Новости

СЛАДКИЕ КУСОЧКИ

Сегменты роста специализированных сетей. Российский опыт

Как только в переходных странах доходы населения вырастают настолько, что в обороте розничной торговли снижается доля продовольственных товаров и возрастает доля непродовольственных, активизируется развитие специализированных розничных сетей. Их ассортимент (одежда и обувь, парфюмерия и косметика, бытовая и компьютерная техника и электроника, детские товары, товары для спорта и отдыха, ювелирные изделия и пр.) нацелен на удовлетворение потребностей покупателя - базовых и не очень.

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

В Беларуси развитие специализированного ритейла набирает обороты медленнее, чем у соседей, и причин тому немало: недостаток финансовых средств при недопуске в розничную торговлю крупных зарубежных игроков; дефицит специализированных торговых площадей и заоблачные (до 50 евро за кв. м) цены на их аренду; сложность создания в рамках действующего законодательства крупных холдинговых структур и полноценного франчайзинга; недостаток квалифицированных кадров и пр. Для белорусов альфой и омегой торговли непродовольственными товарами по-прежнему остаются рынки.

Между тем соседи прошли путь развития специализированного ритейла раньше: в России крупные сети уже сложились и успешно расширяются в наиболее прибыльных сегментах специализированной торговли, на Украине - активно развиваются сети по продаже бытовой техники и ПК, остальные сегменты постепенно подтягиваются.

Будущее за крупными специализированными сетями, а это не только концентрация капитала, но и разветвленная оргструктура, высокая степень управляемости, продвинутые бизнес-технологии, обученный персонал, отстроенные логистика и маркетинг и т.п. Только тогда сетевая торговля сможет конкурировать с несетевой как по качеству обслуживания, так и по цене - за счет оптимизации издержек на закупки, логистику, маркетинг и рекламу, дистрибуцию и т.п. Итогом такой траектории развития становится появление специализированных торговых сетей - чаще всего мультибрендовых (другие в среднем ценовом сегменте менее эффективны) национальных (а не сконцентрированных в столице или областных центрах).

 

Время одеться

С ростом доходов потребитель больше внимания уделяет своему внешнему виду и, соответственно, активнее готов тратиться на одежду. Отсюда и наблюдающийся в России бум торговых сетей, специализирующихся на одежде. По данным РОССТа, средняя динамика объема розничных продаж швейных и трикотажных изделий, включая одежду для мужчин, женщин и детей, в России за последние 6 лет составила около 20% против 2,5% в Западной Европе. По разным оценкам, ежегодный темп роста розничного рынка одежды за последние 3 года в России достигал 20-25%. Без учета бельевого трикотажа объем розничного рынка одежды в РФ в 2006г. оценивался в $28,4 млрд.

По подсчетам РБК, наиболее перспективным и емким в стоимостном выражении является среднеценовой сегмент: на него приходится 45-47% рынка, в нем же позиционируется около 50% специализированных сетей по продаже одежды. Около 80% из них предлагают повседневные (casual) вещи.

По мере развития сетей российские операторы эволюционируют к концепции total-look: максимум ассортимента позволяет полностью, с головы до ног, одеться и обуться в одном месте. Тotal-look приводит к расширению ассортимента за счет обуви и аксессуаров и организации выкладки по стилевому принципу, а не по товарным группам. Поэтому увеличиваются и торговые площади «сетевиков». По данным РБК, среднее увеличение площади одного магазина за последние 3 года составляет 100%: с 40-100 кв. м - до 200 кв. м, с 200-300 кв. м - до 400-500 кв. м.

Сети активно развиваются за счет франчайзинга: согласно исследованиям РБК, минимальные инвестиции на 1 кв. м франчайзингового сетевого магазина одежды составляют около $1021: $110 - торговое оборудование, $55 - осветительное, $373 - ремонтные работы и материалы, $483 - сами товарные закупки.

Получают распространение новые для постсоветского пространства форматы, например megastore, аналог гипермаркета с широким ассортиментом одежды различного назначения (деловая, верхняя повседневная и др.), обуви и аксессуаров с площадью от 1000 кв. м и более 10 тыс. товарных позиций. Параллельно возрождаются универмаги (departmentstore), пережившие упадок в 90-е и являющиеся в США, Китае и Европе популярнейшим форматом (27-37% покупок).

 
Продавать не по-детски

Одним из самых сладких сегментов специализированной розницы остаются товары для детей. Обусловлено это не только ростом благосостояния потребителей и претензиями постсоветских стран на посткризисный бэби-бум. Меняются нормы потребления: число детей сокращается, объем трат на одного ребенка растет.

Не только в Беларуси, но и в России по продажам детских товаров пока еще лидируют рынки. Однако наметилась и противоположная тенденция: по подсчетам РБК, специализированная розница для детей составляет уже 20% в Москве и 30% в Санкт-Петербурге. При этом рынок товаров для детей прибавляет по 15% в год, отдельные сегменты - еще быстрее. Порядка 43% рынка детских товаров приходится на одежду и обувь. При этом инвестиции в открытие одного сетевого детского магазина по франшизе из расчета на 1 кв. м сопоставимы с показателями сетей для взрослых: около $1250.

Торговые сети товаров для детей в России интенсивно конкурируют с рынками и «гиперами». Интересный факт: на 10 тыс. ассортиментных позиций в таких магазинах до 1 тыс. может приходиться на товары с собственной ТМ продавца (private label).

 
Для крыши дома своего

Стройматериалы и товары для благоустройства дома (DIY, англ. do it yourself - «сделай сам») - еще один сегмент специализированной розницы, имеющий все перспективы для процветания. В Беларуси только превратности бизнес-климата предопределяют доминирование строительных рынков. В России, где на рынке работают как местные, так и зарубежные сетевые операторы, в 2006г. доля сетей в розничных продажах растет: согласно исследованиям РБК, в Москве она достигла 24-25%, в Петербурге - 76-77%. В целом розничная торговля товарами DIY в России в 2007г. оценивалась не менее чем в $14 млрд.

Важно, что клиентами сетей DIY-ритейла становятся не только частные лица, но и занимающиеся благоустройством ремонтные бригады или небольшие фирмы. Развитию этого сегмента специализированной розницы способствуют увеличение объемов жилищного строительства и рост доходов населения. Рост DIY-сетей идет по двум направлениям: универсальные сети (в ассортименте различные товарные категории) и специализированные, с глубоким ассортиментом одной или нескольких категорий товара: декоративно-отделочные материалы, сантехника, керамическая плитка и пр. В Беларуси «универсалы» пока явно проигрывают рынкам, зато сети с узкой специализацией, похоже, немного успешнее. В Москве объем продаж универсальных DIY-сетей, по оценке РБК, в 2006г. составил примерно $700-750 млн., специализированных - $200 млн.

Всего в России почти 200 крупных DIY-операторов. Одолеть рынки сетевикам помогает ставка на разнообразие торговых форматов, вплоть до гипермаркета стройматериалов с площадью свыше 30 тыс. кв. м и ассортиментом более 30 тыс. позиций. В Беларуси на подобный подход к крупным торговым форматам уже замахнулись некоторые компании, например «ОМА», однако пока без видимого успеха. Из-за недостатка площадей и средств отечественный DIY-ритейл в целом тяготеет к малоформатным магазинам.

Основные форматы сетевой розницы на российском рынке DIY

1.
DIY-гипермаркет
2.
Строительный супермаркет
3.
Магазин-склад/cash&carry
4.
Строительный дискаунтер
5.
Магазин «У дома»
6.
Магазин-салон/бутик

Источник: «РБК. Исследования рынка», 2007.

 
Все, что блестит

Еще один высококонкурентный и перспективный сегмент специализированной розницы - торговля ювелирными изделиями. В Беларуси «Белювелиторг» уже ощутил конкурентное давление не очень крупных отечественных сетей и даже инициировал встречные лоббистские меры со стороны государства, однако этот сегмент розницы успокоится еще нескоро. Во-первых, вопреки всем стараниям импорт будет расти, в т.ч. и из переживающей ювелирный бум России. Во-вторых, драгоценные металлы дорожают и сами по себе, а спрос на них подхлестывается мировым финансовым кризисом. В-третьих, активно идет смена генераций потребителей, а значит, и потребительского поведения.


В последние годы характер спроса определяют все возрастающие требования к дизайну «ювелирки». По оценке РБК, рост объемов производства в 2002-07гг. привел российский рынок к постепенному насыщению, хотя по итогам 2007г. его рост в натуральном выражении достигал более 20%.

В ювелирном ритейле России четко выделилась тенденция концентрации основных игроков в сегменте «мидл-маркет» и поиску соответствующих ему новых торговых форматов («ювелирный дискаунтер»). Торговые сети создаются и развиваются с опорой на мощности крупных производителей. О том, насколько далеко зашло развитие сетевого ритейла в этом развитии, говорит тот факт, что лидер российского рынка - «Ювелирная сеть 585» - к концу 2007г. имел в России 380 торговых точек и ежемесячно (!!!) открывал до 30 магазинов, число которых к концу 2009г. собирается довести до тысячи.

Отечественным ювелирным розничным сетям далеко до масштабов россиян, однако им так или иначе придется учитывать и рост спроса, и его качественное изменение.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

07.03.2024РУП «БЕЛТЭИ» имеет статус научно-исследовательского и проектного предприятия
РУП «БЕЛТЭИ» за годы своей деятельности стал ведущим разработчиком целого ряда прикладных научных направлений

05.03.2024Предприятие «Дановский» осуществляет геодезические работы по всей территории Беларуси
Частное Геодезическое Предприятие «Дановский» все работы выполняет своими силами, без привлечения сторонних организаций

05.03.2024Производство металлочерепицы -АрсеналМеталл ООО
АрсеналМеталл ООО производит металлоизделия для кровли

04.03.2024Рабтекс Индастри ООО продает резиновые бесшовные покрытия Rubtex для травмобезопасных высококачественных покрытий из резиновой крошки в Беларуси.
Рабтекс Индастри ООО производит резиновые бесшовные покрытия Rubtex для травмобезопасных высококачественных покрытий из резиновой крошки в Беларуси.

03.03.2024ТХК-регион - продажа запчастей к сельхозтехнике
ООО «ТХК-регион» - поставщик запасных частей для сельскохозяйственной техники, хорошо известный на рынке Республики Беларусь. Качество и надежность нашей продукции уже оценили многие отечественные сельскохозяйственные предприятия.


14 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация