Новости

АВТО, ПАЛЬТО И ДОЛОТО

Особенности потребления 2007г.

В 2007г. у многих домашних хозяйств были поводы для радости в связи с покупкой одежды, ремонтом квартиры и приобретением нового автомобиля. Приятным сюрпризом было сокращение доли расходов на продукты питания, еще большим подарком - неувеличение расходов на ЖКУ. За все это заплатили Россия, белорусский бюджет и реальный сектор.

Особенностями потребления 2007г. стал взрывной рост расходов на покупку одежды. В 2006г. в потребительских расходах одежда составляла 6,1%, а в 2007г. - 9,1%. Такой скачок по одной из статей расходов не имеет аналогов. В 2006г. 94,1% семей декларировали расходы на одежду и тратили на нее $21 в месяц. В 2007г. 97,3% семей тратили на одежду $36,9 в месяц, на 75,7% больше. За 2007г. емкость рынка одежды выросла в 1,8 раза, составив $1,6 млрд. Белорусский легпром оказался не готов к такому взрывному росту спроса. Поэтому белорусы потратились в основном на импортную одежду.

Вторая потребительская мания белорусов в 2007г. - услуги связи, включая мобильную. Доля расходов на нее увеличилась на 0,8% и составила 4,8% потребительских расходов. В 2006г. 92,4% семей тратили на связь $14,2 в месяц. В 2007г. 94,3% домашних хозяйств платили за свое желание общаться $20,1, или на 41,7% больше. Сотовая связь и интернет-услуги выкачали из карманов граждан почти $850 млн., на 43,5% больше, чем в 2006г.

Третьей потребительской страстью домашних хозяйств в 2007г. стали автомобили. Доля расходов на содержание личного транспорта выросла с 4% в 2006г. до 4,8% в 2007г. По сравнению с 2003г. эта доля вообще удвоилась. В 2006г. 43% семей ежемесячно тратили на эти цели $26,2. В 2007г. 44,5% семей тратили $36, на 37,4% больше. Емкость данного сегмента рынка увеличилась с $504 млн. в 2006г. до $714 млн. в 2007г., на 41,7%.

Питание вне дома медленно, но уверенно приобретает популярность. Доля этих расходов увеличилась на 0,2%, до 2,3%. В 2006г. на эти цели 47,6% семей ежемесячно тратили $14,4. В 2007г. уже 49,6% домашних хозяйств ежемесячно тратили на кафе, рестораны и столовые $17,9. В целом по стране емкость этого сегмента рынка выросла с $306 млн. до $397млн., на 29,7%.

Особая категория расходов - строительство и покупка недвижимости. В 2006г. только 6,9% домашних хозяйств (256,2 тыс.) декларировали данный вид расходов. Представители этого «среднего класса» ежемесячно тратили на свое жилье $79,6. Емкость рынка составила $244,7 млн. В 2007г. отмечен взрывной рост количества семей, потратившихся на эти цели, - 36,6%. В 2007г. 1,36 млн. семей тратили на эти цели $51,8 на семью в месяц, или $845,4 млн., т.е. 3,5 раза больше.

В 2007г. 57% семей делали небольшие сбережения и вклады на будущее. Размер ежемесячных расходов на эти цели составил $42,8. В 2006г. таких хозяйств было 53,3%. Они инвестировали в свое будущее $35,2 в месяц. Стабильной остается доля домашних хозяйств, покупающих инвалюту. В 2006г. таких семей было 17,9%. Они декларировали покупку валюты на $284 млн. (в 2007г. таких семей было 16,4%, а объем купленной ими валюты составил $328 млн.).

Главной позитивной для семейных бюджетов новостью стало резкое снижение доли ЖКУ в потребительских расходах. В 2006г. она составляла 8,8%, а в 2007г. - 7,4%. Для сравнения: в 2003г. данные расходы составляли 11,1%. Правда, в 2006г. в структуре затрат была только статья «жилищно-коммунальные услуги». Расходы по ней составляли 8,8%. В 2007г. появилась статья «расходы на жилье». Расходы по ней - 9,9%, 7,4% из них пришлось на ЖКУ. Так что если сравнивать «расходы на жилье» 2007г. с ЖКУ 2006г., то доля расходов увеличилась на 1,1%. Если же брать только ЖКУ, получится сокращение на 1,4%.

Стабильной остается статья расходов на личные подсобные хозяйства. В 2007г. в своем бюджете ее имели 71,1% семей. Ежемесячно они тратили на эти нужды $10,9. В 2006г. эти показатели составляли соответственно 72,6% и $9,5. Несмотря на все запреты, стабильным остается число семей, которые тратят деньги на алкоголь и сигареты. В 2007г. 81,2% домашних хозяйств ежемесячно тратили на алкоголь $11, в 2006г. ежемесячные траты составляли $9,6. Покупку сигарет декларировали 47,6% семей, тративших на этот товар $11,3 в месяц (в 2006г. – соответственно 48,8% и $9,1).

Доля услуг здравоохранения, образования, общественного транспорта, культуры, спорта и отдыха находятся в пределах 3%. В 2007г. больше домашних хозяйств (32% всех семей) стали покупать мебель. В целом ежемесячные денежные расходы среднестатистического домашнего хозяйства Беларуси составили $494. Все семьи Беларуси в 2007г. потратили $22 млрд., что на 25,7% больше, чем годом раньше ($17,5 млрд.). Декларируемые белорусскими семьями денежные доходы составили $20,5 млрд.

Получается, в 2007г. белорусы потратили на $1,5 млрд. больше, чем получили денежного дохода…

Как тратят свои деньги белорусские семьи

Статья расходов
Доля в потребительских расходах, %
Динамика, п.п.

 Годовая емкость рынка, млн. $*

 
2003
2006
2007
2006 к 2003
2007 к 2006
2006
2007
Продукты питания
45,8
40,2
39,2
-5,6
-1
5855
6876
Питание вне дома (столовая, кафе, ресторан)
2,1
2,1
2,3
-
0,2
306
397
Алкоголь
2,7
2,4
2,3
-0,3
-0,1
352
397
Табак
1,6
1,4
1,4
-0,2
-
199
241
Одежда
6
6,1
9,1
0,1
3
883
1600
Предметы личной гигиены
2,2
2,1
2,0
-0,1
-0,1
304
357
Здравоохранение
3,1
2,8
3,0
-0,3
0,2
405
528
ЖКУ
11,1
8,8
7,4
-2,3
-1,4
1279
1301
Услуги образования
1,5
1,4
1,5
-0,1
0,1
206
267
Услуги общественного транспорта
3,1
3,1
3,1
-
-
451
537
Содержание личного транспорта
3,3
3,5
4,1
0,2
0,6
504
714
Услуги связи
2,4
4
4,8
1,6
0,8
588
844
*расчеты автора

Показатели роста благосостояния населения

Расходы

2004
2006
2007
 

Семьи, сообщившие данный вид расходов

 
в % к денежному расходу
%               от всех семей

в среднем        на семью,

$

в % к денежному расходу
%               от всех семей
в среднем        на семью,
$
в % к денежному расходу
%               от всех семей

в среднем        на семью,

$

Расходы на личное подсобное хозяйство

2,3
74,1
7,2
1,7

72,6

9,5
1,6
71,1
10,9

Материальная помощь родственникам

3,7
62,9
13,9
4,2
70,0
23,5
3,8
73,1
25,5

Вклады и сбережения

2,7
36,5
17,1
4,8

53,3

35,3
4,9
57
42,8

Покупка инвалюты

2,7

25,0

25,4
1,6

17,9

35,7
1,5
16,4
44,9

Строительство и покупка недвижимости

2,1

4,5

109,4
1,4
6,9
79,8
3,8

36,6

51,8

Налоги, взносы

2,1
71,1
6,9
3,4
73,8
18
4,7
76,5
30,3

Источник: Минстат «Расходы и доходы населения в Республике Беларусь», 2004, 2007, 2008.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
   

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом