Особенности потребления 2007г.
В 2007г. у многих домашних хозяйств были поводы для радости в связи с покупкой одежды, ремонтом квартиры и приобретением нового автомобиля. Приятным сюрпризом было сокращение доли расходов на продукты питания, еще большим подарком - неувеличение расходов на ЖКУ. За все это заплатили Россия, белорусский бюджет и реальный сектор.
Особенностями потребления 2007г. стал взрывной рост расходов на покупку одежды. В 2006г. в потребительских расходах одежда составляла 6,1%, а в 2007г. - 9,1%. Такой скачок по одной из статей расходов не имеет аналогов. В 2006г. 94,1% семей декларировали расходы на одежду и тратили на нее $21 в месяц. В 2007г. 97,3% семей тратили на одежду $36,9 в месяц, на 75,7% больше. За 2007г. емкость рынка одежды выросла в 1,8 раза, составив $1,6 млрд. Белорусский легпром оказался не готов к такому взрывному росту спроса. Поэтому белорусы потратились в основном на импортную одежду.
Вторая потребительская мания белорусов в 2007г. - услуги связи, включая мобильную. Доля расходов на нее увеличилась на 0,8% и составила 4,8% потребительских расходов. В 2006г. 92,4% семей тратили на связь $14,2 в месяц. В 2007г. 94,3% домашних хозяйств платили за свое желание общаться $20,1, или на 41,7% больше. Сотовая связь и интернет-услуги выкачали из карманов граждан почти $850 млн., на 43,5% больше, чем в 2006г.
Третьей потребительской страстью домашних хозяйств в 2007г. стали автомобили. Доля расходов на содержание личного транспорта выросла с 4% в 2006г. до 4,8% в 2007г. По сравнению с 2003г. эта доля вообще удвоилась. В 2006г. 43% семей ежемесячно тратили на эти цели $26,2. В 2007г. 44,5% семей тратили $36, на 37,4% больше. Емкость данного сегмента рынка увеличилась с $504 млн. в 2006г. до $714 млн. в 2007г., на 41,7%.
Питание вне дома медленно, но уверенно приобретает популярность. Доля этих расходов увеличилась на 0,2%, до 2,3%. В 2006г. на эти цели 47,6% семей ежемесячно тратили $14,4. В 2007г. уже 49,6% домашних хозяйств ежемесячно тратили на кафе, рестораны и столовые $17,9. В целом по стране емкость этого сегмента рынка выросла с $306 млн. до $397млн., на 29,7%.
Особая категория расходов - строительство и покупка недвижимости. В 2006г. только 6,9% домашних хозяйств (256,2 тыс.) декларировали данный вид расходов. Представители этого «среднего класса» ежемесячно тратили на свое жилье $79,6. Емкость рынка составила $244,7 млн. В 2007г. отмечен взрывной рост количества семей, потратившихся на эти цели, - 36,6%. В 2007г. 1,36 млн. семей тратили на эти цели $51,8 на семью в месяц, или $845,4 млн., т.е. 3,5 раза больше.
В 2007г. 57% семей делали небольшие сбережения и вклады на будущее. Размер ежемесячных расходов на эти цели составил $42,8. В 2006г. таких хозяйств было 53,3%. Они инвестировали в свое будущее $35,2 в месяц. Стабильной остается доля домашних хозяйств, покупающих инвалюту. В 2006г. таких семей было 17,9%. Они декларировали покупку валюты на $284 млн. (в 2007г. таких семей было 16,4%, а объем купленной ими валюты составил $328 млн.).
Главной позитивной для семейных бюджетов новостью стало резкое снижение доли ЖКУ в потребительских расходах. В 2006г. она составляла 8,8%, а в 2007г. - 7,4%. Для сравнения: в 2003г. данные расходы составляли 11,1%. Правда, в 2006г. в структуре затрат была только статья «жилищно-коммунальные услуги». Расходы по ней составляли 8,8%. В 2007г. появилась статья «расходы на жилье». Расходы по ней - 9,9%, 7,4% из них пришлось на ЖКУ. Так что если сравнивать «расходы на жилье» 2007г. с ЖКУ 2006г., то доля расходов увеличилась на 1,1%. Если же брать только ЖКУ, получится сокращение на 1,4%.
Стабильной остается статья расходов на личные подсобные хозяйства. В 2007г. в своем бюджете ее имели 71,1% семей. Ежемесячно они тратили на эти нужды $10,9. В 2006г. эти показатели составляли соответственно 72,6% и $9,5. Несмотря на все запреты, стабильным остается число семей, которые тратят деньги на алкоголь и сигареты. В 2007г. 81,2% домашних хозяйств ежемесячно тратили на алкоголь $11, в 2006г. ежемесячные траты составляли $9,6. Покупку сигарет декларировали 47,6% семей, тративших на этот товар $11,3 в месяц (в 2006г. – соответственно 48,8% и $9,1).
Доля услуг здравоохранения, образования, общественного транспорта, культуры, спорта и отдыха находятся в пределах 3%. В 2007г. больше домашних хозяйств (32% всех семей) стали покупать мебель. В целом ежемесячные денежные расходы среднестатистического домашнего хозяйства Беларуси составили $494. Все семьи Беларуси в 2007г. потратили $22 млрд., что на 25,7% больше, чем годом раньше ($17,5 млрд.). Декларируемые белорусскими семьями денежные доходы составили $20,5 млрд.
Получается, в 2007г. белорусы потратили на $1,5 млрд. больше, чем получили денежного дохода…
Как тратят свои деньги белорусские семьи
Статья расходов
|
Доля в потребительских расходах, %
|
Динамика, п.п.
|
Годовая емкость рынка, млн. $* |
||||
|
2003
|
2006
|
2007
|
2006 к 2003
|
2007 к 2006
|
2006
|
2007
|
Продукты питания
|
45,8
|
40,2
|
39,2
|
-5,6
|
-1
|
5855
|
6876
|
Питание вне дома (столовая, кафе, ресторан)
|
2,1
|
2,1
|
2,3
|
-
|
0,2
|
306
|
397
|
Алкоголь
|
2,7
|
2,4
|
2,3
|
-0,3
|
-0,1
|
352
|
397
|
Табак
|
1,6
|
1,4
|
1,4
|
-0,2
|
-
|
199
|
241
|
Одежда
|
6
|
6,1
|
9,1
|
0,1
|
3
|
883
|
1600
|
Предметы личной гигиены
|
2,2
|
2,1
|
2,0
|
-0,1
|
-0,1
|
304
|
357
|
Здравоохранение
|
3,1
|
2,8
|
3,0
|
-0,3
|
0,2
|
405
|
528
|
ЖКУ
|
11,1
|
8,8
|
7,4
|
-2,3
|
-1,4
|
1279
|
1301
|
Услуги образования
|
1,5
|
1,4
|
1,5
|
-0,1
|
0,1
|
206
|
267
|
Услуги общественного транспорта
|
3,1
|
3,1
|
3,1
|
-
|
-
|
451
|
537
|
Содержание личного транспорта
|
3,3
|
3,5
|
4,1
|
0,2
|
0,6
|
504
|
714
|
Услуги связи
|
2,4
|
4
|
4,8
|
1,6
|
0,8
|
588
|
844
|
Показатели роста благосостояния населения
Расходы |
2004
|
2006
|
2007
|
||||||
|
Семьи, сообщившие данный вид расходов |
||||||||
|
в % к денежному расходу
|
% от всех семей
|
в среднем на семью, $ |
в % к денежному расходу
|
% от всех семей
|
в среднем на семью,
$
|
в % к денежному расходу
|
% от всех семей
|
в среднем на семью, $ |
Расходы на личное подсобное хозяйство |
2,3
|
74,1
|
7,2
|
1,7
|
72,6 |
9,5
|
1,6
|
71,1
|
10,9
|
Материальная помощь родственникам |
3,7
|
62,9
|
13,9
|
4,2
|
70,0
|
23,5
|
3,8
|
73,1
|
25,5
|
Вклады и сбережения |
2,7
|
36,5
|
17,1
|
4,8
|
53,3 |
35,3
|
4,9
|
57
|
42,8
|
Покупка инвалюты |
2,7
|
25,0 |
25,4
|
1,6
|
17,9 |
35,7
|
1,5
|
16,4
|
44,9
|
Строительство и покупка недвижимости |
2,1
|
4,5 |
109,4
|
1,4
|
6,9
|
79,8
|
3,8
|
36,6 |
51,8
|
Налоги, взносы |
2,1
|
71,1
|
6,9
|
3,4
|
73,8
|
18
|
4,7
|
76,5
|
30,3
|
Источник: Минстат «Расходы и доходы населения в Республике Беларусь», 2004, 2007, 2008.
Вернуться в рубрику "Новости" | Версия для печати |
26.03.2024«БелВентаТекс» ООО специализируется в вопросах вентиляции, кондиционирования, холодоснабжения, выполняя весь комплекс услуг «под ключ».
ООО «БелВентаТекс» - единственный производитель текстильных воздухораспределителей в Беларуси.
25.03.2024Сделайте шаг к успеху с нашей типографией уже сегодня!
АртДрук ООО-печать на современном оборудовании.
25.03.2024Санаторий «Пралеска» расположен в живописном массиве на берегу озера «Лазурное».
Санаторий «Пралеска» предлагает : туры «выходного дня», проведение деловых встреч, корпоративных мероприятий,семинаров,презентаций, спортивных сборов.
24.03.2024Дневной Дозор - это гарантированное быстрое исполнение Вашей заявки
"Не обещать невозможного! Быстро и качественно выполнять обещанное!" - таков девиз компании Дневной Дозор ЧП.
24.03.2024У нас всегда все свежее!
Хлебобулочная продукция. В наличии и на заказ. ООО «Ренисибер-Наш Хлебозавод»