Новости

Положительная оценка МВФ действий белорусского правительства

О том, как фонд оценивает выполнение условий действующей программы и каковы перспективы будущей, корреспондент "БР" побеседовала с постоянным представителем МВФ в Беларуси Наталией КОЛЯДИНОЙ.

— На прошлой неделе МВФ принял решение о выделении очередного, третьего транша по программе stand by, с просьбой о начале которой Беларусь обратилась почти год назад. Так что можно сказать, сейчас мы отмечаем годовщину...

— Я бы не стала отмечать какую-то годовщину, потому что Беларусь достаточно давно является членом Международного валютного фонда и сотрудничество с фондом продолжалось все это время. Вопрос заключается в том, насколько интенсивным оно было.

В прошлом году оно стало более интенсивным, так как белорусские власти запросили программу, поскольку разразился кризис. Договоренности по программе были достигнуты в конце декабря, одобрена она была в начале января, так что фактически годовщина будет в начале января.

— Летом текущего года программа была расширена. Это произошло по просьбе белорусской стороны?

— Это было взаимное решение. Когда программа обсуждалась и утверждалась в декабре, она основывалась на определенных прогнозах. И прогнозы, касающиеся внешнеэкономических условий, оказались несколько лучше, чем та ситуация, которая сложилась на самом деле. Соответственно, поддержка платежного баланса — а это именно то, на что мы выдаем деньги, — потребовалась в большем объеме, чем было предоставлено фондом.

Поэтому в связи с ухудшением условий по сравнению с первоначальным прогнозом программы было решено увеличить финансирование со стороны фонда.

В то же время правительство взяло на себя дополнительные обязательства по корректировке экономической программы в стране.

— Среди обязательств, взятых на себя правительством, — обязательства в области приватизации. В частности, речь идет о создании Агентства по приватизации и о подготовке списка крупных предприятий, которые должны быть приватизированы. Существует ли в действительности такой список и насколько фонд удовлетворен ходом выполнения данных обязательств?

— Я хочу подчеркнуть одну вещь. Наша программа очень простая, и контрольных показателей в ней очень мало. По сути, в ней существуют три контрольных числовых показателя. Есть еще структурные контрольные показатели, но в рамках иерархии три основных показателя — это чистые международные резервы, чистые внутренние активы и дефицит бюджета — имеют приоритет.

Все остальные договоренности — это меры, обеспечивающие выполнение контрольных показателей. Правительство взяло на себя обязательства, что будет создано агентство, и, насколько мне известно, проект документа по созданию агентства уже передан главе государства.

Что касается списка предприятий, то Госкомимущество работает над этим. Я знаю, что список действительно существует, он еще в проекте, предполагается, что по этому вопросу пройдут консультации со Всемирным банком и после этого, в конце ноября, он будет представлен главе государства.

Что касается конкретных предприятий, то в письме о намерениях говорится, что это будут крупные предприятий, но я не думаю, что у нас есть необходимость на чем-то настаивать. Власти — это собственник актива, и они должны принять решение: что они хотят приватизировать и что может быть приватизировано с точки зрения конъюнктуры, и сделать таким образом, чтобы это было прозрачно, на профессиональном уровне и на рыночной основе.

Вот три основных принципа, на которых мы настаиваем.

— Недавно принят указ о проверках. Несмотря на взятые на себя обязательства по предоставлению независимости Национальному банку, он не выведен из-под действия указа. МВФ это не смущает?

— Не смущает, и я скажу, почему. В течение достаточно длительного времени мы работали и с Нацбанком, и с правительственной, и с президентской администрацией относительно того, как изменить этот указ, чтобы независимость Нацбанка в области финансового надзора не была ущемлена.

Мы продолжаем придерживаться той позиции, что, наверное, было бы лучше, если бы Нацбанк был исключен из этого указа. По той простой причине, что функции финансового надзора — это очень специфические функции, которые имеют мало общего с теми функциями, которые осуществляются в республике контролирующими органами в отношении промышленных предприятий и других субъектов хозяйствования.

В принятом указе положительным является, прежде всего, то, что сокращается количество проверок и упрощается система контроля, что, очевидно, приведет к снижению издержек для тех предприятий, которые подвергаются проверкам.

Что касается банков, то здесь необходимо проводить проверки тогда, когда у надзорных органов возникают сомнения. Потому что банковская деятельность основана на доверии, и задача финансового надзора заключается в том, чтобы дать возможность банкам либо другим финансовым организациям работать в рыночных условиях, но в то же время обеспечить очень жесткий надзор за тем, чтобы они не брали на себя неоправданных рисков.

Допустим, какой-то банк увеличивает по сравнению с другими банками объемы привлечения депозитов, что само по себе хорошо для банка, так как за счет депозитов он может расширить свою кредитную деятельность и увеличить свою прибыль. Вместе с тем это может означать две вещи: либо этот банк работает лучше других, либо он берет на себя повышенные риски. И, прежде всего, в том случае, если он привлекает депозиты за счет более высоких процентных ставок.

Является ли это незаконным? Нет, это не является незаконным. Но необходима ли в этом случае проверка? Я скажу: да.

Мы обращали на это внимание при подготовке проекта указа, но у нас нет какого-то неудовлетворения, во-первых, потому что в целом для экономики упрощение порядка проведения проверок — это сокращение издержек. Во-вторых, мы встретили со стороны и правительства, и президентской администрации понимание того, что банковский надзор должен быть сильным, и Нацбанк в этом отношении должен остаться независимым.

— Если говорить об основных контрольных показателях, то тут тоже появились нюансы. Недавно из уст министра финансов Беларуси прозвучало, что консолидированный бюджет текущего года может оказаться дефицитным, хотя изначально МВФ выдвигал условие о бездефицитности бюджета. Этот показатель как-то корректировался?

— Как раз мы удовлетворены тем, что правительство делает в области фискальной политики.

То, что предусмотрено нашей программой, — это бездефицитный бюджет в этом году. Но наши контрольные показатели имеют определенные корректировки по ряду параметров, в том числе по бюджету.

Это связано с тем, что местные органы власти накопили остатки денежных средств на банковских счетах, так как у них был профицит в прошлом году. Часть этих остатков они смогут использовать в текущем году, и в части использования этих остатков возможны небольшие корректировки. Поэтому в целом мы говорим о бездефицитном бюджете, но в результате корректировки там может быть небольшой дефицит.

— Несмотря на то, что МВФ высоко оценивает действия белорусских властей в плане проведения реформ, у населения, возможно, складывается негативный образ фонда. Ведь девальвация, замораживание уровня зарплат, повышение тарифов ЖКХ и т. д. — все это объяснялось требованиями МВФ.

— Безусловно, это все можно объяснить требованиями МВФ, но, с другой стороны, я задам вам вопрос: а какая существует альтернатива тому, что было сделано? Что было бы, если бы девальвация не была проведена? Что было бы, если бы зарплату повысили на 20%, какие были бы последствия такой политики для населения?

Вернемся к прошлому году. Нацбанк терял резервы очень быстро, белорусская экономика является открытой, и она небольшая. И если бы зарплата была поднята, допустим, на 20%, то это лишь означало бы повышение цен и необходимость более значительной девальвации.

Вопрос состоит в приоритетах. Правительство выбрало в качестве приоритета макроэкономическую стабилизацию. С моей точки зрения, это основа, без которой не сможет возобновиться экономический рост.

Потребует ли это каких-то затрат и со стороны правительства, и со стороны населения?

Безусловно. Наша программа учитывает это, и нам хотелось бы минимизировать социальные затраты. Но реформы необходимо провести. Да, наверное, не очень приятно, что тарифы на отопление или на транспорт повышаются, но, насколько нам известно, увеличены целевые пособия наиболее нуждающимся слоям населения. И в этом плане мы находим с правительством взаимопонимание.

— Но правительство явно не хочет признавать наличие кризиса и необходимость проведения каких-то реформ, а непопулярные меры объясняет требованиями МВФ.

— Должна сказать, что это не единственное правительство, которое так поступает. И наша задача — найти взаимопонимание с правительством относительно необходимости проведения реформ. Мы понимаем, что реформы проводить непросто.

— Когда ожидается приезд очередной миссии и сколько их еще будет до конца программы?

— Мы готовим квартальные обзоры по программе. Их будет еще два. Следующая миссия приедет в начале ноября, затем — уже после Нового года, где-то в середине февраля.

— До окончания программы ее условия больше меняться не будут, например, в части увеличения финансирования?

— Нет, условия меняться больше не будут. Программа заканчивается в марте — начале апреля будущего года. Она сейчас составляет 3,5 млрд. USD. Это приблизительная цифра, так как она зависит от курса доллара, потому что наша программа рассчитывается в SDR.

— Недавно появилась информация о том, что ведутся консультации о продолжении сотрудничества с фондом. Возможна ли отсрочка выплаты долга по действующей программе?

— Нет, таких вещей в практике фонда нет. Что предполагается? Действующая в настоящее время программа была вызвана острой потребностью макроэкономической стабилизации внешнеэкономической позиции, чтобы избежать потери резервов. Можно сказать, что задачи этой программы выполняются, но эта программа краткосрочная.

Белорусская экономика, безусловно, нуждается в очень значительных структурных преобразованиях. И действительно, власти Беларуси уже высказывают заинтересованность в том, чтобы продолжить сотрудничество в рамках еще одной программы. Если эта программа будет успешно завершена, далее будет обсуждаться уже абсолютно новая программа. Возможно, она будет длиннее, скорее всего, — три года.

— То есть если текущая программа была, по сути, антикризисной, то следующая будет направлена на реализацию реформ?

— Действующая программа тоже направлена на поддержку реформ, но она имела более срочный характер. Особенно в начале программы, когда речь шла о как можно более быстрой макроэкономической стабилизации.

Сейчас, когда эта проблема в значительной степени решена, стоит вопрос о том, как вернуться к экономическому росту и как в новых внешнеэкономических условиях обеспечить в будущем устойчивые темпы роста. Это то, к чему будет стремиться следующая программа.

Но опять-таки наши программы всегда направлены на улучшение платежного баланса, то есть в данном конкретном случае деньги пойдут на пополнение резервов.

— Сумма пока не обсуждается?

— Нет, безусловно, потому что мы должны иметь макроэкономические прогнозы. У нас есть прогнозы на 2010 год, есть трехгодичные прогнозы, но они постоянно корректируются. И каждый раз, когда миссия приезжает сюда, определенную часть времени мы посвящаем тому, что обновляем прогноз, исходя из ситуации в мировой экономике и в экономике Беларуси. Поэтому сейчас говорить о сумме преждевременно.

— Когда можно ожидать принятия решения о начале новой программы?

— Это зависит от нескольких обстоятельств. Первое — власти высказали свою заинтересованность, но они должны официально попросить фонд о новой программе. Пока это нельзя сделать, поскольку не закончена действующая программа.

Второе — это то, как будет осуществляться действующая программа. Если на конец декабря показатели будут выполнены, все обзоры будут завершены вовремя, и власти Беларуси попросят о программе, тогда можно будет начинать переговоры о завершении текущей программы.

И третье — может быть, у Беларуси к тому времени не будет потребности в средствах Международного валютного фонда.

— Пока создается впечатление, что у Беларуси нет денег, чтобы отдать долг МВФ. Возможно, это понимает и МВФ, ведя переговоры о новой программе, которая, по сути, позволит рефинансировать уже имеющийся долг?

— Программа идет так, как она должна идти. И я уже говорила, что есть три объективных показателя. Могут быть эмоции, могут быть домыслы. Но это достаточно объективные критерии того, что происходит в экономике: в денежно-кредитном, в фискальном секторах и с точки зрения внешнеэкономической позиции — позиции по платежному балансу. И поскольку критерии выполняются и мы предполагаем, что они могут быть выполнены до конца декабря, то, таким образом, цели программы будут достигнуты.

Поэтому вопрос относительно того, что Беларусь не сможет расплатиться с МВФ, не ставится. Кроме того, в рамках каждой программы до начала обзора мы делаем анализ возможностей обслуживания долга и его возврата.

— То есть МВФ видит источники выплат? Пока мы внутри страны их не очень-то видим, и появились опасения, что в Беларуси может быть объявлен дефолт через 3-5 лет?

— Я бы не стала драматизировать события. Во-первых, в целом размер долга Беларуси остается не очень высоким, особенно по сравнению с другими странами. Кроме того, мы рассчитываем, что Беларусь в будущем году начнет расти. Сначала довольно медленными темпами, а дальше, если реформы будут осуществлены, хотелось бы верить, что Беларуси удастся вернуться к достаточно высоким темпам экономического роста, что обеспечит возможность возврата долга.

— Все же иногда приходится слышать мнение, что МВФ выдает сегодня Беларуси "политические" кредиты. Мол, это часть геополитической игры между Востоком и Западом, в которой участвует и Беларусь, пытаясь подыгрывать то одной, то другой стороне.

— МВФ не занимается этими вещами, и я, как экономист, не могу комментировать политическую ситуацию.

Когда мы работаем в рамках программы, то ориентируемся на те экономические цели, которых мы хотим достигнуть с учетом ограничений, существующих в данной экономике и внешнеэкономической конъюнктуре. И политическая составляющая здесь не играет никакой роли.
Возможно, правительство сталкивается с этим, но тогда это вопрос не ко мне.

Ирина КРЫЛОВИЧ

Источник : belmarket.by




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
   

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом