Новости

ПОКАТИЛИ ПО НАКЛОННОЙ

БЖД нуждается в срочном обновлении подвижного состава

Для развития Белорусской железной дороги необходимо ежегодно вкладывать около Br1,5 трлн. Сама дорога обеспечивает половину необходимых инвестиций. Собственник дороги, государство, должно решить, откуда брать остальное - либо из бюджета, либо у частных инвесторов.

Ольга МИКША

Подвижной состав БЖД, в основном доставшийся стране в наследство от советских времен, стремительно стареет. Как сообщил начальник БЖД Владимир Жерело на пресс-конференции в минувшую среду, чтобы остановить этот процесс, необходимо ежегодно вкладывать около Br500-700 млрд., для обновления парка - Br1,5 трлн. ($0,7 млрд.)

Программу-минимум дорога выполняет собственными средствами. В 2007г. инвестировано в основной капитал Br642,9 млрд. - на 16% больше, чем в 2006г. В нынешнем году планируется увеличить объем инвестиций на 12% по сравнению с 2007г. - до Br792 млрд. Таким образом, в течение последних лет износ подвижного состава на БЖД сократился с 82% до 74%.

Однако собственных средств для обновления подвижного состава не хватает. В БЖД полагают, что эти деньги можно получить, если поднять тарифы на внутренние грузовые и пассажирские перевозки, включая пригородные, хотя бы до себестоимости. Соответствующий план разработан Минэкономики еще в 2006г., но более года БЖД не поднимала тарифы на внутренние перевозки: «С ноября 2006г. мы не повышали тарифов, хотя такие планы нам регулярно доводили», - отметил начальник БЖД. Между тем утвержденный Минэкономики график поэтапного роста тарифов предусматривает, что в 2010г. стоимость проезда в одной зоне в пригородном сообщении составит Br780 против Br440 в настоящее время. При этом не исключено, что тарифы будут пересмотрены по срокам и размерам, поскольку разрабатывались в расчете на дешевый российский газ и металл.

Железнодорожники уверены: довести грузовые перевозки до нужного уровня окупаемости вполне реально, а как безболезненно для населения повысить тарифы на электрички - не ясно. «Трудно сказать, как будем поднимать тарифы на пригородные перевозки, т.к. это ударит по кошельку», - сетует Жерело.

Для привлечения необходимых железной дороге средств есть два пути: уже многократно испробованный способ субсидирования со стороны государства и акционирование БЖД с последующим реформированием структуры. Можно предположить, что в условиях резкого сокращения потока нефтедолларов государство решило не отмахиваться от цивилизованного пути и пытается рассмотреть второй вариант.

Если государство не поможет

Как сообщил Жерело, уже подготовлено технико-экономическое обоснование реформирования дороги, подразумевающее акционирование с сохранением 100-процентного участия государства. Однако такой статус позволит дороге начать структурные реформы, освободиться от непрофильных активов и выделить некоторые направления деятельности в дочерние компании. «Мы такого пути не боимся, форма собственности нас не пугает», - заявил Жерело. В таком виде функционируют железные дороги в соседних государствах, в частности в России. Хотя очевидно, что соответствующее решение может принять только руководство страны: «Это решение будет принято на уровне правительства. Если мы поймем, что не сможем привлечь такие средства за счет собственных и заемных ресурсов, будем думать, где брать эти деньги, и правительство определит направление этой работы».

В середине февраля начальник службы технической политики и инвестиций БЖД Василий Хвалько высказался в том смысле, что реформирование «не панацея для улучшения работы БелЖД». По его словам, попытки реформирования провалились в Великобритании, частично - в Швеции, буксуют в Польше и Венгрии.

Однако в России реформа показывает неплохие результаты. В институте «Белжелдорпроект» «БелГазете» подтвердили, что при разработке обоснования реформирования специалисты опирались на опыт России, где реформа железнодорожного хозяйства идет третий год.

У РЖД пошли дочки

Как сообщил в ноябре 2007г. на заседании правительства России министр транспорта Игорь Левитин, за годы реформирования железнодорожного транспорта последовательно снижается транспортная составляющая в конечной цене продукции, что приводит к уменьшению транспортной нагрузки на экономику.

Так, в прошлом году для формирования конкурентной среды в отдельных секторах рынка услуг железнодорожного транспорта принят ряд мер, направленных на оптимизацию структуры ОАО «РЖД», в частности решение о создании дочернего ОАО «Первая грузовая компания», уставный капитал которого формируется из 200 тыс. единиц железнодорожного подвижного состава. «На основе анализа опыта ее работы будут вырабатываться механизмы и принципы, необходимые для принятия решения об отделении перевозочной деятельности от деятельности по оказанию услуг инфраструктуры», - сказал Левитин.

Кроме того, решено создавать дочерние общества в сфере капремонта пассажирских вагонов и электроподвижного состава, производства запасных частей для них, в области предоставления услуг питания и торгового обслуживания, в сфере научно-технической деятельности. Созданы также условия для развития конкуренции в различных сферах рынка железнодорожных транспортных услуг. Активно развивается рынок оперирования грузовыми вагонами, рынок услуг по ремонту вагонов (за год вырос с 1% до 7%), рынок частных пассажирских перевозок (выданы 32 лицензии).

В докладе Левитин также отметил сохраняющуюся проблему тарифного регулирования: «Переход от естественно-монопольного состояния к потенциально конкурентному, а затем к конкурентному в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг должен сопровождаться соответствующими мерами тарифного регулирования». Министр предложил закрепить за субъектами РФ - наряду с полномочиями по самостоятельному формированию тарифов на перевозки в пригородном сообщении - обязанность по компенсированию возникающих у РЖД убытков. Объем инвестиционного бюджета РЖД на 2008-10гг. прогнозируется на уровне RUR1,3 трлн. ($52 млрд.), что почти вдвое превышает инвестиционный бюджет предыдущего трехлетнего периода.

Из-за незначительной рентабельности компании (всего 1-2%) порядка 60% роста инвестиционного бюджета будет обеспечено за счет привлечения заимствований. Важную роль сыграют инвестиции. По словам Левитина, доход от продажи акций дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», а также другого имущества в 2008-10гг. прогнозируется на уровне почти RUR150 млрд. ($6 млрд.).

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года

27.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

26.03.2024Компания ЛОКТ ООО– это профессионалы на рынке систем видеонаблюдения,
Профессиональная установка систем видеонаблюдения под ключ с гарантией на все виды работ компания ЛОКТ ООО


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация