Новости

«Это великолепный проект»

Встреча посла России в Беларуси Александра Сурикова с журналистами на минувшей неделе дала новый информационный повод для обсуждения старых новостей. «Белтрансгаз» может стать убыточным из-за дополнительных платежей», - поделился накатившей волной тревоги Суриков. Хотя это признание следовало бы сделать еще год назад, когда принималось решение о приобретении «Газпромом» 50% акций «Белтрансгаза» за $2,5 млрд. Причем не дипломату, а кремлевским и газпромовским экспертам, приценивающимся в академической тиши к главному белорусскому активу.

В этой классической ситуации ничего не следовало изобретать. Каждый студент, изучающий экономику, должен знать, что именно срок окупаемости иллюстрирует целесообразность приобретения любого актива. Разделил запрашиваемую сумму на потенциальную годовую прибыль и нашел ответ на мучительный вопрос. Если деньги отобьются более чем через 10 лет, то лучше отказаться от крупного приобретения. В случае с акциями «Белтрансгаза», получившего в 2006г. прибыль в $26 млн., то «Газпром» мог рассчитывать на половину этой суммы и ожидать полного возврата денег не раньше чем через два столетия. Год назад «БелГазета» (см. N20 от 21.05.2007г.) удивилась своими расчетами так же, как и полным отсутствием в СМИ публичных оценок окупаемости проекта по созданию российско-белорусского совместного газотранспортного предприятия (СГТП). Это настораживало. Особенно в сравнении с проектом газопровода «Ямал-Европа», срок окупаемости которого составлял 25 лет. К тому же еще в 2004г. первый вице-премьер Владимир Семашко, ссылаясь на мнение специалистов «Белтрансгаза» и Минэнерго, сообщил, что «за 12 лет «Газпром» полностью окупил бы все свои вложения и в виде капитализации еще заработал бы $1,3 млрд. Но это по нашим расчетам. Может быть, они и некорректны, может быть, мы не знаем всех исходных данных, которыми «Газпром» располагает. Но я могу сказать, что проект в энергетике, газовой промышленности, который окупается за 12 лет, - это великолепный проект».

Но сказка об окупаемости $2,5 млрд., вложенных «Газпромом», могла бы стать былью только при обеспечении ежегодной прибыли СГТП не менее $416 млн. и то, при условии, что эта сумма делится в равных пропорциях - 50 на 50. Однако на это «Газпром» ранее 2010г. рассчитывать не может, что еще более отодвигает горизонт окупаемости проекта. «Сегодня 75% акций принадлежит Беларуси, 25% - «Газпрому». Заберите хоть всю прибыль. Зачем же залезать в карман партнеру?» - так отреагировал Александр Суриков на поборы, произведенные в фонд Минэнерго. Видимо, белорусское министерство немного ошиблось в расчетах окупаемости и решило, не дожидаясь, вместо прибыли отстричь 19% себестоимости. При этом «Белтрансгаз» отделался от «Интерфакса» следующим комментарием к итогам деятельности за 2007г.: «Была обеспечена прибыльная работа общества». Вот так кратко и емко подвели в компании (называющей себя открытым акционерным обществом) публичные итоги работы за год.

Впрочем, это мелочи. Есть и более серьезные детали проекта. Придавая в 2004г. гласности белорусскую оценку окупаемости проекта, Владимир Семашко рассчитывал не только на рост использования белорусских транзитных мощностей, но и на поставки во все возрастающих объемах газа по внутренним российским ценам, которые уже тогда не приносили «Газпрому» прибыли. Помимо этого, «Газпром» должен был вложить не одну сотню миллионов долларов в строительство белорусских подземных газовых хранилищ, реконструкцию белорусской газотранспортной системы, а также обеспечить социальные гарантии для работников «Белтрансгаза». Это не вновь открывшиеся обстоятельства, поэтому вряд ли их имел в виду российский посол, когда назвал «призрачной» даже частичную окупаемость денег, вложенных «Газпромом» в пакет акций белорусского предприятия.

Это значит, что «Газпром» влетел в ту же самую Беларусь, где когда-то пролетела со своими инвестициями пивная компания «Балтика», поскольку, по словам Сурикова, до конца нынешнего года российский газово-энергетический холдинг не собирается более чем на 7% повышать цену на газ, поставляемый в Беларусь. Дополнительных доходов, полученных от роста цен в 2008г., «Газпрому» как раз хватит для компенсации убытков от сборов в инновационный фонд Минэнерго как за прошлый, так и за текущий годы. Но расстраиваться газпромовским менеджерам особенно не стоит. Ведь не в прибыли счастье. Нужно просто $1,5 млрд. или 1 млрд. евро в эквиваленте, затраченных на приобретение акций «Белтрансгаза», добавить к будущей стоимости газопровода Nord Stream.

Для этого есть несколько причин. Во-первых, в «Газпроме» не предполагали платить за акции «Белтрансгаза» больше $1 млрд., но придется заплатить в 2,5 раза больше, как того хотел белорусский президент; во-вторых, именно задержка с акционированием «Белтрансгаза» в 2002-03гг. вынудила руководство «Газпрома» приступить к разработке проекта по строительству альтернативного газопровода Nord Stream. «Если в ближайшее время, возможно в ближайшие полгода, не будут сделаны реальные шаги по акционированию «Белтрансгаза», ОАО «Газпром» вынуждено будет искать альтернативные пути для экспорта газа в Европу», - заявил на российско-белорусских парламентских слушаниях, проходивших в 2002г., бывший зампред правления «Газпрома» Александр Рязанов.

Но к 1 июля 2003г. российско-белорусское СГТП так и не было создано. Тогда и было принято в Кремле твердое решение о строительстве газопровода Nord Stream, стоимость которого, по самым последним данным «Газпрома», увеличена с 6 млрд. евро до 7,4 млрд. На фоне столь грандиозных капиталовложений, производимых ради будущей транзитной независимости от Украины, $70 млн. ежегодных сборов в фонд Минэнерго РБ - сущий пустяк, которым Россия вполне может пренебречь ради дальнейшей дружбы с Беларусью, единственным верным союзником и партнером по перевалке минерального сырья и углеводородов в Европу.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

29.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

29.03.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация