Новости

Кому и сколько должна Беларусь

Немало международных аналитиков считают: в ближайшие годы мировой капитал может скорректировать направления своего движения. По крайней мере подходы к кредитоспособности стран будут пересматриваться. И большое значение для инвесторов будет иметь стабильность финансовой системы именно во время неспокойствия мировой экономики. Беларусь весьма достойно выглядит на фоне соседей по региону. Не произошло ни кризиса платежей, ни обвальных дефолтов, удалось избежать многих других негативных явлений. Это повышает имидж республики на мировом финансовом рынке.

Об основных направлениях работы в области финансовой и бюджетной политики, а также деятельности на иностранных рынках заемного капитала рассказал первый заместитель министра финансов Владимир Амарин.

- Владимир Викторович, какие тенденции характерны для глобального рынка капитала? Какова стоимость международных финансовых ресурсов для нашей страны?

- Мировой финансовый кризис ликвидности, начавшийся в августе 2007 года, вызвал обвал мировых фондовых рынков, снижение доверия инвесторов и кредиторов, увеличение рисков и, как следствие, рост процентных ставок по внешним заимствованиям. Постоянный мониторинг ситуации на мировых рынках капитала показывает, что она улучшилась за последние несколько месяцев. Первичные рынки суверенных эмитентов находятся на высоком уровне активности: с января текущего года на развивающихся рынках было выпущено международных облигаций на сумму более $ 68 млрд. Высокий уровень спроса инвесторов на суверенные облигации, а также положительная динамика роста на вторичном рынке являются хорошим подтверждением желания инвесторов покупать такие ценные бумаги.

Среди суверенных заемщиков из стран с переходной экономикой, обратившихся в последнее время к рынкам капитала, находятся Литва, Польша, Турция, Филиппины, Бразилия, Венгрия, Южная Африка, Словения, Македония и другие. Тем не менее с новыми выпусками в основном выходят суверенные эмитенты с кредитными рейтингами более высокими, чем у Беларуси. Для стран с аналогичными, как у нашей республики, международными кредитными рейтингами еще не сформировались приемлемые условия для заимствований. С учетом сохраняющейся нестабильной ситуации на международном финансовом рынке процентная ставка по дебютному выпуску государственных облигаций Республики Беларусь ориентировочно может составить порядка 10-11 % годовых.

В течение 2009 года наша страна привлекла кредиты от МВФ (по состоянию на 1 октября 2009 г. на сумму $1 466,8 млн долларов США), правительства Российской Федерации ($ 500,0 млн долларов США), а также экспортные кредиты, в том числе под гарантию правительства Республики Беларусь, от банков Китая, Германии, Италии на финансирование инвестиционных проектов в сфере энергетики, промышленности строительных материалов, деревообработки, нефтехимии и других отраслях.

- Какова сегодня структура внешних заимствований правительства Республики Беларусь? Какие шаги принимаются для ее улучшения с целью оптимизации обслуживания кредитных линий?

- По состоянию на 1 октября 2009 г. внешний государственный долг составил $6 191,2 млн долларов США (при утвержденном Законом Республики Беларусь "О республиканском бюджете на 2009 год" лимите в $ 8 млрд). В структуре внешнего государственного долга кредиты, погашаемые из средств республиканского бюджета, составляют $6 074,1 млн долл. (98,1%), за счет собственных средств заемщиков - $117,1 млн (1,9%).

На займы международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) приходится 25,2% внешнего государственного долга, на кредиты иностранных государств - 74,8%. Наибольшую долю в кредитном портфеле страны занимают кредиты Российской Федерации (50,4%), МВФ (24,4%), Китая (12,7%). Все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель Республики Беларусь, являются долгосрочными, т.е. предоставлены на срок более 1 года. При этом отсутствуют займы сроком менее 3 лет, на займы сроком от 3 до 5 лет приходится 1,1% от общей суммы внешнего государственного долга, сроком более 5 лет - 98,9%.

Министерство финансов разрабатывает стратегию управления государственным долгом на кратко- и среднесрочный период. Основная ее цель - выработка политики государственных заимствований для обеспечения потребностей страны с учетом стоимости кредитных ресурсов и на основании анализа рисков кредитного портфеля. При этом особое внимание уделяется поддержанию устойчивости государственного долга и сохранению показателей кредитной безопасности в установленных пределах.

- Какие факторы сегодня влияют на стоимость заемных ресурсов на мировом рынке?

- В условиях мирового финансового кризиса основными факторами, оказывающими влияние на стоимость заемных ресурсов, являются наличие достаточной ликвидности на мировом рынке капитала, макроэкономическая ситуация в стране, сложившиеся международные отношения, своевременное исполнение обязательств по долгам, уровень внешней задолженности, наличие суверенного кредитного рейтинга и странового рейтинга страны-импортера по классификации Организации экономического сотрудничества и развития.

Республика Беларусь своевременно и в полном объеме исполняет свои обязательства как по прямым, так и по гарантированным займам. Положительная платежная история республики свидетельствует не только о взвешенной политике внешних заимствований, но и о той ответственности, с которой правительство Республики Беларусь относится к выполнению своих долговых обязательств и недопущению просроченной задолженности.

В настоящее время по классификации Организации экономического сотрудничества и развития Республика Беларусь отнесена к последней 7-й группе риска, что обязывает агентства страхования экспортных кредитов применять самую высокую ставку страхования кредитов для Республики Беларусь (9-10% при 5-летнем сроке возврата кредита). Это существенно удорожает среднесрочные и долгосрочные кредиты, ограничивает их эффективность и экономическую целесообразность привлечения. В этой связи республика предпринимает значительные усилия по улучшению делового климата в стране, созданию благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций. Среди прогрессивных изменений - отмена "золотой акции", упрощение ряда административных процедур в части регистрации нового бизнеса и другие. Взят курс на модернизацию налоговой системы как в части сокращения числа налогов и упрощения процедур налогового администрирования, так и в части снижения налоговой нагрузки на экономику. Кроме того, планируется сокращение числа товаров, подлежащих ценовому регулированию, а также сокращение субсидий государственным предприятиям, что должно способствовать повышению эффективности в масштабах всей экономики.

Действия правительства, направленные на улучшение бизнес-климата, уже приносят реальные результаты. Согласно ежегодному отчету Всемирного банка "Ведение бизнеса-2010", опубликованному в сентябре, в итоговом рейтинге всех исследуемых стран Беларусь поднялась на 27 позиций и теперь занимает 58-е место. Перевод Республики Беларусь в 6-ю группу по классификации ОЭСР позволит удешевить стоимость кредитных ресурсов. Для достижения этой цели Министерством финансов совместно с МИД и другими заинтересованными ведомствами ведется целенаправленная работа по информированию официальных органов стран - членов ОЭСР об устойчивом финансовом положении и стабильном экономическом развитии страны. Параллельно прикладываются значительные усилия по линии взаимодействия со страховыми экспортными агентствами зарубежных государств.

- Даже в условиях экономической нестабильности Беларуси удалось подтвердить свой страновой кредитный рейтинг. Как он влияет на стоимость ресурсов для конкретного государства? Имеются ли объективные предпосылки для повышения странового кредитного рейтинга?

- В августе 2007 года Республике Беларусь были присвоены суверенные кредитные рейтинги от агентств "Стэндард энд Пурз" (В+) и "Мудиз инвесторз сервис" (В1) с прогнозом - "стабильный". В течение 2008-2009 годов значения суверенных рейтингов Беларуси продемонстрировали значительную устойчивость к неблагоприятным внешним факторам. Среди стран СНГ и Восточной Европы Республика Беларусь оказалась в числе тех немногих, которым удалось избежать снижения значения рейтинга (в отличие, например, от Украины, России, Эстонии, Латвии, Литвы, Венгрии, Румынии, Болгарии, Казахстана, Грузии и других), что лишний раз говорит в пользу проводимой в стране экономической политики и эффективности антикризисных мер, принимаемых правительством. Среди наших основных преимуществ - низкий уровень государственного, в том числе внешнего, долга, сбалансированный бюджет, а также весьма успешное продвижение рыночных реформ, что открывает широкие перспективы по привлечению иностранных инвестиций. Говорить о повышении рейтинга, однако, на данный момент можно лишь в среднесрочной перспективе. Признаки восстановления мировой экономики пока достаточно неоднородны и не позволяют утверждать об окончательной стабилизации и скором выходе из кризиса, что заставляет рейтинговые агентства относиться к перспективам повышения рейтингов с заметной долей осторожности.

- Какие финансовые инструменты сегодня применяют белорусские субъекты хозяйствования для привлечения финансирования? Насколько активно в настоящее время развивается сегмент корпоративных облигаций? По вашему мнению, целесообразно ли отечественным компаниям выходить на IPO? В каком направлении будет развиваться отечественный рынок корпоративных ценных бумаг?

- На сегодняшний день предприятия Беларуси самостоятельно привлекают финансовые ресурсы путем размещения акций и облигаций. До недавнего времени среди причин, которые указывались в качестве сдерживающих работу предприятий по привлечению средств через ценные бумаги, были недостатки и ограничения этой сферы в законодательстве. Сейчас все они не только устранены, но и созданы дополнительные условия для развития рынка корпоративных ценных бумаг, внедрены такие новые инструменты:

- отменено особое право ("золотая акция") государства на участие в управлении хозяйственными обществами;

- происходит поэтапное снятие ограничений на отчуждение акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации. Так, с 1 июня 2008 г. сняты ограничения на отчуждение акций открытых акционерных обществ, в которых доля государства в уставном фонде на 31 марта 2008 г. отсутствует или составляет 75% и более, с 1 января 2009 г. - более 50%. Ограничения по распоряжению долями (акциями), установленные законодательством, действуют по 31 декабря 2010 г. При этом открытые акционерные общества имеют преимущественное право на приобретение акций, в отношении которых происходит поэтапное снятие ограничений на отчуждение. На сегодняшний день ограничения по обращению акций сняты в отношении ценных бумаг 1116 эмитентов;

- установлено, что сделки купли-продажи акций открытых акционерных обществ совершаются исключительно на биржевом рынке;

- снижен размер государственной пошлины за регистрацию акций;

- введены биржевые облигации, размещение и обращение которых осуществляется только на биржевом рынке без государственной регистрации выпуска ценных бумаг;

- банкам предоставлена возможность выпуска необеспеченных облигаций, а также выпуска облигаций на сумму, превышающую размер уставного фонда;

- снижены ставки налога на доходы от операций с акциями с 40 до 24%;

- освобождены от налогообложения доходы, полученные от операций с корпоративными облигациями, выпущенными в 5-летний период (с 1 апреля 2008 г. до 1 января 2013 г.);

- осуществляется концептуальная систематизация деятельности государства в сфере приватизации, направленная на сокращение доли государства в акционерном капитале путем принятия 3-летних планов приватизации;

- упрощены административные процедуры, совершаемые в процессе государственной регистрации ценных бумаг.

Результаты проведенной работы свидетельствуют о положительной динамике развития рынка корпоративных ценных бумаг в республике. По состоянию на 1 октября 2009 г. количество акционерных обществ составило 4288 (из них 1882 открытых акционерных общества, 2409 закрытых акционерных обществ), а общий объем эмиссии акций - 37 845,9 млрд рублей. За 9 месяцев текущего года объем эмиссии акций акционерных обществ увеличился на 6 649,4 млрд рублей, в том числе за счет дополнительных выпусков и увеличения номинальной стоимости.

Кроме того, активно развивается рынок корпоративных облигаций. За январь-сентябрь 2009 г. зарегистрировано 98 выпусков корпоративных облигаций 37 эмитентов (16 банков, 21 небанковская организация) на общую сумму эмиссии 3 253,79 млрд рублей. В рассматриваемом периоде допущены к размещению на ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" 10 выпусков биржевых облигаций на сумму 881,25 млрд рублей. Всего в обращении на 1 октября 2009 г. находился 231 выпуск корпоративных облигаций 48 эмитентов (18 банков, 30 небанковских организаций) на общую сумму эмиссии 6 040,69 млрд рублей (из них биржевые облигации - 8 выпусков 6 эмитентов на сумму эмиссии 801,25 млрд рублей).

Таким образом, в январе-сентябре 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 года объем эмиссии зарегистрированных выпусков увеличился в 2,8 раза (объем эмиссии зарегистрированных облигаций небанковских организаций увеличился в 1,9 раза), а сумма эмиссии находящихся в обращении облигаций увеличилась в 3,3 раза (сумма эмиссии облигаций небанковских организаций выросла в 2,8 раза). Также по состоянию на 1 октября 2009 г. в обращении находилось 20 выпусков облигаций местных исполнительных и распорядительных органов 10 эмитентов на общую сумму 608,8 млрд рублей.

Проводимая политика в сфере рынка корпоративных ценных бумаг является эффективной и позволяет осуществлять самостоятельное привлечение финансовых ресурсов с использованием различных инструментов. Выход на зарубежные рынки с использованием IPO (публичной продажи акций на бирже) представляет собой длительный и затратный процесс. По мнению многих аналитиков, подготовка компании к проведению IPO в зависимости от эмитента и торговой площадки для размещения акций составляет от 1 до 5 лет, что обусловлено высокими требованиями к эмитенту акций по раскрытию информации о финансово-хозяйственном положении в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), составлению отчетности по МСФО, прохождению аудита согласно международным стандартам и рядом других требований. Непосредственно процедура листинга занимает в среднем 6 месяцев. Стоимость проведения IPO варьируется от 0,4-26 % от объема выпуска.

В результате проведение IPO для большинства белорусских эмитентов на сегодняшний день является сложной задачей. В этой связи наиболее целесообразным представляется выход на зарубежные рынки с использованием депозитарных расписок. В настоящее время правительством осуществляется активная проработка вопроса о реализации пилотного проекта по размещению акций белорусских компаний на зарубежных финансовых рынках с использованием такого финансового инструмента.

Направлениями развития рынка корпоративных ценных бумаг на ближайшую перспективу являются:

- дальнейшая унификация законодательства о ценных бумагах в соответствии с международными стандартами. В рамках данного направления осуществляется подготовка проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь", новой редакции Закона Республики Беларусь "О ценных бумагах и фондовых биржах";

- создание условий для становления и развития института коллективных инвестиций. Уже идет разработка проекта Закона "Об инвестиционных фондах", подготовлен ряд проектов нормативных правовых актов, регламентирующих создание и деятельность венчурных фондов и венчурных компаний;

- дальнейшая либерализация налогового законодательства;

- совершенствование системы контроля и надзора за рынком ценных бумаг, защиты интересов инвесторов, предотвращения манипулирования ценами, инсайдерской торговли;

- повышение прозрачности рынка ценных бумаг;

- выработка законодательной и технологической регламентации вопросов, связанных с размещением ценных бумаг белорусских эмитентов на внешних финансовых рынках.

Вышеуказанные мероприятия направлены на повышение привлекательности фондового рынка Республики Беларусь как для национальных, так и иностранных инвесторов и, соответственно, позволяют ожидать значительного притока инвестиций в экономику республики.

Источник: Объединенная Гражданская Партия




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация