Новости

За январь–сентябрь 2009 г. экспорт белорусской обуви превысил ее импорт

Отечественная обувная промышленность отнюдь не пребывает в перманентном кризисе, как думают многие. Наоборот, она демонстрирует стабильность производства. Более того, данные официальной статистики утверждают, что за январь–сентябрь 2009 г. экспорт обуви превысил ее импорт. Как это удается — рассказывает генеральный директор МО ОАО «Луч» Николай СТРИЖ.
— Николай Федорович, на российском обувном рынке промышленники и торговля усмотрели в этом году дефицит. В Беларуси купить приличную обувь всегда было непросто. Может, у нас этот дефицит вообще хронический?
— Дефицита на рынке нет. По оценкам собственным и коллег, могу сказать, что на нашем рынке в год присутствует около 26 млн. пар обуви, потребляется — около 30 млн. пар. Это значит, что у нас ситуация не хуже, чем в России, а даже лучше. По данным оборота идентификационных марок, в 2008 г. потребление обуви составило 2,7 пары обуви на человека. В советские времена норма потребления обуви, рассчитанная институтом конъюнктуры при Минторге, составляла 3,2 пары на человека в год. Получается, мы с тех пор недалеко ушли по уровню жизни. Основная причина, по которой отечественное производство обуви не развивается такими темпами, как хотели бы обувщики, — это засилье нелегального импорта.
Отечественные предприятия в 2008 г. изготовили 10,561 млн. пар, а индивидуальные предприниматели и ЧУП ввезли примерно 15,5 млн. пар. То есть доля такого импорта на рынке достигает 69%! А ведь есть еще индивидуальный ввоз — 3–4 млн. пар, и это нормально.
Когда заработает общее таможенное пространство с Россией и Казахстаном, ситуация станет еще более конкурентной. Но с засильем импорта на своем рынке эффективно бороться можно только увеличивая собственное производство. Мы все это понимаем. Например, предприятия, входящие в группу ОАО «Луч», за 9 месяцев увеличили объем производства на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., до 1,24 млн. пар. Производственная программа на текущий год сформирована исходя из заказов на более чем 1,7 млн. пар. Если бы торговля заказала еще — поставили бы больше. Ну, а меньше нам просто не разрешают.
Дефицит, о котором вы говорите, может быть в индивидуальном потреблении. И то лишь потому, что покупатель в конкретном магазине не нашел подходящей обуви. Но не стоит перекладывать ответственность на производителя.
Делая заказ, представители торговли выбирают продукцию так: ой-ой — это нельзя, это дорого! Получается, что не дизайнеры навязывают свои вкусы, а торговля.
— С учетом стремительной глобализации имеет ли смысл отечественным обувщикам сохранять свою дизайнерскую школу? Может, лучше и выгоднее покупать эскизы, модели, скажем, в Италии?
— Правильнее и развивать свою дизайнерскую школу, и покупать модели в Италии. Ведь вы не хотите быть похожей на соседку? В этом признак времени. Свое нельзя утрачивать. Но у нас все пытаются регламентировать, а мы легко поддаемся внушению.
В Беларуси есть своя дизайнерская школа, жаль только, она не реализовалась в национальных особенностях. Но это произойдет: по мере накопления количества меняется и качество.
Наше сельское хозяйство пока не может обеспечить страну кожевенным сырьем современного качества и в необходимом количестве. Поэтому все отечественные обувщики вынуждены закупать комплектующие для производства обуви на 80% за рубежом, и это не очень хорошо. Однако если уж мы вышли на мировой рынок, то приходится считаться с его законами. Приезжая на международную выставку кож, каждый раз удивляюсь разнообразию предложения. Без этой палитры невозможно произвести товар, отвечающий мировому уровню. Прошло время, когда у нас все было одинаковое, и к нему невозможно вернуться.
Конечно, обувная промышленность стремится достойно и красиво обуть целый народ. Да и понятие товарной безопасности никто не отменял. Однако как ни старайся, часть наших соотечественников изначально сориентированы на другое потребление в силу различия социального положения, культуры, доходов. Поэтому кто-то едет в Париж или Милан за покупкой эксклюзивной пары, а кто-то идет в соседний магазин.
— Вы как-то сказали, что неправильно, когда основные риски за формирование ассортимента и за объемы производства у нас остаются на изготовителях…
— До сих пор так считаю: основные риски должна нести торговля. От нее зависит правильное направление производству. А мы производим и думаем: как торговлю убедить, что именно это нужно продавать?
Все промышленники сожалеют о том, что с распадом СССР распалось и оптовое звено торговли. Беларусь — страна маленькая, вся розница приезжает непосредственно на предприятия: приехали, выбрали, что хотели. Считается, так выгодно, т.к. нет оптовой надбавки. А на самом деле все страдают: и мы, и они. Ранее информацию о предпочтениях покупателей накапливали оптовые предприятия, к ним поступали заказы розничной торговли, и только затем — к нам. Оптовое предприятие в состоянии накопить от 2 до 12 тыс. моделей обуви различных изготовителей. Ни одно промышленное предприятие никогда так не сможет.
Производственники ориентируются на запросы торговли, а та, если ожидания не оправдались, во всем винит нас. Примечательно, что розничная сеть не желает нести ответственность за свои заказы. Например, письменно оформить ежемесячный объем поставок обуви помодельно. Предпочтения потребителей зависят от множества факторов. Вот, неожиданно в среднем ценовом сегменте вырос спрос на модели из искусственных материалов! Успеть за ним мы надеемся с помощью международной кооперации. Только этот инструмент позволяет достигать высокой мобильности производства.
— Каким образом?
— Наши технологи и модельеры выбрали дизайн — заказали образцы. Если сами будем их делать, то сезон потеряем. У партнеров в Азии производительность выше. За ней не угнаться ни нам, ни кому-либо в Европе. К тому же в результате мы отходы кожсырья сюда не везем — в этом тоже выгода.
Эффективность кооперации отражается в более высокой рентабельности производства — около 21%, это выше, чем средняя по всему ассортименту. В этом году по международной кооперации будет изготовлено около 200 тыс. пар. Эта продукция устойчива в среднем ценовом сегменте, в то время как основа продаж ОАО «Луч» — эконом-класс. В нем и в бюджет-классе работают «Сивельга» и «Отико», отдельные модели представляют в среднем ценовом сегменте. Правильно найденный баланс и позволяет в целом работать прибыльно. Стратегия на том и строится: обеспечение достаточной рентабельности, производство товаров как социального назначения, так и для покупателя с разным достатком. Для этого построено все: взаимоотношения с торговлей, покупателями, предпринимателями.
— Как мировой кризис отразился на взаимоотношениях с зарубежными партнерами и на ситуации на внутреннем рынке?
— Особенность нынешнего года в том, что на международных рынках сырья и материалов предложения поставщиков стали выгоднее по условиям сделок и уровню цен. Видимые признаки кризиса — это двукратное уменьшение площадей экспозиции в Дюссельдорфе и количества экспонентов; сообщения СМИ о закрытии производств за рубежом.
Самым заметным фактором на внутреннем рынке стало жесткое регулирование покупки валюты. Необходимы разрешение и согласование в вышестоящих органах управления, что требует дополнительных временных затрат. Не могу сказать, что как-то заметно изменились продажи. Например, осенне-зимняя коллекция ЗАО «Сивельга» распродана полностью и торговля взяла бы еще.
В начале года остро ощутили кризис предприятия, работавшие преимущественно на российский рынок. Они испытали шок от резкого сокращения заказов. Больше всего пострадало «Рейлит», потерявшее 28% заказов за полугодие. Пришлось оперативно перестраивать производство, менять ассортимент. Сегодня, когда российский заказчик вернулся, возникли новые претензии — вы не справляетесь с объемом.
К августу все предприятия адаптировались и загружены полностью. Однако когда потеряно время, вернуть объемы непросто. Тем не менее по итогам 2009 г. объем экспорта мы планируем сохранить на прошлогоднем уровне (17 млн. USD).
Рост дебиторской задолженности у нас плановый, т.к. руководство Минтрога и концерна «Беллегпром» договорились предоставить больше свободы действий организациям торговли. Договорились увеличить сроки возврата денег в промышленность до 60 дней. Не могу сказать, что предприятия от этого сильно пострадали.
Объем инвестиций в основной капитал объединение сохранило на уровне аналогичного периода прошлого года: 1,140 млрд. за I полугодие. Для производства женской модельной обуви из импортных комплектующих головное предприятие создало производственный участок, на котором до конца 2009 г. запланировано изготовить 220 моделей в объеме 31 тыс. пар.
Ввели вторую поточную линию в Узде мощностью 40 тыс. пар в год, решаем проблему с набором квалифицированных швей. Развитие этой площадки объясняется ростом количества заказчиков на заготовку. В советские времена я когда-то привозил вьетнамцев на завод, т.к. рабочих рук не хватало. Сегодня ситуация другая: СП «Отико» шьет заготовку в Лиде, т.к. в Минске не хватает швей.
В следующем году попробуем отремонтировать производственную площадку в Марьиной горке. В результате ООО «Рейлит» сможет расширить выпуск мокасин из импортных комплектующих до 25 тыс. пар в год. Реконструкция мощностей в Молодечно в 2010–2012 гг. позволит увеличить выпуск обуви еще на 30 тыс. пар в год.
Все предприятия, создаваемые в малых городах, являются проблемными.
Примите во внимание, что обувь невозможно производить на автоматических линиях. Максимум, что применяется в производстве, — это полуавтоматы. Вкус покупателей, их эмоциональные оценки не позволяют изготавливать длинные серии одинаковых ботинок. Во-вторых, оборудования, которое бы само перенастраивалось, нет. Есть роботы, выполняющие отдельные операции, но между ними всегда присутствует человек. Сегодня самая длинная серия — это 3 тыс. пар, а обычная — 500 пар. Затем модель, а следовательно, и себестоимость меняются.
К сожалению, увеличивают затраты и другие факторы Надо повышать зарплату, иначе кадры не удержать. Выросла стоимость кредитов. Но самое существенное — это курсовые разницы, девальвация. Стоимость энергоресурсов выражается в валюте, а мы оплачиваем ее в рублях. С началом отопительного сезона еженедельно каждому из предприятий надо заплатить за газ еще по 15 млн. Br. Это значит, что энергозатраты в себестоимости приблизились к 10%.
— Что больше всего влияет на конкурентоспособность по сравнению с зарубежными производителями?
— Есть много факторов. Например, индийский, китайский, бразильский производитель обуви получает у себя преференции. Например, если он ввозит сырье и материалы и при этом экспортирует более 70% готовой продукции, то ему льготируется налог, в т.ч. входящий и выходящий НДС — и это уже 40-процентное преимущество в цене, не говоря уже о природно-сырьевых преимуществах производителей из стран Азии. Особо отметим, что импортеры – ИП ввозят обувь без сертификатов, с уплатой единого налога. В результате обувь на рынке имеет более мобильную цену, чем в магазинах, т.к. у нее совершенно иная структура И с этим ничего не поделаешь!
— Известно, что ОАО «Луч» взялось за развитие сети фирменной торговли. Насколько успешен это проект и как он развивается?
— Первый этап инвестпроекта предполагает реорганизацию Торгового дома «Луч-М», увеличение сети продаж до 9 магазинов и объема продаж в 3 раза. Общий объем капвложений — 5 млрд. Br за счет заемных и собственных источников. Значительный прирост торговых площадей мы намерены получить от реконструкции двух этажей производственно-административного корпуса по ул. Немига в 2009–2010 гг.
На эксклюзивных правах нам удалось выставить свою коллекцию в трех частных магазинах.

СПРАВКА «ЭГ»
Белорусские изготовители обуви в январе–сентябре 2009 г. сохранили объем производства обуви на уровне аналогичного периода 2008 г. — 7,749 млн. пар. При этом запасы обуви на складах по состоянию на 1 сентября составляли 1,059 млн. пар. Легальный импорт обуви в страну, по данным таможенной статистики, за этот же период сократился на 11% в сравнении с аналогичным периодом 2008 г., до 2,446 млн. пар, на сумму 46, 821 млн. USD. Кроме того, промышленники ввезли 1,922 млн. заготовок для пошива обуви на сумму 32,9 млн. USD. Экспорт обуви отечественные предприятия сократили за 9 месяцев т.г. на 22% в сравнении с аналогичным периодом, до 71,420 млн. USD.
МО ОАО «Луч» объединяет обувные предприятия ЗАО СП «Отико», ЗАО «Сивельга», СООО «Чевляр», ООО «Рейлит», а также инфраструктурные УП «Химическое производство», ООО «Солинсталь», Торговый дом «Луч-М».
В 2008 г. обувные предприятия МО ОАО «Луч» произвели 1,728 млн. пар обуви на сумму 87,4 млрд. Br, что составляет 20% от объемов отечественного производства обуви. Их консолидированная чистая прибыль составила 4,985 млрд.Br.

БеседовалаОксана КУЗНЕЦОВА

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk    

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом