Новости

ОДНИМ МАЗом МАЗАНЫ

Белорусы не собираются продавать МАЗ, россияне - покупать

В списке предприятий, которые могут быть акционированы в этом году, Минского автозавода нет. Это развенчивает появившиеся в некоторых белорусских СМИ слухи о предпродажной подготовке МАЗа.

Оксана ПЕТРОВА

Окончательный список предприятий, которые, возможно, будут акционированы в этом году, будет готов только к концу февраля, но уже сейчас директор фонда госимущества Госкомитета по имуществу РБ Наталья Жерносек утверждает, что заявок от крупных госпредприятий (таких, как МАЗ и МТЗ) не поступало.

Недавно некоторые интернет-издания писали о возможной продаже Минского автозавода, назывался даже потенциальный покупатель - «Группа ГАЗ», принадлежащая Олегу Дерипаске. В качестве доказательства приводились анонимные утверждения о том, что на МАЗе прошла внеплановая инвентаризация, а также готовится увольнение 5 тыс. работников.

Руководство предприятия, к которому «БелГазета» обратилась за комментарием, заявило: «Информация о МАЗе, появившаяся недавно в некоторых электронных СМИ, не соответствует действительности. Сегодня на РУП «МАЗ» стабильно наращиваются объемы производства, и вопрос о сокращении трудового коллектива даже не обсуждается. По данным управления кадров, на РУП «МАЗ» открыто 576 вакансий на рабочие специальности (на 1 февраля 2008г.). В 2007г. производство товарной продукции в сопоставимых ценах увеличился по отношению к 2006г. на 12,6 %. В прошлом году выпущено 23.429 автомобилей, 7809 единиц прицепной техники, 1796 единиц пассажирской автотехники. В соответствии с программой развития автомобильной отрасли к 2010г. мощности МАЗа достигнут выпуска 31 тыс. автомобилей, 9 тыс. прицепов, 2,5 тыс. единиц пассажирской техники в год».

Логика дирекции МАЗа проста: если бы предприятие находилось в кризисе, то ни о каком увеличении производства говорить не стали бы. А так завод не только наращивает объемы производства, но и создает совместные сборочные предприятия в других странах. Так, в прошлом году открылось СП в Азербайджане, а в конце года было подписано соглашение о создании СП в Венесуэле.

10 декабря прошлого года технический директор МАЗа Александр Ракомсин подтвердил интерес Горьковского и Камского автозаводов к белорусскому предприятию. Как утверждает РБК со ссылкой на Агентство деловых связей, в ноябре 2007г. в Минск приезжали председатель правления «Группы ГАЗ» Сергей Занозин и гендиректор КамАЗа Сергей Когогин. Цель этих визитов - переговоры о судьбе автозавода. Однако, сообщил РБК источник в «Группе ГАЗ», «не очень интенсивные переговоры о покупке МАЗа ведутся уже более трех лет, и в последнее время никакого особенного прогресса не было. МАЗ - крупный покупатель наших двигателей, и заключение новых контрактов - главный предмет обсуждения в настоящее время».

Опроверг слова Ракомсина и гендиректор КамАЗа. Отвечая на вопросы журналистов 14 декабря 2007г., он сказал следующее: «Покупать белорусский завод мы не собираемся. У нас и без этого есть куда вкладывать деньги. Эффективность инвестиций в такие компании, как МАЗ, вызывает большие сомнения. Не из-за состояния компании, а просто нет смысла этого делать. В течение последних четырех лет мы не раз обсуждали вопрос о заключении стратегического альянса с МАЗом. Это дало бы, например, сокращение затрат на инвестиции (из-за увеличения объемов производства повышается серийная связка). При объединении усилий можно было бы существенно сократить инвестиции в разработку новой продукции. К тому же у нас есть и пересекающиеся товаропроводящие сети. Белорусское предприятие получило бы доступ к нашему сервису. Но пока дальше разговоров эта тема не идет. Все дело в том, что центр принятия решений в Белеруси - политический лидер, а у нас - акционеры».

 

Как продавали МАЗ

Интерес Олега Дерипаски к Минскому автозаводу был зафиксирован еще в 2001г. Российский предприниматель приезжал в Минск через два дня после президентских выборов и предлагал за МАЗ $50 млн.

Весной 2001г. холдинг «Руспромавто» вошел в состав «Сибала», главой которого являлся Олег Дерипаска. Уже летом поползли первые слухи о том, что «Руспромавто» хочет взять МАЗ под свое крыло.

МАЗ весьма тесно сотрудничал с Ярославским моторным заводом (треть двигателей ЯМЗ поставлялись на МАЗ). В 2001г. ЯМЗ повысил цены на двигатели на 20%, сами автомобили подорожали лишь на 1,5%. Это поставило завод в трудное положение: резко подорожавшие МАЗы не были бы никому нужны.

В интервью «БелГазете» в сентябре 2001г. тогдашний директор автозавода говорил, что МАЗ необходимо акционировать, и чем скорее, тем лучше: «В одиночку ни один завод не выживет. Сегодня создается мощное ядро, которое сможет использовать собственные средства для решения первостепенных задач и привлекать более дешевые банковские кредиты под сконцентрированные активы. Если мы отказываемся входить в этот холдинг, присутствие МАЗа на российском автомобильном рынке будет поставлено под сомнение».

В августе 2001г. была создана белорусско-российская рабочая группа по формированию автохолдинга, в который должны были войти МАЗ, УралАЗ и ЯМЗ. Детали сделки должны были быть согласованы к президентским выборам.

11 сентября в Минск на переговоры о продаже МАЗа прилетал Олег Дерипаска. Как сообщало российское издание «Время новостей», белорусское правительство поначалу не соглашалось на предложение «Руспромавто»: оно посчитало, что приход российского бизнеса на МАЗ повлечет нежелательные последствия для предприятия, потому что Дерипаска был «заинтересован в максимально быстром получении прибыли и вряд ли будет заниматься техническим перевооружением предприятия». Тем не менее, резюмировало «Время новостей», судя по всему, «Сибал» сделал предложение, от которого руководство Беларуси не смогло отказаться: 90% моторов, которые используются на машинах белорусского предприятия, поступает с ЯМЗ, и это делает положение МАЗа очень уязвимым».

Продажа МАЗа, казалось, было делом решенным: завод нуждался в техническом перевооружении (на это требовалось $250-270 млн.), а ценовое давление ЯМЗ ухудшало положение предприятия. Дошло до того, что в октябре 2001г. МАЗ грозил своему партнеру остановкой производства, если тот повысит цены в очередной раз: покупать двигатели завод будет не в состоянии, а запас позволит проработать только неделю. При этом руководство минского предприятия утверждало, что ЯМЗ повышает цены только для того, чтобы заставить партнера быть более сговорчивым и принять условия «Руспромавто» по вхождению в холдинг. На ЯМЗ это отрицали, а повышение цен оправдывали возросшими издержками производства.

Видимо, после победы на выборах Александр Лукашенко посчитал, что продавать автозавод не стоит. Переговоры закончились ничем. Но меньше чем через полгода белорусское правительство направило в «Сибал» предложения по инвестированию в МАЗ. О продаже завода речь уже не шла.

С тех пор тема объединения МАЗа и ЯМЗ периодически всплывает в СМИ без особой конкретики.

 
Выпуск грузовиков МАЗ

год количество, тыс. шт.

1994        ~40

1995        11,8

1996        9,2

1997        11,4

1998        11,1

1999        11,9

2000        13,0

2001        14,9

2002        15,4

2003        16,9

2004        19,7

2005        20,2

2006        21,0

2007        23,4

 

БелГазета

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация