Новости

«Всё зависит от желания властей»

В январе 2009г. Международный валютный фонд (МВФ) принял решение о предоставлении Беларуси кредита stand-by под реализацию согласованной экономической программы, нацеленной на стабилизацию платежного баланса. В рамках указанной программы белорусское правительство и Нацбанк проводят реформы по либерализации экономики. В этой связи обозреватель «БелГазеты» Сергей Жбанов взял интервью у постоянного представителя МВФ в Беларуси Наталии КОЛЯДИНОЙ.

По каким показателям МВФ будет оценивать результаты четвертого обзора программы stand-by?
- У нас существуют определенные расчетные показатели выполнения программы. Выполнение данного перечня показателей - необходимое условие, но не достаточное. Необходимо видеть перспективу, т.е. дать ответ на вопрос, обеспечивает ли экономическая политика, проводимая в стране, достижение целей программы. Именно в таком контексте проходят наши переговоры и с белорусскими властями, и с властями любой другой страны.
Выполнение программы оценивается на конкретный момент в рамках поквартального графика, но с прицелом на будущее, чтобы ответить на вопрос, к каким результатам белорусская экономика (или экономика любой другой страны) придет в конечном итоге. Это две части неотъемлемы друг от друга. Поэтому завершить программу только при условии выполнения показателей на определенную дату нельзя.
Должны быть достигнуты договоренности о мерах, предпринимаемых властями в области экономической политики с целью обеспечения выполнения задач, поставленных в программе. По завершении программы фонд продолжает консультации с властями по экономической политике.
Оценка любой кредитной программы проводится не только по показателям, но и по возможностям страны достичь тех целей, которые в ней сформулированы.
- Каковы у Беларуси перспективы открытия следующей кредитной программы?
- Все зависит от желания властей иметь следующую программу, получать помощь МВФ и от хода переговоров по этой программе. Мы еще находимся довольно далеко от завершения нашей 15-месячной программы stand-by (апрель 2010г.) - завершен только третий обзор. В конце октября МВФ перечислил в республику третий транш кредита в размере около $700 млн., доведя сумму предоставленных Беларуси ресурсов до $2,250 млрд. (финансирование в рамках программы составляет примерно $3,5 млрд.). После завершения недавней миссии в рамках третьего обзора итоговые документы готовятся для обсуждения на заседании совета директоров, которое состоится в декабре. В случае одобрения результатов обзора может быть предоставлен четвертый транш.
- Как вы оцениваете текущую экономическую динамику в республике и ее перспективы на конец года? Беларусь преодолела рецессию?
- Беларуси удалось избежать глубокой рецессии. В этом году в стране будет либо нулевой, либо небольшой отрицательный рост. ВВП Беларуси практически не сократился, отсутствует безработица, реальные доходы населения снизились не так значительно, как в других странах.
Что же касается снижения объема ВВП, то это результат того, что белорусская экономика адаптируется к новым экономическим условиям. В начале года было такое ощущение, что белорусская экономика продолжала функционировать так же, как и в докризисный период. Объем производства продолжал расти, склады наполнялись, что увеличивало несбалансированность платежного баланса по счету текущих операций. Со II квартала белорусская экономика начала постепенно адаптироваться к новым условиям.
- Затрагивались ли в ходе работы последней миссии вопросы макроэкономической политики Беларуси в 2010г.?
- Безусловно. Мы пришли к договоренности с властями республики относительно той политики, которая будет обеспечивать достижение целей макроэкономической стабилизации в 2010г.
- В проекте прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2010г. намечено увеличить темп прироста ВВП на 11%. Насколько этот параметр укладывается в достигнутые договоренности между МВФ и белорусскими властями о поддержании сбалансированной макроэкономической политики?
- Экономический рост в такой небольшой открытой экономике, как белорусская, определяется прежде всего внешнеэкономической конъюнктурой. Поэтому повышение спроса со стороны основных внешнеторговых партнеров республики ведет к повышению темпов экономического роста. Наш прогноз темпов экономического развития Беларуси в 2010г. довольно консервативен, т.к. мы не предполагаем, что внешний спрос вернется к предкризисному уровню.
Для обеспечения устойчивого развития Беларуси следует повысить конкурентоспособность товаров, экспортируемых на внешние рынки, и на этой основе добиться уменьшения дефицита платежного баланса по счету текущих операций. И власти республики это хорошо понимают, как и то, что устойчивый рост белорусской экономики вряд ли может быть обеспечен за счет увеличения внутреннего спроса. Сбалансированное экономическое развитие зависит от умелого использования инструментов макроэкономической политики, прежде всего фискальной, денежно-кредитной и политики валютного курса.
Например, фискальная политика играет очень важную роль в поддержании действующего валютного режима и курса национальной валюты в установленных пределах. Денежно-кредитная политика также обеспечивает поддержание текущего валютного режима и валютного курса, но в то же время она позволяет властям более оперативно реагировать на изменяющиеся внешнеэкономические условия с целью поддержания как макроэкономической сбалансированности, так и экономического роста.
- Почему МВФ готов поддержать увеличение ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20%, если госбюджет профицитный, а рост налоговых ставок может снизить реальный уровень жизни населения и замедлить экономический рост?
- Повышение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) - эта мера, на наш взгляд, необходимая. Ведь в 2010г. белорусские власти собираются отменить ряд оборотных налогов, которые приводят к искажениям в экономике (налог с продаж, 1-процентный сбор с выручки в фонд поддержки сельхозпроизводителей), что неизбежно приведет к некоторым потерям бюджетных доходов. Для компенсации этих потерь необходимо повысить ставку НДС. Отмена указанных видов налогов и одновременное повышение ставки НДС с 18 до 20%, в частности, позволит снизить налоговое бремя в белорусской экономике примерно на 0,5%.
Роста цен при повышении ставки НДС мы не ожидаем. Как показывает опыт ряда стран, повышение ставки НДС привело к снижению цен, потому как предприятия одновременно перестают платить некоторые виды оборотных налогов. Поэтому потребительские цены не изменятся, а возможно, и снизятся при гибкой реакции производителей. Проведение этой реформы в данный момент имеет положительные стороны, поскольку спрос сократился и экономика работает ниже своего потенциала. При таких условиях производители особенно заинтересованы в снижении издержек и торговых надбавок.


Источник: http://www.belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация