Новости

«Всё зависит от желания властей»

В январе 2009г. Международный валютный фонд (МВФ) принял решение о предоставлении Беларуси кредита stand-by под реализацию согласованной экономической программы, нацеленной на стабилизацию платежного баланса. В рамках указанной программы белорусское правительство и Нацбанк проводят реформы по либерализации экономики. В этой связи обозреватель «БелГазеты» Сергей Жбанов взял интервью у постоянного представителя МВФ в Беларуси Наталии КОЛЯДИНОЙ.

По каким показателям МВФ будет оценивать результаты четвертого обзора программы stand-by?
- У нас существуют определенные расчетные показатели выполнения программы. Выполнение данного перечня показателей - необходимое условие, но не достаточное. Необходимо видеть перспективу, т.е. дать ответ на вопрос, обеспечивает ли экономическая политика, проводимая в стране, достижение целей программы. Именно в таком контексте проходят наши переговоры и с белорусскими властями, и с властями любой другой страны.
Выполнение программы оценивается на конкретный момент в рамках поквартального графика, но с прицелом на будущее, чтобы ответить на вопрос, к каким результатам белорусская экономика (или экономика любой другой страны) придет в конечном итоге. Это две части неотъемлемы друг от друга. Поэтому завершить программу только при условии выполнения показателей на определенную дату нельзя.
Должны быть достигнуты договоренности о мерах, предпринимаемых властями в области экономической политики с целью обеспечения выполнения задач, поставленных в программе. По завершении программы фонд продолжает консультации с властями по экономической политике.
Оценка любой кредитной программы проводится не только по показателям, но и по возможностям страны достичь тех целей, которые в ней сформулированы.
- Каковы у Беларуси перспективы открытия следующей кредитной программы?
- Все зависит от желания властей иметь следующую программу, получать помощь МВФ и от хода переговоров по этой программе. Мы еще находимся довольно далеко от завершения нашей 15-месячной программы stand-by (апрель 2010г.) - завершен только третий обзор. В конце октября МВФ перечислил в республику третий транш кредита в размере около $700 млн., доведя сумму предоставленных Беларуси ресурсов до $2,250 млрд. (финансирование в рамках программы составляет примерно $3,5 млрд.). После завершения недавней миссии в рамках третьего обзора итоговые документы готовятся для обсуждения на заседании совета директоров, которое состоится в декабре. В случае одобрения результатов обзора может быть предоставлен четвертый транш.
- Как вы оцениваете текущую экономическую динамику в республике и ее перспективы на конец года? Беларусь преодолела рецессию?
- Беларуси удалось избежать глубокой рецессии. В этом году в стране будет либо нулевой, либо небольшой отрицательный рост. ВВП Беларуси практически не сократился, отсутствует безработица, реальные доходы населения снизились не так значительно, как в других странах.
Что же касается снижения объема ВВП, то это результат того, что белорусская экономика адаптируется к новым экономическим условиям. В начале года было такое ощущение, что белорусская экономика продолжала функционировать так же, как и в докризисный период. Объем производства продолжал расти, склады наполнялись, что увеличивало несбалансированность платежного баланса по счету текущих операций. Со II квартала белорусская экономика начала постепенно адаптироваться к новым условиям.
- Затрагивались ли в ходе работы последней миссии вопросы макроэкономической политики Беларуси в 2010г.?
- Безусловно. Мы пришли к договоренности с властями республики относительно той политики, которая будет обеспечивать достижение целей макроэкономической стабилизации в 2010г.
- В проекте прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2010г. намечено увеличить темп прироста ВВП на 11%. Насколько этот параметр укладывается в достигнутые договоренности между МВФ и белорусскими властями о поддержании сбалансированной макроэкономической политики?
- Экономический рост в такой небольшой открытой экономике, как белорусская, определяется прежде всего внешнеэкономической конъюнктурой. Поэтому повышение спроса со стороны основных внешнеторговых партнеров республики ведет к повышению темпов экономического роста. Наш прогноз темпов экономического развития Беларуси в 2010г. довольно консервативен, т.к. мы не предполагаем, что внешний спрос вернется к предкризисному уровню.
Для обеспечения устойчивого развития Беларуси следует повысить конкурентоспособность товаров, экспортируемых на внешние рынки, и на этой основе добиться уменьшения дефицита платежного баланса по счету текущих операций. И власти республики это хорошо понимают, как и то, что устойчивый рост белорусской экономики вряд ли может быть обеспечен за счет увеличения внутреннего спроса. Сбалансированное экономическое развитие зависит от умелого использования инструментов макроэкономической политики, прежде всего фискальной, денежно-кредитной и политики валютного курса.
Например, фискальная политика играет очень важную роль в поддержании действующего валютного режима и курса национальной валюты в установленных пределах. Денежно-кредитная политика также обеспечивает поддержание текущего валютного режима и валютного курса, но в то же время она позволяет властям более оперативно реагировать на изменяющиеся внешнеэкономические условия с целью поддержания как макроэкономической сбалансированности, так и экономического роста.
- Почему МВФ готов поддержать увеличение ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20%, если госбюджет профицитный, а рост налоговых ставок может снизить реальный уровень жизни населения и замедлить экономический рост?
- Повышение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) - эта мера, на наш взгляд, необходимая. Ведь в 2010г. белорусские власти собираются отменить ряд оборотных налогов, которые приводят к искажениям в экономике (налог с продаж, 1-процентный сбор с выручки в фонд поддержки сельхозпроизводителей), что неизбежно приведет к некоторым потерям бюджетных доходов. Для компенсации этих потерь необходимо повысить ставку НДС. Отмена указанных видов налогов и одновременное повышение ставки НДС с 18 до 20%, в частности, позволит снизить налоговое бремя в белорусской экономике примерно на 0,5%.
Роста цен при повышении ставки НДС мы не ожидаем. Как показывает опыт ряда стран, повышение ставки НДС привело к снижению цен, потому как предприятия одновременно перестают платить некоторые виды оборотных налогов. Поэтому потребительские цены не изменятся, а возможно, и снизятся при гибкой реакции производителей. Проведение этой реформы в данный момент имеет положительные стороны, поскольку спрос сократился и экономика работает ниже своего потенциала. При таких условиях производители особенно заинтересованы в снижении издержек и торговых надбавок.


Источник: http://www.belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

29.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

29.03.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация