Новости

Тенденции

Чудеса случаются, но редко

 

Высшая власть продолжает игнорировать рыночные реалии, давая указания об экстраординарном наращивании объемов промпроизводства и ВВП.

 На состоявшейся 28 октября 2009 г. в Москве встрече с главой российского правительства Владимиром Путиным премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский оценил перспективы дальнейшего развития белорусско-российских экономических отношений как достаточно благоприятные.

 По его словам, хотя товарооборот между РБ и РФ упал на 42% относительно уровня прошлого года, наметившаяся в последние три месяца тенденция к улучшению ситуации в народном хозяйстве обеих стран позволяет говорить о возможности наращивания взаимной торговли.

 Светлые ожидания своего белорусского коллеги разделил и глава российского правительства. Доля Беларуси во внешней торговле России, отметил он, в последнее время стала возрастать. А это свидетельствует о том, что, несмотря на мировые кризисные явления, отношения между союзными государствами продолжают успешно развиваться.

 Однако реальные результаты поставок белорусских изделий на российский рынок (как в целом, так и по ряду важнейших номенклатурных позиций) не дают особого повода для такого оптимизма.

 

 С января по август 2009 г. экспорт товаров в стоимостном выражении из РБ в РФ сократился по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 46% (для сравнения: импорт — на 39,2%). При этом товарная масса экспорта уменьшилась на 31,7% (импорта — на 11,9%). В результате объем поставок в Россию (4,1 млрд. USD) за рассматриваемый период в 2,54 раза "отстал" от объема завоза товаров оттуда (10,4 млрд. USD) и оказался в 1,54 раза меньше образовавшегося при этом отрицательного сальдо (6,3 млрд. USD).

 Наиболее значительно на величину невыгодного для отечественной экономики соотношения между экспортом и импортом повлияло сокращение спроса российских потребителей на продукцию ведущих белорусских машиностроительных предприятий.

 Для многих из них доля РФ в зарубежных продажах составляет от 40 до 70%. Согласно статданным, за январь — август текущего года экспорт белорусской сельхозтехники в Россию относительно прошлогоднего уровня сократился на 23%, трансформаторов — на 46,3%, тракторов — на 49,7%, прицепов и полуприцепов — на 57%, двигателей внутреннего сгорания — 66,6%, дорожно-строительной техники — на 77,8%.

 Но хуже всего обстоят дела с отгрузкой в РФ автомобильной техники.  Автомобилестроение оказалось одной из наиболее пострадавших отраслей отнюдь не случайно. Состояние дел в данном сегменте (и прежде всего динамика реализации коммерческих автомобилей, используемых практически во всех секторах народного хозяйства) является своего рода агрегированным показателем экономического здоровья любой страны.

 Между тем компенсировать потери продаж в России в отчетном периоде на других рынках предприятиям отечественного машиностроения не удалось. Например, автопроизводителям в страны ближнего зарубежья удалось вывезти только 9,53% от всего количества экспортированных ими седельных тягачей, дальнего зарубежья — 47,96%. Для грузовых автомобилей значение данных показателей составило 22,38 и 20,4%.

 В результате, как ни противились этому правительство, местная власть и Администрация президента, по итогам января — сентября производство металлорежущих станков относительно января — сентября прошлого года сократилось на 47,8%, кузнечно-прессовых машин — на 66,4%, трансформаторов силовых — на 38%, грузовых автомобилей — на 57,4%, тракторов — на 37,3%, автоприцепов — на 44,3%, автобусов — на 29,7%.

 

 И если сокращение выпуска оказалось не таким катастрофическим, как падение экспорта, то только в результате принудительной работы на склад. Платой стали экстраординарное накопление неликвидов на большинстве предприятий, вымывание их оборотных средств, ухудшение финансового положения и рост проблемной задолженности по кредитам.

 Теперь поддержание производственного цикла возможно только при прямой или косвенной поддержке государства, которое, в свою очередь, вынуждено для этого прибегать к внешним заимствованиям. Одним словом, лечили одну заразу — получили целый букет других.

 В макроэкономическом плане это поставило под удар "и курс белорусского рубля, стабильность национальной валюты, и в итоге — суверенитет и независимость государства". Именно так охарактеризовал ситуацию в белорусской экономике президент Беларуси Александр Лукашенко 30 октября на совещании по итогам социально-экономического развития страны за 9 месяцев 2009 г. и проектам прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики на 2010 г.

 И тем не менее глава государства потребовал от чиновников всех рангов обеспечить безусловную реализацию решений третьего Всебелорусского народного собрания, выйти на намеченные в пятилетнем плане-прогнозе темпы экономического роста, причем, заметим, безотносительно прогноза развития ситуации на внешних рынках.

 А ведь флагманы отечественной индустрии ввиду технологической отсталости и неразвитости маркетинга сегодня просто не в состоянии определять движение конъюнктуры на них. В лучшем случае они вынуждены просто следовать за господствующими тенденциями. Поэтому проблематичным является вопрос не только рыночной экспансии, но даже сохранения имеющихся позиций.

В этом плане интересен прогноз событий, хотя бы в ближайшей перспективе, на важнейшем для РБ российском рынке. Правда, противоречащие друг другу заявления правительственных и независимых экономистов не предоставляют надежной исходной информации для таких выкладок. Поэтому взглянем на перспективы развития российской экономики через тенденции изменения конъюнктуры в сегменте грузовых автомобилей, использовав их в качестве общеэкономического индикатора.

 

 Согласно данным АСМ-Холдинга, общее производство автомобильной техники в России в январе — сентябре уменьшилось на 63,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составило 506.573 ед.

 Выпуск же грузовых автомобилей в январе — сентябре сократился на 71,7% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом — до 61.717 ед. В том числе было произведено 4.192 ед. грузовиков иностранных моделей (-62,8%). Производство автобусов в январе — сентябре сократилось на 58,4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года — до 22.290 ед. В частности, выпущено 2.905 автобусов иностранных марок (-13,3%).

 По данным прогноза социально-экономического развития России на 2010-2012 гг., размещенного на сайте Министерства экономического развития РФ, в стране на конец 2009 г. по сравнению с 2008 г. ожидается сокращение производства грузовых автомобилей на 63,9%, до 92 тыс. шт. Уменьшение за период с 2008 по 2012 г., по оценкам Минэкономразвития, будет несколько меньшим, но также весьма значительным: от 40 до 48%.

 Усилить падение выпуска после 2009 г. могут низкая эффективность государственного стимулирования спроса на автомобильную технику, отсутствие улучшений на рынке кредитования и лизинга, а также сокращение оборонного заказа в 2009-2010 гг. Но даже при таком сценарии доля на рынке автомобилей, произведенных в России, существенно увеличится, в первую очередь в связи с протекционистской политикой правительства (увеличением ввозных таможенных пошлин по некоторым видам техники). Предполагается, что доля импортных грузовых машин в 2008-2012 гг. сократится в количественном выражении с 41 до 25%.

 В материалах, подготовленных Министерством промышленности и торговли РФ к докладу его главы Виктора Христенко на правительственном часе в Госдуме 14 октября 2009 г., по итогам 2009 г. в автомобильной промышленности прогнозируется общее падение производства до 50% по сравнению с предыдущим годом. Достижение докризисного уровня в автопроме при реализации консервативного сценария предполагается к 2013 г.

 Несколько иное мнение в кругах неправительственных экспертов. Так, аналитик ИК "ФИНАМ" Константин Романов ожидает в 2009 г. спада рынка грузовых автомобилей на уровне 80%, автобусов — 72%. По прогнозам специалистов Goldman Sachs, продажи коммерческих автомобилей в России снизятся на 57%, пассажирских — на 47%.

 Однако, несмотря на разброс оценок, наибольших потрясений эксперты единодушно ожидают на рынке тяжелых грузовиков, где основным российским игроком является КамАЗ, а его основным конкурентом до недавних пор был МАЗ. Был потому, что за период с января по август 2009 г. поставки Минского автозавода в Россию составили чуть более тысячи машин.

 В соответствии с расчетами агентства "АВТОСТАТ" за девять месяцев 2009 г. Камский автозавод выпустил 15,8 тыс. грузовых автомобилей, что на 63,5% меньше, чем годом ранее. Как следствие, сообщила директор по корпоративным финансам компании Елена Милинова, за отмеченный период КамАЗ получил чистый убыток в размере 4,2 млрд. RUB. Только за III квартал текущего года автопроизводитель потерял около 2,45 млрд. RUB.

 По ее словам, объем продаж КамАЗа в 2009 г. запланирован на уровне 24-25 тыс. автомобилей. Таким образом, по международным стандартам финансовой отчетности предприятие ожидает получить убыток. Скорее всего, будет убыточным и 2010 г., так как в будущем году предполагается выпустить 26-27 тыс. машин. Этого недостаточно для прибыльной работы.

 В итоге можно сделать вывод, что в 2010 году российскую экономику в лучшем случае ожидают стагнация и замораживание спроса на машиностроительную продукцию на существующем уровне. А это значит, что ее белорусским поставщикам не следует ожидать значительного увеличения объемов продаж в России. Следовательно, директивы по резкому наращиванию промпроизводства и ВВП в Беларуси как минимум являются малообоснованными.

 Если только чудесным образом не произойдет резкого наращивания экспорта на альтернативные рынки.

 

 

 Александр АЛЕСИН




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года

27.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

26.03.2024Компания ЛОКТ ООО– это профессионалы на рынке систем видеонаблюдения,
Профессиональная установка систем видеонаблюдения под ключ с гарантией на все виды работ компания ЛОКТ ООО


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация