Новости

За базар ответили

Белорусское правительство ответило на президентскую критику, прозвучавшую на совещании по итогам работы отечественной экономики за девять месяцев, о нарастающем отрицательном сальдо внешней торговли. Непосредственно на совещании премьер-министру либо не дали этого сделать, либо такие ответы в тот момент были неуместны.

Как заявил на Минском форуме замминистра экономики Андрей Тур, правительство готовит серьезный задел для создания условий по заполнению внешних рынков, когда они задышат, новыми товарами - более экономичными и конкурентоспособными: «По большому счету, любой начальный этап выхода из кризиса связан с необходимостью серьезного технического перевооружения экономики для производства новых видов продукции. И надо констатировать, что рост отрицательного сальдо внешней торговли связан не столько с невозможностью реализовывать производимую продукцию, сколько с наращиванием инвестиционного импорта для технического перевооружения». Констатировалось также, что делать это сложно и рискованно. Впервые чиновник такого уровня заговорил о правительственной концепции категориями рисков, хотя в периоды экономической турбулентности подобные категории являются основополагающими.
Известно, что за девять месяцев отрицательное сальдо выросло до $5 млрд. При этом внешний госдолг Беларуси на 1 октября составляет $6,191 млрд., значительно возросла внешняя задолженность отечественных хозяйствующих субъектов. Действительно, по данным Белстата, по отдельным группам товаров произошел рост импорта. В частности, больше ввезено металлообрабатывающих станков (на $59,4 млн.), оборудования для производства и отделки нетканых материалов (на $17,4 млн.), железнодорожных и трамвайных вагонов (на $11,4 млн.) и сельхозмашин для подготовки и обработки почвы (на $9,4 млн.).
Для стратегического рывка маловато. Например, только на модернизацию Минского подшипникового завода необходимо изыскать $168 млн. Если бы действительно выполнялись стратегические задачи по модернизации, то логичным был бы общий рост импорта инвестиционных товаров. А он за январь-август составил почти $1,9 млрд. и упал по сравнению с прошлым годом практически на 25%.
Глава Нацбанка Петр Прокопович считает, что причины отрицательного сальдо заключаются в другом - белорусская промышленность неконкурентна на внешних рынках, в производство слабо внедряются новые технологии. Более того, Прокопович прямо обвинил правительство в упущении отличного шанса для качественного обновления производств: «Весь мир открыт нам. У нас есть возможность купить новейшее оборудование и технологии по сниженным ценам, притом в кредит, с отсрочкой платежа. А мы всё рассуждаем: надо нам это или не надо?»
Неплохо было бы узнать, кто в высших органах госуправления все еще рассуждает, а не работает. И есть ли такие работники в ведомстве, которое представляет Тур. Уже и кризис заканчивается, и цены на внешних рынках на оборудование начинают расти, и условия внешних заимствований будут не такими привлекательными, а какие-то анонимы продолжают рассуждать. Если это так, то надо что-то менять в подходах к управлению экономикой.
Очевидно ли это экономическому штабу правительства? Как совместить разумные слова главы Нацбанка - надо выпускать то, что покупают, что востребовано рынком, а не то, что мы умеем - с сохранением практики доведения до предприятий показателей валового роста? Где гарантия, что новое импортное металлообрабатывающее оборудование не будет использоваться для производства устаревшей продукции? Если у предприятия будет выбор - выпускать новые товары с финансовыми и другими проблемами завоевания рынков или гнать отлаженный вал, - оно гарантированно выберет последнее. Поэтому мало ввезти новое оборудование - надо создать условия, чтобы оно эффективно заработало. Сейчас же условия таковы, что обновление основных фондов лишь поддерживает архаичную систему производства.
Характерный пример - реконструкция Минской ТЭЦ-3. Деньги в нее вложили немалые, а экономический эффект сомнителен. Себестоимость генерирования 1 Квт/ч электроэнергии сейчас составляет 3,9 цента и соответствует европейской. Однако газ мы получаем по цене, гораздо ниже европейской. Даже украинские ТЭЦ, работающие на более дорогом угле, по ценам способны составить нам конкуренцию.
В мае президент дал публичное поручение разобраться с этой ситуацией, но публичного ответа до сих пор нет. Однако это не значит, что сам президент ответ не получил. Беларусь - не та страна, где чиновники не выполняют поручения президента.
Структура затрат известна. В себестоимость могут быть заложены высокие издержки на содержание лишнего производственного и управленческого персонала, высокие амортизационные отчисления на дорогое импортное оборудование (рост его стоимости может быть обусловлен высокими ввозными пошлинами) и т.д. Если бы на белорусском энергетическом рынке присутствовала конкуренция, то вопрос президента стал бы риторическим. Отечественные производители электроэнергии сами бы снижали затраты, добиваясь снижения отпускных цен.
Инвестиционный импорт без комплексного подхода к реформированию экономики - такое же проедание средств, как и торговля себе в убыток.

Мнения колумнистов могут не отражать точку зрения редакции

Источник : http://www.belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация