Новости

АРАБСКИЙ ВЕКТОР ПРИТУПИЛСЯ

В конце марта президент Беларуси провел совещание, в ходе которого пытался понять, отчего не реализуются договоренности, достигнутые во время его официальных визитов в страны Персидского залива. Заслушав ответственных товарищей и проанализировав прозвучавшие отчеты, не перегруженные конкретными примерами, глава государства решил, что виной всему человеческий фактор в лице отдельных чиновников и послов. Хотя, по гамбургскому счету, белорусская экономика просто не в состоянии предложить богатым арабским странам товар массового производства, заслуживающий их внимания.

В этом нетрудно убедиться, поскольку концепция внешнеэкономического белорусского проникновения на зарубежные рынки, изложенная в эфире Первого канала начальником управления внешней политики администрации президента Максимом Рыженковым, откровенно незатейлива. С одной стороны, для Беларуси первостепенный интерес представляют богатые природными ресурсами государства, а с другой - страны-покупатели продукции белорусской нефтехимии, тракторостроения, большегрузной техники и калийных удобрений. Причем высшей внешнеэкономической удачей следует считать создание сборочных производств белоруской техники в странах второго рода.

Однако в эту схему развития внешних связей плохо вписываются арабские страны Персидского залива, где основу белорусского экспорта составляет продукция военного и двойного назначения вроде изделий Минского завода колесных тягачей. Дешевая белорусская мебель, скромный текстиль и крепкая обувь не интересуют арабских шейхов, привыкших к предметам роскоши, импортируемым из Европы и США. Сандалии и босоножки здесь более популярны (в силу некоторых климатических особенностей региона), чем даже самые удобные в мире сапоги от концерна «Белллегпром». Кстати, военную технику бывшие бедуины тоже предпочитают покупать у наиболее развитых стран мира, а не в Беларуси. Все это давно известно из материалов маркетинговых исследований рынка арабских стран Персидского залива.

Впрочем, к торговым неудачам на этом участке мирового рынка нужно быть снисходительным, поскольку прошел всего лишь год после визита туда белорусского президента. Есть арабские страны, где контакты налаживаются уже более десятилетия. Например, Ливия. Максим Рыженков охарактеризовал торгово-экономические взаимоотношения с этой страной как аккуратную работу по наращиванию взаимодействия. Но результат белорусских внешнеторговых усилий в этом регионе практически тот же, что и в ОАЭ, где отсутствие заметного прогресса объясняют «болезнью роста» и спецификой арабского менталитета. Еще в 2000г. Александр Лукашенко посетил Ливию, получил из рук Муамара Каддафи орден Революции и оценил экономические перспективы белорусско-ливийских взаимоотношений как «потрясающие».

Вот основные этапы случившегося потрясения, представленные в сухих цифрах. В 2003г. двухсторонний товарооборот составил $1,2 млн., в т.ч. экспорт - $700 тыс., импорт - $500 тыс. За 10 месяцев 2004г. белорусский экспорт достиг пика - $9,5 млн., а импорт снизился до $3,2 тыс.Но уже в I полугодии 2006г. премьер-министр Сергей Сидорский отметил, что товарооборот с Ливией составил лишь 6% от уровня 2005г. И, наконец, закономерный финал: в 2007г. общий белорусско-ливийский товарооборот совершил крутое пике и достиг точки в $4 млн. Страна узнала об этой экономической победе в связи с отправкой в Ливию очередной делегации, составленной из специалистов МАЗа, «Амкодора» и предприятия «Молодечномебель».

Зато какие были грандиозные планы по созданию на ливийской территории СП в электроэнергетике, по производству тракторов, грузовиков, различных стройматериалов, совместного производства промышленного оборудования, эксплуатации природных ресурсов!.. Беларусь была готова принимать участие в ливийских проектах по развитию инфраструктуры (мелиорация, водоснабжение, строительство дорог, больниц, жилья и т.п.). Намечалось сотрудничество в разработке высоких технологий, химической, нефтеперерабатывающей отраслях. Беларусь рассчитывала на кредит в 100 млн. евро и, в свою очередь, была даже готова участвовать в приватизации стратегических ливийских производств.

Но кредита из Libian Arab Foreign Bank так и не дождались, хотя к приему денег приготовились, продав в 2001г. ливийскому банку 35% «Инфобанка», который, попав под американские санкции, был вынужден в начале 2005г. перерегистрироваться в ЗАО «Трастбанк» Однако, судя по результатам последующей деятельности банка, перерегистрация не стала очень надежным убежищем от санкций. Скромного участия ливийского капитала в уставном фонде ЗАО было явно недостаточно даже для «Трастбанка», не говоря уже о масштабных планах по развитию белорусско-ливийских торгово-экономических взаимоотношений.

Странно, но этот печальный случай не стал предметом публичного президентского анализа. Хотя для широкого прорыва в белорусско-арабских взаимоотношениях по всему фронту, на котором воюет столько же дипломатических штыков, как и в Китае, прежде всего необходим откровенный и профессиональный анализ. Может, больший экономический эффект был бы получен от сокращения армии дипломатов в арабских странах, нежели в США? Если судить на основе сравнения объемов белорусского экспорта в эти страны, то это решение было бы правильным. А что до реализации планов по модернизации ливийской энергетики, то пусть этим занимается Россия, которая может одним махом списать Ливии долг в размере $4,5 млрд. и одновременно взяться за строительство афро-европейского газопровода.

В общем, белорусскому руководству нужно просто научиться соизмерять внешнеполитические цели страны с ее реальными финансово-экономическими возможностями. И потихоньку осваивать производство высокотехнологичных товаров, не заставляя дипломатов торговать сухим молоком в арабских странах.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация