Новости

Транзитный узел

Калининград намерен вступить в конкурентную борьбу за белорусский калий

Возможность перевалки белорусских калийных удобрений через Калининградский порт может появиться после завершения строительства в этой области завода по переработке сои.

 
Татьяна МАНЕНОК
 

Калининградские власти вот уже три года не оставляют отчаянных попыток повернуть заметную часть транзита белорусских калийных удобрений с прибалтийских портов в своем направлении.

 

Летом 2005 года А. Лукашенко и В. Путин договорились о перевалке через Калининград не менее 1 млн. т белорусских калийных удобрений. Однако несмотря на политическое давление, белорусская сторона не решилась даже на апробацию маршрута в экспериментальном порядке.

 

Сроки пробного рейса (поставки 3 тыс. т) через Калининград, которые и должны были продемонстрировать цену эксперимента, менялись неоднократно, а затем даже разговоры вокруг этой темы поугасли. Нехитрые арифметические расчеты показали, что смысла в таком эксперименте нет: слишком затратен этот маршрут для отечественного экспортера.

 

Главная причина, как считает губернатор Калининградской области Георгий Боос, — в завышенных тарифах, которые установила литовская сторона в калининградском направлении по территории своей страны. Разница в сравнении с другими направлениями существенная — в 2 раза, заявил он в ходе прошедшего 19-22 февраля в Калининграде заседания Совета по долгосрочному сотрудничеству областей, министерств, органов госуправления Беларуси с Калининградской областью.

 

Между тем специалисты знают, что проблема не только в литовских тарифах, но и в слабых технических возможностях Калининградского порта по сравнению с Клайпедским и Вентспилсским: он пока может принимать суда дедвейтом лишь до 15 тыс. т.

 

Хотя не исключено, что возможность перевалки белорусских удобрений через Калининград может появиться после завершения строительства здесь комплекса по переработке маслосодержащих культур. Этот проект реализует ЗАО "Содружество-Соя". Сырье для завода завозится из Южной и Северной Америки, а обратно суда идут порожняком. Белорусская сторона предлагает загрузить их калийными удобрениями для Латиноамериканского региона.

 

Новый завод 19 февраля посетила белорусская делегация во главе с вице-премьером Андреем Кобяковым. Посол Беларуси в России Василий Долголев назвал этот проект "чрезвычайно важным и интересным для обеих сторон". "Президент Беларуси поставил задачу обеспечить перевалку через Калининград партии калийных удобрений объемом 1 млн. т. Задача не выполнена, это факт, и проблему необходимо решать", — заявил В. Долголев.

 

Калининградский маршрут по сравнению с клайпедским направлением дороже на 5 USD/т, но если заработает соевый проект, на фрахте судна мы выиграем порядка 15-20 USD/т, рассказал в интервью корр. "БР" летом прошлого года генеральный директор БКК Владимир Николаенко.

 

Правда, заметил он далее, чтобы этот проект заработал, в Калининградском порту нужно создать соответствующую инфраструктуру: складские помещения хотя бы на 80 тыс. т и терминал, чтобы судно смогло стать под загрузку удобрений.

 

В развитие инфраструктуры российская сторона должна вложить 20-25 млн. USD. ЗАО "Содружество-Соя" готово это сделать, но при условии, что БКК даст гарантии поставок 1-1,5 млн. т калийных удобрений в год.

 

Получены ли такие гарантии, пока неясно. В любом случае этот вопрос потребует тесной координации с литовской стороной.

 

"Литовцы понимают, что, если будут созданы одинаковые условия в направлении Калининграда и Клайпеды, мы, учитывая экономическую и политическую составляющую, пойдем на Калининград", — сказал В. Николаенко.

 

По его словам, если "соевый" проект удастся реализовать, БКК переориентирует небольшие суда с Клайпеды на Калининград, оставив в Клайпеде многотоннажные суда — 30-тысячники, 40-тысячники и некоторые "Панамаксы".

 

Вероятно, белорусская сторона рассчитывает, что появление нового транзитного маршрута повысит ее козыри в торге с конкурентами за наиболее привлекательные условия перевалки. "В такой ситуации и Вентспилс, и Клайпеда будут заинтересованы немного снизить тарифные ставки", — заметил в связи с этим В. Николаенко.

 

Впрочем, Литва уже предоставила Белорусской железной дороге (БелЖД) скидки на транзит грузов в направлении Калининграда, сообщил на минувшей неделе БелаПАН начальник службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности БелЖД Александр Станкевич.

 

Скидка 10% действуют на транзит через Литву химических удобрений, соли и лесных грузов. На транзит нефти получена скидка 15%. А. Станкевич считает, что решение о предоставлении скидок на транзит белорусских грузов является "подвижкой в этом направлении", но этого "явно недостаточно, учитывая то, что литовские тарифы на Калининград больше, чем на Клайпеду, в два раза".

 

Глава представительства Клайпедского порта в Беларуси Артурас Гайдаускас в интервью корр. "БР" отметил, что скидки на железнодорожные тарифы по территории Литвы устанавливаются ежегодно как в направлении Клайпеды, так и Калининграда. На 2008 год в направлении Клайпеды установлены скидки на перевозки торфа, нефти и нефтепродуктов, черных металлов, калия, соли в размере от 5 до 30%, а в направлении Калининграда на перевозки древесины, химических и минеральных удобрений, соли — по 10%.

 

С помощью тарифной политики литовская сторона стремится защитить интересы своего порта. Напомним, что, несмотря на достигнутые в 2001 году литовско-российские договоренности по координации обслуживания судов во взаимных интересах с учетом загрузки Клайпедского и Калининградского портов (проект "2К"), реализовать их не удалось.

 

Причина в том, что тогда Россия приняла решение дифференцировать железнодорожные тарифы на калининградском и клайпедском направлениях в пользу российских грузов, в результате чего с 2000-го по 2002 год транзит через Калининград вырос в 2,2 раза, а через Клайпеду сократился в 3 раза.

 

Литовская сторона вынуждена была реагировать на действия транзитного партнера. Чтобы исправить ситуацию, она на своей территории установила тарифы на Клайпеду в 2 раза ниже, чем на Калининград.

 

Комментируя по просьбе корр. "БР" ситуацию вокруг транспортировки белорусского калия через Калининград, секретарь министерства транспорта и коммуникаций Литвы Арвидас Вайткус летом 2007 года отметил, что стороны давно пытаются решить этот вопрос. В частности, Россия предложила Литве наполовину снизить железнодорожные тарифы на перевозку белорусских калийных удобрений в калининградском направлении.

 

"Мы готовы были рассмотреть этот вариант. Но в этом случае нужно было принять и наши предложения", — сказал А. Вайткус. В свою очередь Литва предложила российской стороне гарантировать определенные объемы транзита грузов через Литву или через Клайпедский порт или же сделать какие-то уступки по перевозке других видов товаров. "Однако наши предложения не были услышаны", — констатировал А. Вайткус.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года

27.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

26.03.2024Компания ЛОКТ ООО– это профессионалы на рынке систем видеонаблюдения,
Профессиональная установка систем видеонаблюдения под ключ с гарантией на все виды работ компания ЛОКТ ООО


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация