Новости

ПОКАТИЛИ ПО НАКЛОННОЙ

БЖД нуждается в срочном обновлении подвижного состава

Для развития Белорусской железной дороги необходимо ежегодно вкладывать около Br1,5 трлн. Сама дорога обеспечивает половину необходимых инвестиций. Собственник дороги, государство, должно решить, откуда брать остальное - либо из бюджета, либо у частных инвесторов.

Ольга МИКША

Подвижной состав БЖД, в основном доставшийся стране в наследство от советских времен, стремительно стареет. Как сообщил начальник БЖД Владимир Жерело на пресс-конференции в минувшую среду, чтобы остановить этот процесс, необходимо ежегодно вкладывать около Br500-700 млрд., для обновления парка - Br1,5 трлн. ($0,7 млрд.)

Программу-минимум дорога выполняет собственными средствами. В 2007г. инвестировано в основной капитал Br642,9 млрд. - на 16% больше, чем в 2006г. В нынешнем году планируется увеличить объем инвестиций на 12% по сравнению с 2007г. - до Br792 млрд. Таким образом, в течение последних лет износ подвижного состава на БЖД сократился с 82% до 74%.

Однако собственных средств для обновления подвижного состава не хватает. В БЖД полагают, что эти деньги можно получить, если поднять тарифы на внутренние грузовые и пассажирские перевозки, включая пригородные, хотя бы до себестоимости. Соответствующий план разработан Минэкономики еще в 2006г., но более года БЖД не поднимала тарифы на внутренние перевозки: «С ноября 2006г. мы не повышали тарифов, хотя такие планы нам регулярно доводили», - отметил начальник БЖД. Между тем утвержденный Минэкономики график поэтапного роста тарифов предусматривает, что в 2010г. стоимость проезда в одной зоне в пригородном сообщении составит Br780 против Br440 в настоящее время. При этом не исключено, что тарифы будут пересмотрены по срокам и размерам, поскольку разрабатывались в расчете на дешевый российский газ и металл.

Железнодорожники уверены: довести грузовые перевозки до нужного уровня окупаемости вполне реально, а как безболезненно для населения повысить тарифы на электрички - не ясно. «Трудно сказать, как будем поднимать тарифы на пригородные перевозки, т.к. это ударит по кошельку», - сетует Жерело.

Для привлечения необходимых железной дороге средств есть два пути: уже многократно испробованный способ субсидирования со стороны государства и акционирование БЖД с последующим реформированием структуры. Можно предположить, что в условиях резкого сокращения потока нефтедолларов государство решило не отмахиваться от цивилизованного пути и пытается рассмотреть второй вариант.

Если государство не поможет

Как сообщил Жерело, уже подготовлено технико-экономическое обоснование реформирования дороги, подразумевающее акционирование с сохранением 100-процентного участия государства. Однако такой статус позволит дороге начать структурные реформы, освободиться от непрофильных активов и выделить некоторые направления деятельности в дочерние компании. «Мы такого пути не боимся, форма собственности нас не пугает», - заявил Жерело. В таком виде функционируют железные дороги в соседних государствах, в частности в России. Хотя очевидно, что соответствующее решение может принять только руководство страны: «Это решение будет принято на уровне правительства. Если мы поймем, что не сможем привлечь такие средства за счет собственных и заемных ресурсов, будем думать, где брать эти деньги, и правительство определит направление этой работы».

В середине февраля начальник службы технической политики и инвестиций БЖД Василий Хвалько высказался в том смысле, что реформирование «не панацея для улучшения работы БелЖД». По его словам, попытки реформирования провалились в Великобритании, частично - в Швеции, буксуют в Польше и Венгрии.

Однако в России реформа показывает неплохие результаты. В институте «Белжелдорпроект» «БелГазете» подтвердили, что при разработке обоснования реформирования специалисты опирались на опыт России, где реформа железнодорожного хозяйства идет третий год.

У РЖД пошли дочки

Как сообщил в ноябре 2007г. на заседании правительства России министр транспорта Игорь Левитин, за годы реформирования железнодорожного транспорта последовательно снижается транспортная составляющая в конечной цене продукции, что приводит к уменьшению транспортной нагрузки на экономику.

Так, в прошлом году для формирования конкурентной среды в отдельных секторах рынка услуг железнодорожного транспорта принят ряд мер, направленных на оптимизацию структуры ОАО «РЖД», в частности решение о создании дочернего ОАО «Первая грузовая компания», уставный капитал которого формируется из 200 тыс. единиц железнодорожного подвижного состава. «На основе анализа опыта ее работы будут вырабатываться механизмы и принципы, необходимые для принятия решения об отделении перевозочной деятельности от деятельности по оказанию услуг инфраструктуры», - сказал Левитин.

Кроме того, решено создавать дочерние общества в сфере капремонта пассажирских вагонов и электроподвижного состава, производства запасных частей для них, в области предоставления услуг питания и торгового обслуживания, в сфере научно-технической деятельности. Созданы также условия для развития конкуренции в различных сферах рынка железнодорожных транспортных услуг. Активно развивается рынок оперирования грузовыми вагонами, рынок услуг по ремонту вагонов (за год вырос с 1% до 7%), рынок частных пассажирских перевозок (выданы 32 лицензии).

В докладе Левитин также отметил сохраняющуюся проблему тарифного регулирования: «Переход от естественно-монопольного состояния к потенциально конкурентному, а затем к конкурентному в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг должен сопровождаться соответствующими мерами тарифного регулирования». Министр предложил закрепить за субъектами РФ - наряду с полномочиями по самостоятельному формированию тарифов на перевозки в пригородном сообщении - обязанность по компенсированию возникающих у РЖД убытков. Объем инвестиционного бюджета РЖД на 2008-10гг. прогнозируется на уровне RUR1,3 трлн. ($52 млрд.), что почти вдвое превышает инвестиционный бюджет предыдущего трехлетнего периода.

Из-за незначительной рентабельности компании (всего 1-2%) порядка 60% роста инвестиционного бюджета будет обеспечено за счет привлечения заимствований. Важную роль сыграют инвестиции. По словам Левитина, доход от продажи акций дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», а также другого имущества в 2008-10гг. прогнозируется на уровне почти RUR150 млрд. ($6 млрд.).

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

13.03.2024Резиновые покрытия Rubtex® — современное и экологичное покрытие
Резиновая плитка Rubtex из резиновой крошки совсем недавно появилась на рынке в Беларуси

12.03.2024Вся мука, которую производит Сморгонский комбинат хлебопродуктов является цельнозерновой
Попробуйте муку от «Сморгонского КХП» и вы оцените её за неповторимый вкус!

12.03.2024Промышленный альпинизм в Бресте
Брестпромальп ЧП предлагает услуги в области промышленного альпинизма

12.03.2024ОАО «Завод «Оптик» предлагает широкий выбор уникальной маркетинговой продукции – сувениров из стекла собственного производства
Производство сувениров из стекла собственного производства с логотипом вашей фирмы

11.03.2024Предпроектная документация-УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ»
УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ» оказывает услуги по разработке отдельных разделов проектной документации на любых стадиях проектирования.


12 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация