходов и стимулирование частного сектора. А тут полностью развязывает руки министерствам финансов, местным органам власти.

«Своевременные», «ограниченные по срокам», «адресные», «действенные средства» - пожалуй, нельзя найти хотя бы двух стран в мире, которые бы одинаково понимали эти слова. Вот раздолье министерствам финансов: твори что хочешь, сори деньгами направо и налево, а будут придираться - скажи, что спасаемся от мирового финансового кризиса, компенсируем дефицит ликвидности, нейтрализуем внешние шоки. Беларусь пока не фиксирует падение темпов роста ВВП, но это непременно случится. И тогда рекомендации МВФ придутся нашей вертикали очень кстати.

Это в будущем, а пока Фонд считает, что в большинстве переходных стран «ожидается лишь небольшое снижение темпов роста, которое приблизит их к потенциальному уровню и ограничит риски перегрева». Получается, финансовый кризис в мире - вроде бы как благо, ибо он заставит правительства образумиться и не стимулировать экономический рост. Но далеко не всегда кризис приводит к отказу от госрегулирования. Сначала эксперты фонда определили по своим формулам и моделям потенциал, а сейчас пытаются подогнать под них экономическую жизнь.

МВФ не призывает к централизованному планированию. Он повторяет свои традиционные советы о структурных реформах, бюджетной консолидации или управлении внутренним спросом. Фонд выявил «тесную связь между структурными реформами и потенциальным ростом». Они нужны для «уменьшения внешних дисбалансов». Что делать с правительствами, которые включают на всю мощь инструменты монетарной и фискальной политики во имя структурных реформ, в докладе не сказано.

Special for Belarus

По мнению МВФ, «неопределенность перспектив экономического развития остается необычно высокой». Потрясения финансовых рынков продолжаются. В случае замедления темпов роста в Европе жесткие ограничения на рынке труда могут усугубить ситуацию. Многие эксперты считают, что в США «убытки банков могут оказаться более крупными, чем их оценки в настоящее время». Вкупе с дорогим евро, взлетом цен на продовольствие и энергоресурсы, эти факторы могут затормозить любую экономику. Вслед за США начали падать цены на жилье в Ирландии, Британии и Испании. «Трудно представить масштабы коррекции, однако простые экономические обоснования, такие как отношение цен к арендой плане и к доходам, по-прежнему значительно выше своих исторических средних уровней».

В Беларуси наблюдаются аналогичные процессы. Рынок недвижимости и жилья «накачан» до предела. Здесь уже состоялась небольшая корректировка цен. Вопросы, когда и насколько упадут цены на этом сегменте рынка, задают себе все, от риэлторов и инвесторов до домашних хозяйств. В отличие от США в Европе меньше распространена практика выдачи внутренних кредитов заемщикам с низким уровнем кредитоспособности. В Беларуси, на Украине и в России перед жилищным и потребительским кредитованием испытания дефолтами еще впереди. О хаосе в банковской сфере после резкого падения цен на недвижимости можно только догадываться. Для нас это риск не на 2008-09гг., а скорее на 2011-12гг. К этому времени напряжение всех негативных трендов (рост долгов, хронический дефицит платежного баланса, цены на энергоресурсы, накопление инвестиционных ошибок, падение конкурентоспособности) достигнет опасного уровня насыщения.

По мнению МВФ, корректировка роста в формирующихся экономиках, в т.ч. в РБ, будет плавной. Рост замедлится с 6,9% в 2007г. до 5,5% в 2008г. и еще больше, до 5,2% в 2009г. Этот прогноз может оказаться слишком оптимистичным для стран с высоким дефицитом текущего счета платежного баланса и с большой зависимостью от внешних источников финансирования долга или кредитования.

«Во-первых, существует значительная неопределенность в том, что касается продолжительности и глубины общемирового экономического спада и масштабов его вторичного воздействия на страны Европы с формирующимся рынком». РБ с ее очень открытым рынком (доля экспорта к ВВП в 2007г. составила 54,5%) непременно пострадает. Вторая неизвестная - «степень ослабления инфляции цен на продукты питания в 2008г.». Особенно чувствительны к ней страны, в которых уровень цен на газ не доведен до уровня мировых (Украина, Молдова, Беларусь).

Наконец, страны нашего региона сильно зависимы от иностранного капитала. Если сократится его приток, банковская система начнет испытывать острый недостаток ликвидности. МВФ отмечает уязвимость стран Балтии, Румынии, Украины. Не минет эта судьба и Беларусь. Крупные корректировки цен на рынке жилья и недвижимости ведут к ухудшению балансов банков, снижению доверия потребителей и вкладчиков. Именно этого и боится белорусское правительство.

 
Два послания в одном направлении

МВФ считает, что центральной задачей экономической политики является снижение уязвимости и обеспечение мягкой посадки. Для Беларуси это означает сокращение внутреннего спроса, уменьшение внутренних и внешних дисбалансов и укрощение инфляции. При нашем жестко регулируемом обменном курсе главным инструментом удержания экономики от перегрева является ограничение бюджетных расходов, а также роста зарплаты в госсекторе. Прямо противоположную задачу поставил перед правительством Александр Лукашенко в своем послании.

Парадоксально, но в послании МВФ, коим является апрельский доклад, есть несколько общих с посланием Лукашенко тезисов. Фонд, как и президент Беларуси, говорит о неопределенности будущего. Оба послания грешат противоречивыми рекомендациями. Не хватает смелости назвать реальных виновников ухудшения ситуации и финансовых кризисов. Фонд, как и Лукашенко, надеется на инструменты госрегулирования как на панацею выхода из финансовых сложностей. При этом они указывают на низкое качество госуправления, неповоротливость госсектора в реагировании на рыночные стимулы. Наконец, МВФ и Лукашенко обращают внимание на опасность резкого роста цен на энергоресурсы и на продовольствие.

Несмотря на схожесть оценок, есть принципиальная разница между выводами МВФ и тезисами послания Александра Лукашенко. Фонд не видит альтернативы преимущественно рыночным решениям, жесткой бюджетной дисциплине и международной интеграции. Белорусские власти же продолжают надеяться на благодетельное государство, внешнеэкономическое везение, доверие кредиторов и населения. Это чрезвычайно рискованная ставка, когда на кону судьба страны.

 

Страны Европы. Внешние и бюджетные сальдо, госдолг*

Страны, регионы

Сальдо счета текущих внешних операций к ВВП, %

Сальдо сектора госуправления к ВВП, %

Отношение валового долга к ВВП, %

2006
2007
2008
2006
2007
2008
2006

С развитой экономикой

0,4
0,1
-0,2
-0,9
-0,4
-0,8
 

С формирующейся экономикой

-0,2
-1,9
-2,0
1,8
1,4
0,9
 
ЕС
-0,8
-1,2
-1,6
-1,6
-1,0
-1,4
60,2

Зона евро

-0,1
-0,2
-0,7
-1,4
-0,6
-1,1
68,6
Германия
5,0
5,6
5,2
-1,6
0,0
-0,7
66,0
Италия
-2,6
-2,2
-2,4
-3,4
-1,9
-2,5
106,5
Польша
-3,2
-3,7
-5,0
-4,0
-2,6
-2,9
47,6
Эстония
-15,5
-16,0
-11,2
3,3
2,9
0,0
4,0
Латвия
-22,3
-23,3
-15,0
-0,4
0,7
0,3
9,9
Литва
-10,8
-13,0
-10,5
-1,5
-1,9
-1,2
18,2
Россия
9,5
5,9
5,8
8,3
7,2
5,2
-
Украина
-1,5
-4,2
-7,6
-1,4
-2,0
-2,0
15,7
Молдова
-12,0
-9,7
-10,3
0,2
-0,3
-0,5
34,6
Беларусь
-4,1
-6,6
-7,5
1,4
0,6
-0,1
-
 
 
 
 
 
 
 
 

*Средневзвешенное. Сальдо госбюджета взвешено по объему ВВП по ппс, сальдо счета внешних операций - по ВВП в долларах США.

Источник: World Economic Outlook, апрель 2008.

 
ЧТО ПРОПИСАЛ МВФ?

Оценка уроков экономической политики фонда

Мера
Содержание

Характеристика

Краткосрочная перспектива

Предоставление ликвидности

Центробанкам следует и далее предоставлять ликвидность на межбанковском рынке для сдерживания роста стоимости оптовых средств.

Типичная инфляционная, антирыночная мера. Дальнейший разогрев экономики. Наказание дисциплинированных участников рынка. Потакание финансовым институтам, которые «слишком большие, чтобы обанкротиться». Монетарная политика «затыкания дыр». Часто практикуется в переходных странах, в т.ч. в РБ.

Улучшение прозрачности

Отсутствие надежной информации об открытых позициях и рисках создает возможность неадекватного восприятия ситуации и повышения степени неприятия риска... Органам надзора следует стремиться к заполнению пробелов в информации относительно уязвимых мест национальных финансовых учреждений и рынков, придавая особое значение планам по восстановлению финансовой устойчивости.

Позитивная мера. Прозрачность еще никому не мешала. Однако не делается акцент на конфликте интересов внутри структур госуправления. Не упоминается приватизация и выход государства из банковского и финансового секторов.

Увеличение капиталов банков

Чтобы укрепить доверие и не допустить ограничивающего кредитования снижения капитала, следует рекомендовать банкам со слабыми позициями по капиталу увеличить свой капитал. В некоторых случаях надзорным органам может потребоваться отдать банкам распоряжения о приостановке дивидендных выплат и выкупа акций, чтобы поддержать коэффициенты собственного капитала.

Административная, антирыночная мера. Владельцы банков сами решают, что им делать с активами. Если банк обанкротился, ему нужно позволить «умереть». Рыночные институты в виде страховых, перестраховочных компаний, институт банкротства справляются с такими проблемами гораздо эффективнее, чем принуждение банков.

Среднесрочная перспектива

Усиление контроля со стороны надзорных органов за управлением риском.

Органы регулирования должны создавать для финансовых учреждений стимулы к пересмотру и совершенствованию своего управления рисками.

Контроль, конечно, нужен, но самый эффективный контроль - со стороны собственников, акционеров. При самом «жестком регулировании» в развитых странах один за другим возникают финансовые кризисы. Контрпродуктивно и опасно расширять сферу административного регулирования и оставлять за центральными банками функцию кредитора последней надежды для избранных и любимых властями структур.

Создание буфера в форме капитала

Банки должны поддерживать достаточный размер капитала, чтобы быть в состоянии амортизировать потрясения в результате снижения стоимости активов, отражаемых в балансах по рыночной стоимости, или убытков при продаже активов… в случае выявления надзорными органами недостатков всегда следует использовать второй основной принцип системы «Базель II», чтобы гарантировать наличие у банков дополнительного капитала сверх минимального требуемого уровня.

Нерыночная мера. Сначала государство устанавливает минимальные требования, а потом настаивает на том, чтобы их увеличивать. Отказавшись от золотого стандарта, мировая система оказалась в плену у политиков и уровня доверия к ним. Сегодня этот уровень находится ниже плинтуса. Вот тебе и кризис при богатом выборе всевозможных инструментов госрегулирования.

Мониторинг соотношения заемных и собственных средств в балансе

При оценке достаточности капитала следует с большим вниманием относиться к соотношению между заемными и собственными средствами в балансе. В соответствии с системой «Базель II» для целей расчета достаточности капитала следует надлежащим образом учитывать рыночные риски ликвидности, сопряженные с увеличением валюты баланса. Особенно пристальное внимание следует уделять банкам, которые характеризуются тем, что их база активов: 1) по большей части подлежит переоценке по рыночным ценам; 2) сильно зависит от рынков как источника финансирования или 3) отличается высокой степенью использования заемных средств.

Мониторинг лучше всего делают специализированные частные компании, рейтинговые агентства, а также кредиторы, имеющие право защищать свои интересы. Мониторинг был и там, где МВФ реализовывал программы, не предотвратившие глубоких кризисов.

В Беларуси все активы требуют рыночной переоценки. У нас высока степень зависимости от заемных средств, причем не самых дешевых. Долги растут, но не исключено, что именно такой способ захвата собственности будут использовать отдельные кредиторы.

Управление риском ликвидности

Банкам необходимо совершенствовать свое управление риском ликвидности. Это может включать улучшение оценки резервных линий чрезвычайного финансирования и проведение регулярных, четко калиброванных стресс-тестов.

Спору нет, управлять рисками нужно уметь. У нас этим занимаются не только правительство, исполкомы, но также налоговые и контрольные органы. Все требуют от организаций вне зависимости от формы собственности прибыльной работы

Укрепление регулирования забалансовых структур

Следует уменьшить стимулы к созданию забалансовых структур, при этом необходимы более жесткие правила в отношении использования банками таких структур. Следует улучшить раскрытие информации, чтобы инвесторы могли оценить риск финансирования в отношении конкретных структур. Надзорным органам, возможно, также потребуется усовершенствовать правила в отношении обстоятельств, при которых передача рисков забалансовым структурам оправдывает уменьшение размера нормативного капитала.

Необходимая, важная мера. Она связана с предоставлением полной информации. Забалансовые счета стали местом, куда сбрасываются сомнительные активы или очевидные долги. Такой порядок установило само государство. Оно же легализовало выпуск ценных бумаг под залог сомнительного качества. В Беларуси «укреплять регулирование» любят. Непременно воспользуются советом МВФ, но с национальной спецификой.

Широкие меры государственной политики

Совершенствование основ урегулирования кризисов

Когда банкротство некоторого учреждения представляет системную угрозу, может потребоваться рассмотрение вопроса об оказании господдержки, но при этом акционеры должны принимать на себя всю тяжесть сложившейся ситуации, должны действовать четкие механизмы, гарантирующие продолжение деятельности на коммерческой основе, а также надлежит иметь однозначный «план выхода» госсектора из этой ситуации. В процессе урегулирования следует избегать усиления давления, обусловленного продажей проблемных долгов, поскольку в результате банки могут вынужденно оказаться недостаточно капитализированными, что приведет к вызывающей крупные издержки нагрузке на застрахованные депозитные учреждения.

Белорусские власти легко могут прикрыться этой рекомендацией. Получается, что «Беларусбанк» непотопляем ни при каких обстоятельствах: его акционером является государство. Конечно, в идеале можно продать проблемные долги и не допустить декапитализации, но в Беларуси банковская приватизация проходит за закрытыми дверями. Вертикаль продает организации с закрытыми для экспертного контроля балансами по закрытым схемам. МВФ не предлагает правительству однозначных рыночных, императивов по плану выхода из кризиса, забывая, что именно его руками страна туда попала.

Источник: WorldEconomicOutlook, апрель 2008.
*Оценка - ИЦ «Стратегия».

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года

27.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

26.03.2024Компания ЛОКТ ООО– это профессионалы на рынке систем видеонаблюдения,
Профессиональная установка систем видеонаблюдения под ключ с гарантией на все виды работ компания ЛОКТ ООО


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация