Новости

Грузите нефть бочками

Президент России Дмитрий Медведев озвучил свое ежегодное послание. Его предварительным вариантом была интернет-статья «Россия, вперед!». Попытки Кремля организовать широкое обсуждение статьи, несмотря на обилие откликов, в целом провалились: содержательных откликов оказалось на удивление мало. Уже хотя бы потому, что само послание было малосодержательным. Если отвлечься от политических ходов и пропагандистской шелухи, интереснее самого послания с точки зрения анализа экономической политики России явились сопутствующие ему маневры по изменению статуса госкорпораций и спасению «АвтоВАЗа».
Критическая часть послания возражений не вызывает. Ее можно было бы даже и усилить. Война в Грузии и ход текущего кризиса показали, что на таком уровне развития производительных сил и при такой технологической зависимости от Запада существование России как мировой державы невозможно, и дальнейшее падение ее роли в мировых делах становится необратимым.
Труднее вычленить положительное содержание послания. Особенно в его экономической части. «Умная экономика», «инновационное развитие» - не более чем лозунги, если не предложен механизм их реализации.
Ни один из заявленных в послании «стратегических векторов модернизации страны» локомотивом реиндустриализации стать не сможет. Все вместе они, даже при самом успешном развитии, охватят лишь очень небольшую часть работоспособного населения. А что должно делать остальное? В четырех из пяти «стратегических векторов модернизации страны» - абсолютное господство западных фирм. А они согласны развивать свое производство на российской территории? Или ограничатся отверточной сборкой?
Да, в XXI в. такой стране, как Россия, необходимы отрасли, где она имеет на мировой арене приоритет. Но отдельные предприятия вне индустриальной среды нежизнеспособны и не могут развиваться. Это доказал и советский, и мировой опыт. Для подавляющего большинства российских предприятий актуальной проблемой является не мировое лидерство, а догоняющее развитие. А это - инвестиции, неинтересные иностранцам: никто не горит желанием создавать себе конкурентов.
Недосказанное в послании проявилось в других действиях президента и правительства России в эти дни.
На саммите АТЕС Медведев заявил о желании России стать мировым финансовым центром. Швейцария, страна с вековым опытом банков и «гномов», имеет высокоразвитую промышленность, поскольку на одном, даже очень развитом, финансовом секторе страна существовать не может. Кроме того, статус мирового финансового центра требует операций по всему миру с неизбежным вывозом капитала. А кто будет финансировать реиндустриализацию страны? Опять иностранный капитал? Но упования Егора Гайдара на приток иностранного капитала уже раз привели к деиндустриализации страны. С чего в этот раз будет по-другому?
Принимаются меры по реформированию (а точнее - по расформированию) госкорпораций. Пусть этот инструмент и крайне несовершенный, коррупции и ошибок в их деятельности достаточно, но другого инструмента для построения конкурентоспособных производств у правительства России нет. Реиндустриализация страны - задача не только политическая и финансовая, но и инженерная. Других механизмов согласования инженерных, финансовых, организационных, территориальных аспектов крупных государственных проблем, кроме госкорпораций, в России не существует. Намеченное их акционирование и коммерциализация деятельности лишает существование госкорпораций всякого смысла.
После многочисленных потуг по спасению «АвтоВАЗа» правительство приступило к постепенному сокращению численности его работников и передаче предприятия под контроль иностранным инвесторам. В 1930-е гг. советское правительство, комплектно закупая предприятия за рубежом, озаботилось созданием для них сопутствующей инфраструктуры - НИИ, КБ, станкостроения, производства комплектации. В 1970-е гг. министерства провалили создание соответствующей инфраструктуры для «АвтоВАЗа», растащив ее по ведомственным квартирам. Позже бездарная приватизация, рост конкуренции на внутреннем рынке со стороны б/у иномарок и мощных зарубежных концернов окончательно лишили «АвтоВАЗ» шансов стать современным предприятием. Постепенно росла доля импортной комплектации, увеличивались сроки освоения новых моделей, росли долги. И теперь правительство капитулировало: самостоятельное производство легковых автомобилей в России поддерживаться и, соответственно, развиваться больше не будет.
Похоже, наметившаяся в послании и сопутствующих ему проявлениях тенденция ведет к сворачиванию в России программно-целевого подхода в модернизации экономики страны. Признаками формирования такого подхода в последние годы как раз были и создание госкорпораций, и формирование ряда госпрограмм типа ФЦП по развитию электроники в 2009-2015гг. Сверстаны они были по советским лекалам, и ход их реализации показал их несостоятельность - и неэффективны, и слишком затратны. Что, кстати, хороший урок и для Беларуси.
Однако если не программно-целевой подход, то что? Невидимую руку рынка уже пробовали. Западные модели госрегулирования не работают. Для реализации аналога китайской модели российская экономика слишком мала и трудноуправляема.
Отсутствие в послании президента РФ механизмов реализации объявленных целей не случайно. У Кремля их просто нет, и лично я считаю, что в рамках существующей в России экономической модели и быть не может. Поэтому можно ожидать, что в ближайшие годы Россия, развивая несколько второстепенных для экономики страны направлений, сосредоточится на решении текущих проблем. Выживая за счет накопленных резервов и доходов от экспорта сырья и энергоресурсов. Если эти доходы будут.
Мнения колумнистов могут не отражать точку зрения редакции


Источник : http://www.belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация