Новости

Ставка на интерес

Приказ и мировая конъюнктура несовместимы

 

Беларусь не сможет выдержать перманентного роста мировых цен без перехода к рыночным методам управления экономикой.

 
Александр АЛЕСИН
 

В последних числах прошлого месяца правительство РБ в очередной раз попыталось отыскать пути преодоления негативных тенденций во внешней торговле. 27 февраля с участием премьер-министра РБ Сергея Сидорского состоялось расширенное заседание коллегии Министерства иностранных дел, ответственного, помимо прочего, и за продвижение нашей продукции и услуг на зарубежные рынки.

 

Вопрос об угрозе поступательному развитию белорусской экономики со стороны растущего отрицательного сальдо внешней торговли впервые в резкой форме был поднят Александром Лукашенко на прошедшем 13 ноября 2007 г. совещании по проектам прогноза социально-экономического развития, бюджета и Основных направлений денежно-кредитной политики на 2008 г.

 
И все бы хорошо, но...
 

Тремя месяцами позже подтвердилось, что сбываться свойственно самым худшим предчувствиям. Министр экономики Николай Зайченко на заседании Совета министров РБ сообщил: в 2007 г. по сравнению с 2006 г. отрицательное сальдо операций Беларуси на зарубежных рынках увеличилось на 1,14 млрд. USD (на 73,77%) и достигло 2,685 млрд. USD.

 

При этом он почему-то счел нужным заявить, что если не принимать во внимание рост цен на нефть и природный газ, то общее внешнеторговое сальдо сразу становится плюсовым в размере 1,584 млрд. USD (за счет прироста положительного сальдо торговли услугами на 448,6 млн. USD и товаров на 1,134 млрд. USD), а следовательно, и результаты работы экономики страны в прошлом году в целом можно расценивать как успешные.

 

Но в реальной жизни увеличение стоимости российских энергоносителей приходится оплачивать полновесной валютой, поэтому, как все-таки вынужден был признать министр, наращивание объемов зарубежных продаж отечественными субъектами хозяйствования является важнейшим приоритетом в работе органов госуправления. В целях обеспечения выполнения прогнозных показателей внешнеэкономической деятельности правительством разработан комплекс организационно-экономических мер по реализации национальной программы развития экспорта на 2006-2010 гг.

 

Как отметил несколькими днями позже на коллегии Минпромэнерго первый вице-премьер Владимир Семашко, повышение цен на газ и изменение условий поставки нефти в 2007 г. обернулись значительной дополнительной нагрузкой на экономику нашей страны, что во многом стало причиной образования столь значительного отрицательного сальдо внешней торговли. Однако, по его словам, эти негативные последствия уже преодолены. На нулевое сальдо планируется выйти в 2009 г., а в 2010 г. оно должно стать положительным в размере 600-700 млн. USD.

 

Но статистика показывает, что все обстоит далеко не так просто, и проблема компенсации роста стоимости импортируемых из России энергоносителей будет стоять перед белорусским правительством еще долго. Особенно если углеводородное сырье и дальше будет дорожать (хотя бы и такими щадящими — благодаря особым отношениям с Кремлем — темпами, как сейчас). А это практически гарантированно.

 

Согласно предварительным данным Минстата РБ, в 2007 г. во внешней торговле товарами сформировалось отрицательное сальдо в размере 4.335,1 млн., что на 65,62% выше аналогичного показателя за 2006 г. (2.617,5 млн. USD). И если бы не превышение экспорта услуг (3.086,8 млн. USD) над их импортом (1.503,4 млн. USD) на 1.583,4 млн. USD (рост против уровня 2006 г. на 34,08%), прошлогодние итоги внешнеэкономической деятельности экономики Беларуси выглядели бы совсем неприглядно.

 
Как залатать дыру.
 

В контексте вышеизложенного сам собой напрашивается вопрос: за счет каких факторов народное хозяйство Беларуси может достичь в предельно сжатые сроки положительного результата во внешней торговле? Ответ вроде бы лежит на поверхности: за счет максимального наращивания экспорта услуг и наиболее ходовых на мировом рынке отечественных товаров.

 

Значит, следует определиться с тем, какие именно изделия отечественной индустрии и аграрного комплекса в обозримой перспективе могут стать палочкой-выручалочкой для нашей экономики. Понятно, что на эту роль прежде всего претендуют те виды продукции, удельный вес которых в денежном выражении наиболее велик в совокупном объеме экспорта.

 

Лидеров (скажем, товаров, доля которых в экспорте выше 1%) в этом рейтинге немного: нефтепродукты — 31,56%, калийные удобрения — 5,53%, грузовые автомобили и седельные тягачи — 5,29%, черные металлы — 4,41%, тракторы — 3,68%, шины — 1,99%, холодильники и морозильники — 1,44%, химические волокна и нити — 1,34%.

 

Особо следует обратить внимание на то, что в представленном перечне пять позиций — это так называемые промежуточные товары (энергоносители, сырье, материалы, комплектующие) и только три — высокотехнологичные готовые изделия машиностроения. А лидирует с большим отрывом продукция нефтепереработки, сырьем для которой служит российское "черное золото".

 

Далее попробуем оценить, сколько товаров из этого списка необходимо для покрытия дефицита и смогут ли наши производители выпустить востребованные изделия в таком количестве. (Вопрос другого рода: сколько их захочет купить иностранный потребитель, — мы для удобства рассуждений вынесем за скобки.)

 

Нетрудно подсчитать, что для выхода на нулевое сальдо, например, за счет экспорта тракторов МТЗ их понадобится дополнительно более 168 тыс. шт. Между тем суммарная поставка за рубеж таких машин по итогам всего 2007 г. составила 56,8 тыс. шт., что почти в 3 раза меньше. Потребуются дополнительные мощности, сырье и материалы, рабочие руки, издержки на реализацию (маркетинг, создание сбытовой сети)... Мягко выражаясь, вариант нереальный.

 

Несколько лучше выглядит картина по грузовым автомобилям и седельным тягачам (машины МАЗ, МЗКТ, МоАЗ, самосвалы БелАЗ). Такого рода продукции для выравнивания внешнеторгового баланса понадобилось бы продать еще около 48 тыс. шт. И это тоже намного больше, чем было отгружено на экспорт в 2007 г. (21,21 тыс. шт.).

 

Лучше всего для компенсации разницы между экспортом и импортом подходят нефтепродукты. Их необходимо поставить за рубеж всего ничего — дополнительно каких-то 5,26 млн. т. Чуть ли не мелочь на фоне того, что по итогам прошлого года объем экспорта продуктов нефтепереработки составил 15,1 млн. т. Однако сегодня получение из России каждой лишней тысячи тонн нефтяного сырья сопряжено с неимоверными трудностями.

 

Конечно, научная корректность подобного рода расчетов достаточно относительна, но полагаем, что суть сложившегося положения вещей они отражают верно: надо менять сам механизм внешней торговли.

 

Во всяком случае, проанализировав результаты развития народного хозяйства РБ за 12 месяцев прошлого года, практически все неангажированные эксперты приходят к выводу, что в нынешних экономических реалиях достижение положительного сальдо экспортно-импортных операций традиционными командно-административными методами невозможно. Только собственный экономический интерес экспортера может подвигнуть его на следование за развитием конъюнктуры и на максимальное удовлетворение нужд потребителя.

 
Так жить нельзя.
 

Многое свидетельствует о том, что так думают не только эксперты. Как следует из сообщений СМИ, на расширенной коллегии МИДа, упоминавшейся выше, премьер-министр страны сделал ряд заявлений, которые без натяжки можно назвать программными.

 

Так, С. Сидорский заявил, что Беларусь должна осуществить ускоренный переход от форм простой торговли на внешних рынках к современным методам, которые предполагают размещение собственных производств в зарубежных странах с одновременным обеспечением соответствующего уровня сервиса для выпускаемой ими продукции.

 

Кроме того, должна быть радикально улучшена ситуация с подготовкой качественных инвестиционных проектов под строительство в Беларуси экспортоориентированных предприятий с участием иностранного капитала. Более того, необходимо привлекать инвесторов к созданию на территории страны производств, выпускающих брендовые товары, для насыщения внутреннего рынка и реализации на экспорт.

 

Особенно важным представляется, что премьер поручил правительству и задействованным во внешней торговле ведомствам разработать систему мер по вовлечению в экспортные операции большего количества малых и средних предприятий. В перспективе доля этих предприятий в объеме экспорта Беларуси должна быть увеличена до лучших мировых показателей.

 

Под каждым из этих положений подпишется любой здравомыслящий экономист. Только обязательно сделает оговорку, что плодов столь решительных изменений во всей системе хозяйствования вряд ли стоит ожидать к 2010 г., как того требует национальная программа развития экспорта.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД     МИД

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом