Новости

Свобода цен пуще неволи

Отмена ограничений торговых надбавок на большинство товаров, предусмотренная постановлением Минэкономики N141, почти не отразилась на среднем уровне цен в рознице. Разве что детские подгузники, по данным мониторинга Минэкономики, подорожали на 8-10%. Эйфория от постепенного движения к свободному ценообразованию длилась недолго. Уже первый опыт работы в новых условиях показал, что значительная часть товарооборота приходится как раз на те товары, на которые сохраняется регулирование торговых надбавок, а на оставшиеся товары розничные цены и так достаточно высоки.
В перечень товаров, на которые устанавливаются ограниченные торговые надбавки, входит 50 товарных групп, из которых 48 приходится на продукты питания. В их числе мясо, мясные и колбасные изделия, яйца, молочная продукция, хлеб и булочные изделия, рыба, крупы, соль, сахар, макароны, овощи и фрукты. Разумеется, не все, но те, что покупают чаще всего. Оставшиеся два пункта перечня составляют товары для детей (по перечню Минторга и «Белкоопсоюза») и лекарственные средства, а также изделия медицинского назначения и медтехника.
Между тем, по данным Белстата, в структуре общего объема розничного товарооборота удельный вес продовольственных товаров в январе-октябре 2009г. составил 50,4%. За 10 месяцев населению продано продовольственных товаров на Br22,9 трлн., причем значительная часть этих средств была потрачена потребителями именно на входящие в перечень социально значимые товары.
«Когда мы проанализировали, на что же мы можем поднять цены, то поняли, что практически ни на что. Представьте себе, что мы заходим в магазин. Сначала идем в мясной отдел - там все без изменений, в колбасный - там тоже ограничения не отменили, в рыбный, сырный, хлебный - то же самое. Именно на этих видах продукции мы делаем план, они составляют основу нашего товарооборота. А на продукты, на которые мы можем увеличить торговые надбавки, - на импортную кондитерку, которая в Беларуси чуть ли не самая дорогая в мире, дорогой импортный алкоголь и пр. - ни один магазин цены не поднимет, потому что они и так зашкаливают. В Беларуси вино втрое дороже, чем в немецком Дюссельдорфе, колбасная продукция - в 1,5-2 раза дороже, чем в Польше, сыры - на 30% дороже, чем в Литве. И это только натуральные цифры, а если сравнить их с учетом средних зарплат, разница будет еще более существенной», - комментирует ситуацию директор универсама «Юбилейный-92» Владимир Нерозя.
При этом рентабельность белорусских объектов розничной торговли невысока и находится, как правило, в районе 1%. По мнению Нерози, в Беларуси мог бы быть уместен опыт Москвы, где в каждой группе социально значимых товаров (молочная продукция, колбасы, хлеб) определено несколько сортов продукции не самого высокого качества, которая должна продаваться по ограниченной цене. «Неимущие, которые не могут себе позволить что-то дорогое, покупают эти 2-3 сорта. А остальные магазин продает за столько, за сколько может продать», - отмечает Нерозя.
Вещевые и обувные ритейлеры не отреагировали на возможность повысить торговые надбавки по другой причине. В разгар осенне-зимнего сезона, когда вступило в силу постановление Минэкономики, цены были уже сформированы, и, как признались операторы, повышать их в этот период было очень рискованно. В то же время некоторые обувные ритейлеры не исключили, что к весенне-летнему сезону (начинается в середине февраля) задумаются о пересмотре ценовой политики с учетом рыночной конъюнктуры.
Продавцы бытовой техники и электроники считают, что на динамику цен в их товарных группах будут в большей степени влиять меры таможенно-тарифного регулирования, нежели документы, направленные на либерализацию торговых наценок. В этом году цены на импортную бытовую технику уже значительно выросли после девальвации рубля и роста ставок ввозных таможенных пошлин, поэтому увеличение торговых надбавок и вовсе отпугнет покупателей цивилизованной розницы головокружительными ценниками.
«Таможенные пошлины на импортные телевизоры сейчас находятся на заградительном уровне. А в отсутствие таможенного контроля на границе с Россией это способствует увеличению доли «серого» импорта. Уже сегодня в Интернете можно найти телевизоры по цене, которая для нас является входной. В такой ситуации повышать розничные цены просто некуда. Конечно, на упавших с началом кризиса оборотах многим продавцам хочется поднять торговую надбавку, но в данном случае это тупиковый путь», - считает замдиретора по коммерческим вопросам компании «Тибериум» (сеть салонов «Умные вещи») Алексей Долгих.

Валентина ОВЧИННИКОВА

Источник : http://www.belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

18.04.2024Сервисный центр Белтепломашстрой ЗАО обладает парком собственного оборудования
Сервисный центр Белтепломашстрой ЗАО

18.04.2024Дневной Дозор - это гарантированное быстрое исполнение Вашей заявки
"Не обещать невозможного! Быстро и качественно выполнять обещанное!" - таков девиз компании Дневной Дозор ЧП.

17.04.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

17.04.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.

17.04.2024Промышленный альпинизм в Бресте
Брестпромальп ЧП предлагает услуги в области промышленного альпинизма


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация