Белорусы не собираются продавать МАЗ, россияне - покупать
В списке предприятий, которые могут быть акционированы в этом году, Минского автозавода нет. Это развенчивает появившиеся в некоторых белорусских СМИ слухи о предпродажной подготовке МАЗа.
Оксана ПЕТРОВА
Окончательный список предприятий, которые, возможно, будут акционированы в этом году, будет готов только к концу февраля, но уже сейчас директор фонда госимущества Госкомитета по имуществу РБ Наталья Жерносек утверждает, что заявок от крупных госпредприятий (таких, как МАЗ и МТЗ) не поступало.
Недавно некоторые интернет-издания писали о возможной продаже Минского автозавода, назывался даже потенциальный покупатель - «Группа ГАЗ», принадлежащая Олегу Дерипаске. В качестве доказательства приводились анонимные утверждения о том, что на МАЗе прошла внеплановая инвентаризация, а также готовится увольнение 5 тыс. работников.
Руководство предприятия, к которому «БелГазета» обратилась за комментарием, заявило: «Информация о МАЗе, появившаяся недавно в некоторых электронных СМИ, не соответствует действительности. Сегодня на РУП «МАЗ» стабильно наращиваются объемы производства, и вопрос о сокращении трудового коллектива даже не обсуждается. По данным управления кадров, на РУП «МАЗ» открыто 576 вакансий на рабочие специальности (на 1 февраля 2008г.). В 2007г. производство товарной продукции в сопоставимых ценах увеличился по отношению к 2006г. на 12,6 %. В прошлом году выпущено 23.429 автомобилей, 7809 единиц прицепной техники, 1796 единиц пассажирской автотехники. В соответствии с программой развития автомобильной отрасли к 2010г. мощности МАЗа достигнут выпуска 31 тыс. автомобилей, 9 тыс. прицепов, 2,5 тыс. единиц пассажирской техники в год».
Логика дирекции МАЗа проста: если бы предприятие находилось в кризисе, то ни о каком увеличении производства говорить не стали бы. А так завод не только наращивает объемы производства, но и создает совместные сборочные предприятия в других странах. Так, в прошлом году открылось СП в Азербайджане, а в конце года было подписано соглашение о создании СП в Венесуэле.
10 декабря прошлого года технический директор МАЗа Александр Ракомсин подтвердил интерес Горьковского и Камского автозаводов к белорусскому предприятию. Как утверждает РБК со ссылкой на Агентство деловых связей, в ноябре 2007г. в Минск приезжали председатель правления «Группы ГАЗ» Сергей Занозин и гендиректор КамАЗа Сергей Когогин. Цель этих визитов - переговоры о судьбе автозавода. Однако, сообщил РБК источник в «Группе ГАЗ», «не очень интенсивные переговоры о покупке МАЗа ведутся уже более трех лет, и в последнее время никакого особенного прогресса не было. МАЗ - крупный покупатель наших двигателей, и заключение новых контрактов - главный предмет обсуждения в настоящее время».
Опроверг слова Ракомсина и гендиректор КамАЗа. Отвечая на вопросы журналистов 14 декабря 2007г., он сказал следующее: «Покупать белорусский завод мы не собираемся. У нас и без этого есть куда вкладывать деньги. Эффективность инвестиций в такие компании, как МАЗ, вызывает большие сомнения. Не из-за состояния компании, а просто нет смысла этого делать. В течение последних четырех лет мы не раз обсуждали вопрос о заключении стратегического альянса с МАЗом. Это дало бы, например, сокращение затрат на инвестиции (из-за увеличения объемов производства повышается серийная связка). При объединении усилий можно было бы существенно сократить инвестиции в разработку новой продукции. К тому же у нас есть и пересекающиеся товаропроводящие сети. Белорусское предприятие получило бы доступ к нашему сервису. Но пока дальше разговоров эта тема не идет. Все дело в том, что центр принятия решений в Белеруси - политический лидер, а у нас - акционеры».
Как продавали МАЗ
Интерес Олега Дерипаски к Минскому автозаводу был зафиксирован еще в 2001г. Российский предприниматель приезжал в Минск через два дня после президентских выборов и предлагал за МАЗ $50 млн.
Весной 2001г. холдинг «Руспромавто» вошел в состав «Сибала», главой которого являлся Олег Дерипаска. Уже летом поползли первые слухи о том, что «Руспромавто» хочет взять МАЗ под свое крыло.
МАЗ весьма тесно сотрудничал с Ярославским моторным заводом (треть двигателей ЯМЗ поставлялись на МАЗ). В 2001г. ЯМЗ повысил цены на двигатели на 20%, сами автомобили подорожали лишь на 1,5%. Это поставило завод в трудное положение: резко подорожавшие МАЗы не были бы никому нужны.
В интервью «БелГазете» в сентябре 2001г. тогдашний директор автозавода говорил, что МАЗ необходимо акционировать, и чем скорее, тем лучше: «В одиночку ни один завод не выживет. Сегодня создается мощное ядро, которое сможет использовать собственные средства для решения первостепенных задач и привлекать более дешевые банковские кредиты под сконцентрированные активы. Если мы отказываемся входить в этот холдинг, присутствие МАЗа на российском автомобильном рынке будет поставлено под сомнение».
В августе 2001г. была создана белорусско-российская рабочая группа по формированию автохолдинга, в который должны были войти МАЗ, УралАЗ и ЯМЗ. Детали сделки должны были быть согласованы к президентским выборам.
11 сентября в Минск на переговоры о продаже МАЗа прилетал Олег Дерипаска. Как сообщало российское издание «Время новостей», белорусское правительство поначалу не соглашалось на предложение «Руспромавто»: оно посчитало, что приход российского бизнеса на МАЗ повлечет нежелательные последствия для предприятия, потому что Дерипаска был «заинтересован в максимально быстром получении прибыли и вряд ли будет заниматься техническим перевооружением предприятия». Тем не менее, резюмировало «Время новостей», судя по всему, «Сибал» сделал предложение, от которого руководство Беларуси не смогло отказаться: 90% моторов, которые используются на машинах белорусского предприятия, поступает с ЯМЗ, и это делает положение МАЗа очень уязвимым».
Продажа МАЗа, казалось, было делом решенным: завод нуждался в техническом перевооружении (на это требовалось $250-270 млн.), а ценовое давление ЯМЗ ухудшало положение предприятия. Дошло до того, что в октябре 2001г. МАЗ грозил своему партнеру остановкой производства, если тот повысит цены в очередной раз: покупать двигатели завод будет не в состоянии, а запас позволит проработать только неделю. При этом руководство минского предприятия утверждало, что ЯМЗ повышает цены только для того, чтобы заставить партнера быть более сговорчивым и принять условия «Руспромавто» по вхождению в холдинг. На ЯМЗ это отрицали, а повышение цен оправдывали возросшими издержками производства.
Видимо, после победы на выборах Александр Лукашенко посчитал, что продавать автозавод не стоит. Переговоры закончились ничем. Но меньше чем через полгода белорусское правительство направило в «Сибал» предложения по инвестированию в МАЗ. О продаже завода речь уже не шла.
С тех пор тема объединения МАЗа и ЯМЗ периодически всплывает в СМИ без особой конкретики.
год количество, тыс. шт.
1994 ~40
1995 11,8
1996 9,2
1997 11,4
1998 11,1
1999 11,9
2000 13,0
2001 14,9
2002 15,4
2003 16,9
2004 19,7
2005 20,2
Вернуться в рубрику "Новости" | Версия для печати |
02.03.2024Дилерская сеть ООО «Лесдревконсалт», включает в себя более 150 компаний по всей Беларуси и России.
Итоги 2023 года подводит ООО «Лесдревконсалт» - официальный дистрибьютер китайского монобренда FARMERTEC и HOLZFFORMA.
28.02.2024Житковичский лесхоз
Житковичский лесхоз производитель пеллетов в Республике Беларусь
27.02.2024Продажа сахара оптом, мука пшеничная покупаем и продаем.
Нуждаемся в оптовых поставках продуктов питания- компания «НастинДар»
27.02.2024Сигнализатор угарного газа автономный ИП435-25-1Д от производителя Запспецтехсервис ЗАО
НОВИНКА!Сигнализатор угарного газа автономный ИП435-25-1Д
26.02.2024Успешно работаем на рынке инженерных изысканий с 2010 года-Геоэкопроект ООО
Геоэкопроект ООО выполняет:обследование оснований фундаментов и инженерно-геологические шурфы.