Новости

Успех инвестиций укрепляет корпоративная культура

Процесс приватизации в Беларуси не обходит стороной отечественный бизнес. Пример тому — развитие группы компаний «Санта». Часто первым шагом для ее инвестиций и создания успешного бизнеса была покупка приватизируемого объекта государственной собственности. О своем опыте приватизации рассказал в интервью «ЭГ» генеральный директор СП «Санта-Бремор» ООО Александр МОШЕНСКИЙ.
— Мы участвовали более чем в 10 приватизационных проектах, по которым в доход государства перечислено около 15 млн. USD. Первым нашим опытом была покупка у Брестского горсовета в 1993 г. права аренды магазина «Головные уборы». На базе арендованного объекта открыт первый розничный магазин «Санта-1». Он сегодня входит в розничную торговую сеть «Санта Импэкс Брест», которая разрослась до 28 магазинов.
Очевидно, что покупка объекта госсобственности сама по себе не может рассматриваться как успешно оконченный проект. Это лишь первый шаг, за которым следует огромная работа по реконструкции, требующая значительных сил и средств. Фактически приобретение — это стартовая площадка для новых инвестиций. Показательный пример — покупка в декабре 2007 г. имущественных комплексов Витебского рыбокомплекса и Брестской оптовой рыбной базы. Дополнительными условиями сделки были сохранение рабочих мест и инвестиции в реконструкцию.
На базе приобретенных предприятий мы создали новую компанию «Санта-Холод» с логистическими складами в областных центрах, затем — в Молдове. Сегодня идет строительство современных логистических центров в Киеве и Москве.
К настоящему времени образовался интернациональный логистический холдинг с управленческим центром в Беларуси, главная задача которого — продвижение товаров «Санта Бремор», «Савушкин продукт» и других белорусских производителей. Реализовать этот проект позволило своевременно принятое с пользой для страны и предприятия решение о продаже госимущества.
Поэтому мы никогда не боялись таких «традиционных» условий аукционов и конкурсов, как осуществление инвестиций, сохранение числа рабочих мест. Принято считать, что осязаемым, «статистическим» показателем приватизационной деятельности является сумма, перечисленная победителем аукциона или конкурса в бюджет. Вместе с тем для государства не менее важны последующие инвестиции победителя аукциона в приобретенный объект. В результате этих капвложений в стране появляются современные производства, создаются рабочие места, дается импульс развитию смежных предприятий региона, например, строительных, транспортных и т.д.
Подтверждает это пример покупки СП ООО «Санта Бремор» в 2008 г. 18,7% акций АО «Пинский молочный комбинат» на открытом аукционе фонда «Брестоблимущество», а затем на открытых конкурсах Пинского горисполкома и фонда «Брестоблимущество» еще 42% акций этого предприятия. Дополнительным условием конкурсов была обязанность инвестиций в реконструкцию сыродельного производства. Фактически в ходе реконструкции построен новый современный сыродельный завод. В октябре 2009 г. «Пинский молочный комбинат» вошел в состав ОАО «Савушкин продукт».
— Как реагируют трудовые коллективы на новых владельцев?
— Рабочие отношения с трудовыми коллективами в приобретаемых предприятиях складываются просто. Те, кто заинтересован в развитии предприятия и более высоких результатах своей работы, приветствуют вхождение инвестора — с такими работниками легче всего находить общий язык. Мы предоставляем дополнительные возможности менеджерам и специалистам для расширения кругозора и специальных знаний, и кто хочет работать — работает. Адаптация к новым требованиям, изменениям в технологии управления требует определенных усилий от обеих взаимодействующих сторон.
Возникновение противоречий на фоне профессионального роста и межличностных отношений неизбежны, и мы помогаем их «перерасти», в т.ч. когда речь идет о проблемах смены поколений, перевоспитании нерадивых работников, нежелании учиться новому. Поэтому я не выделяю отдельно эти вопросы как проблемы приобретаемых предприятий. Актуальнее другой аспект — распространение корпоративной культуры. Важно, чтобы сотрудники руководствовались общечеловеческими ценностями в общении и категориями деловой этики. В компании ведь никто не родился. Каждый новый работник, приходя к нам, привносит свой личный опыт общения, знания, привычки. Руководители подразделений задают товарищеский тон межличностным отношениям и пресекают возможные проявления «дедовщины».
— Что приходится изменять в системе управления приобретенных предприятий?
— В управлении мы внедряем бизнес-модель, уже успешно зарекомендовавшую себя в наших предприятиях. При этом мы сторонники последовательных изменений, пошаговой стратегии. В переходный период вместе с предприятием пишем его стратегию, ставим задачи, оптимизируем организационную структуру, пытаемся понять, какие люди, на каких позициях эти задачи должны решать. Это непрерывное совершенствование бизнес-процессов — будь-то технология продажи или технология производства.
Такие внешние результаты изменений, как новая форма контроля и управления визуально заметны практически сразу. Если говорить об экономических результатах, то здесь быстрее всего видна оптимизация затратной части и отдельных управленческих процессов. Другие индикаторы, конечно, не могут быть скороспелыми и рассчитаны на долгосрочный эффект. Это — достижение ключевых показателей, устанавливаемых руководителями общих компаний. Притом мы учитываем, например, что для оценки одного предприятия важнее валовой доход, для другого — сервис, для третьего — рынки сбыта. По этим ориентирам мы и оцениваем деятельность каждого из них. Одновременно учитываем ряд факторов, которые могут не зависеть от кризиса, рынков: например, количество внедренного ассортимента или затраты предприятия.
— Как окупаются ваши инвестиции?
— Если вести речь, например, о логистическом холдинге — то его нельзя рассматривать как отдельный бизнес-проект. Мы считаем, что он необходим, в первую очередь, как инструмент, благодаря которому можно эффективнее реализовывать свою продукцию.
Инвестиции в молочную промышленность — долгосрочный проект. Так что пока рано говорить о его успешности. О правильности выбранного направления поговорим через некоторое время.
Беседовала

Оксана КУЗНЕЦОВА


Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом