Новости

АВТО, ПАЛЬТО И ДОЛОТО

Особенности потребления 2007г.

В 2007г. у многих домашних хозяйств были поводы для радости в связи с покупкой одежды, ремонтом квартиры и приобретением нового автомобиля. Приятным сюрпризом было сокращение доли расходов на продукты питания, еще большим подарком - неувеличение расходов на ЖКУ. За все это заплатили Россия, белорусский бюджет и реальный сектор.

Особенностями потребления 2007г. стал взрывной рост расходов на покупку одежды. В 2006г. в потребительских расходах одежда составляла 6,1%, а в 2007г. - 9,1%. Такой скачок по одной из статей расходов не имеет аналогов. В 2006г. 94,1% семей декларировали расходы на одежду и тратили на нее $21 в месяц. В 2007г. 97,3% семей тратили на одежду $36,9 в месяц, на 75,7% больше. За 2007г. емкость рынка одежды выросла в 1,8 раза, составив $1,6 млрд. Белорусский легпром оказался не готов к такому взрывному росту спроса. Поэтому белорусы потратились в основном на импортную одежду.

Вторая потребительская мания белорусов в 2007г. - услуги связи, включая мобильную. Доля расходов на нее увеличилась на 0,8% и составила 4,8% потребительских расходов. В 2006г. 92,4% семей тратили на связь $14,2 в месяц. В 2007г. 94,3% домашних хозяйств платили за свое желание общаться $20,1, или на 41,7% больше. Сотовая связь и интернет-услуги выкачали из карманов граждан почти $850 млн., на 43,5% больше, чем в 2006г.

Третьей потребительской страстью домашних хозяйств в 2007г. стали автомобили. Доля расходов на содержание личного транспорта выросла с 4% в 2006г. до 4,8% в 2007г. По сравнению с 2003г. эта доля вообще удвоилась. В 2006г. 43% семей ежемесячно тратили на эти цели $26,2. В 2007г. 44,5% семей тратили $36, на 37,4% больше. Емкость данного сегмента рынка увеличилась с $504 млн. в 2006г. до $714 млн. в 2007г., на 41,7%.

Питание вне дома медленно, но уверенно приобретает популярность. Доля этих расходов увеличилась на 0,2%, до 2,3%. В 2006г. на эти цели 47,6% семей ежемесячно тратили $14,4. В 2007г. уже 49,6% домашних хозяйств ежемесячно тратили на кафе, рестораны и столовые $17,9. В целом по стране емкость этого сегмента рынка выросла с $306 млн. до $397млн., на 29,7%.

Особая категория расходов - строительство и покупка недвижимости. В 2006г. только 6,9% домашних хозяйств (256,2 тыс.) декларировали данный вид расходов. Представители этого «среднего класса» ежемесячно тратили на свое жилье $79,6. Емкость рынка составила $244,7 млн. В 2007г. отмечен взрывной рост количества семей, потратившихся на эти цели, - 36,6%. В 2007г. 1,36 млн. семей тратили на эти цели $51,8 на семью в месяц, или $845,4 млн., т.е. 3,5 раза больше.

В 2007г. 57% семей делали небольшие сбережения и вклады на будущее. Размер ежемесячных расходов на эти цели составил $42,8. В 2006г. таких хозяйств было 53,3%. Они инвестировали в свое будущее $35,2 в месяц. Стабильной остается доля домашних хозяйств, покупающих инвалюту. В 2006г. таких семей было 17,9%. Они декларировали покупку валюты на $284 млн. (в 2007г. таких семей было 16,4%, а объем купленной ими валюты составил $328 млн.).

Главной позитивной для семейных бюджетов новостью стало резкое снижение доли ЖКУ в потребительских расходах. В 2006г. она составляла 8,8%, а в 2007г. - 7,4%. Для сравнения: в 2003г. данные расходы составляли 11,1%. Правда, в 2006г. в структуре затрат была только статья «жилищно-коммунальные услуги». Расходы по ней составляли 8,8%. В 2007г. появилась статья «расходы на жилье». Расходы по ней - 9,9%, 7,4% из них пришлось на ЖКУ. Так что если сравнивать «расходы на жилье» 2007г. с ЖКУ 2006г., то доля расходов увеличилась на 1,1%. Если же брать только ЖКУ, получится сокращение на 1,4%.

Стабильной остается статья расходов на личные подсобные хозяйства. В 2007г. в своем бюджете ее имели 71,1% семей. Ежемесячно они тратили на эти нужды $10,9. В 2006г. эти показатели составляли соответственно 72,6% и $9,5. Несмотря на все запреты, стабильным остается число семей, которые тратят деньги на алкоголь и сигареты. В 2007г. 81,2% домашних хозяйств ежемесячно тратили на алкоголь $11, в 2006г. ежемесячные траты составляли $9,6. Покупку сигарет декларировали 47,6% семей, тративших на этот товар $11,3 в месяц (в 2006г. – соответственно 48,8% и $9,1).

Доля услуг здравоохранения, образования, общественного транспорта, культуры, спорта и отдыха находятся в пределах 3%. В 2007г. больше домашних хозяйств (32% всех семей) стали покупать мебель. В целом ежемесячные денежные расходы среднестатистического домашнего хозяйства Беларуси составили $494. Все семьи Беларуси в 2007г. потратили $22 млрд., что на 25,7% больше, чем годом раньше ($17,5 млрд.). Декларируемые белорусскими семьями денежные доходы составили $20,5 млрд.

Получается, в 2007г. белорусы потратили на $1,5 млрд. больше, чем получили денежного дохода…

Как тратят свои деньги белорусские семьи

Статья расходов
Доля в потребительских расходах, %
Динамика, п.п.

 Годовая емкость рынка, млн. $*

 
2003
2006
2007
2006 к 2003
2007 к 2006
2006
2007
Продукты питания
45,8
40,2
39,2
-5,6
-1
5855
6876
Питание вне дома (столовая, кафе, ресторан)
2,1
2,1
2,3
-
0,2
306
397
Алкоголь
2,7
2,4
2,3
-0,3
-0,1
352
397
Табак
1,6
1,4
1,4
-0,2
-
199
241
Одежда
6
6,1
9,1
0,1
3
883
1600
Предметы личной гигиены
2,2
2,1
2,0
-0,1
-0,1
304
357
Здравоохранение
3,1
2,8
3,0
-0,3
0,2
405
528
ЖКУ
11,1
8,8
7,4
-2,3
-1,4
1279
1301
Услуги образования
1,5
1,4
1,5
-0,1
0,1
206
267
Услуги общественного транспорта
3,1
3,1
3,1
-
-
451
537
Содержание личного транспорта
3,3
3,5
4,1
0,2
0,6
504
714
Услуги связи
2,4
4
4,8
1,6
0,8
588
844
*расчеты автора

Показатели роста благосостояния населения

Расходы

2004
2006
2007
 

Семьи, сообщившие данный вид расходов

 
в % к денежному расходу
%               от всех семей

в среднем        на семью,

$

в % к денежному расходу
%               от всех семей
в среднем        на семью,
$
в % к денежному расходу
%               от всех семей

в среднем        на семью,

$

Расходы на личное подсобное хозяйство

2,3
74,1
7,2
1,7

72,6

9,5
1,6
71,1
10,9

Материальная помощь родственникам

3,7
62,9
13,9
4,2
70,0
23,5
3,8
73,1
25,5

Вклады и сбережения

2,7
36,5
17,1
4,8

53,3

35,3
4,9
57
42,8

Покупка инвалюты

2,7

25,0

25,4
1,6

17,9

35,7
1,5
16,4
44,9

Строительство и покупка недвижимости

2,1

4,5

109,4
1,4
6,9
79,8
3,8

36,6

51,8

Налоги, взносы

2,1
71,1
6,9
3,4
73,8
18
4,7
76,5
30,3

Источник: Минстат «Расходы и доходы населения в Республике Беларусь», 2004, 2007, 2008.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

15.12.2017IBA Group включена в рейтинг «Software 500» 2017 года
IBA Group включена в рейтинг «Software 500» 2017 года

15.12.2017В строительной отрасли РБ на протяжении последних трех лет выросло количество лиц, совершивших коррупционные преступления
В строительной отрасли РБ на протяжении последних трех лет выросло количество лиц, совершивших коррупционные преступления

14.12.2017За 70 летнюю историю своей деятельности на строительном рынке ОАО «Гроднопромстрой» накоплен огромный опыт строительства
За 70 летнюю историю своей деятельности на строительном рынке ОАО «Гроднопромстрой» накоплен огромный опыт строительства

13.12.2017Новая услуга от Санстройгрупп ООО -гидравлическая промывка канализации
Новая услуга от Санстройгрупп ООО -гидравлическая промывка канализации

12.12.2017IBA Group на конференции «Код информационной безопасности» в г. Астане
7 декабря 2017 года IBA Group приняла участие в очередной из серии конференций «Код информационной безопасности».


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2017
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
www.viator.sk    

Каталоги предприятий
Все права защищены © 2017 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом