Новости

ОДНИМ МАЗом МАЗАНЫ

Белорусы не собираются продавать МАЗ, россияне - покупать

В списке предприятий, которые могут быть акционированы в этом году, Минского автозавода нет. Это развенчивает появившиеся в некоторых белорусских СМИ слухи о предпродажной подготовке МАЗа.

Оксана ПЕТРОВА

Окончательный список предприятий, которые, возможно, будут акционированы в этом году, будет готов только к концу февраля, но уже сейчас директор фонда госимущества Госкомитета по имуществу РБ Наталья Жерносек утверждает, что заявок от крупных госпредприятий (таких, как МАЗ и МТЗ) не поступало.

Недавно некоторые интернет-издания писали о возможной продаже Минского автозавода, назывался даже потенциальный покупатель - «Группа ГАЗ», принадлежащая Олегу Дерипаске. В качестве доказательства приводились анонимные утверждения о том, что на МАЗе прошла внеплановая инвентаризация, а также готовится увольнение 5 тыс. работников.

Руководство предприятия, к которому «БелГазета» обратилась за комментарием, заявило: «Информация о МАЗе, появившаяся недавно в некоторых электронных СМИ, не соответствует действительности. Сегодня на РУП «МАЗ» стабильно наращиваются объемы производства, и вопрос о сокращении трудового коллектива даже не обсуждается. По данным управления кадров, на РУП «МАЗ» открыто 576 вакансий на рабочие специальности (на 1 февраля 2008г.). В 2007г. производство товарной продукции в сопоставимых ценах увеличился по отношению к 2006г. на 12,6 %. В прошлом году выпущено 23.429 автомобилей, 7809 единиц прицепной техники, 1796 единиц пассажирской автотехники. В соответствии с программой развития автомобильной отрасли к 2010г. мощности МАЗа достигнут выпуска 31 тыс. автомобилей, 9 тыс. прицепов, 2,5 тыс. единиц пассажирской техники в год».

Логика дирекции МАЗа проста: если бы предприятие находилось в кризисе, то ни о каком увеличении производства говорить не стали бы. А так завод не только наращивает объемы производства, но и создает совместные сборочные предприятия в других странах. Так, в прошлом году открылось СП в Азербайджане, а в конце года было подписано соглашение о создании СП в Венесуэле.

10 декабря прошлого года технический директор МАЗа Александр Ракомсин подтвердил интерес Горьковского и Камского автозаводов к белорусскому предприятию. Как утверждает РБК со ссылкой на Агентство деловых связей, в ноябре 2007г. в Минск приезжали председатель правления «Группы ГАЗ» Сергей Занозин и гендиректор КамАЗа Сергей Когогин. Цель этих визитов - переговоры о судьбе автозавода. Однако, сообщил РБК источник в «Группе ГАЗ», «не очень интенсивные переговоры о покупке МАЗа ведутся уже более трех лет, и в последнее время никакого особенного прогресса не было. МАЗ - крупный покупатель наших двигателей, и заключение новых контрактов - главный предмет обсуждения в настоящее время».

Опроверг слова Ракомсина и гендиректор КамАЗа. Отвечая на вопросы журналистов 14 декабря 2007г., он сказал следующее: «Покупать белорусский завод мы не собираемся. У нас и без этого есть куда вкладывать деньги. Эффективность инвестиций в такие компании, как МАЗ, вызывает большие сомнения. Не из-за состояния компании, а просто нет смысла этого делать. В течение последних четырех лет мы не раз обсуждали вопрос о заключении стратегического альянса с МАЗом. Это дало бы, например, сокращение затрат на инвестиции (из-за увеличения объемов производства повышается серийная связка). При объединении усилий можно было бы существенно сократить инвестиции в разработку новой продукции. К тому же у нас есть и пересекающиеся товаропроводящие сети. Белорусское предприятие получило бы доступ к нашему сервису. Но пока дальше разговоров эта тема не идет. Все дело в том, что центр принятия решений в Белеруси - политический лидер, а у нас - акционеры».

 

Как продавали МАЗ

Интерес Олега Дерипаски к Минскому автозаводу был зафиксирован еще в 2001г. Российский предприниматель приезжал в Минск через два дня после президентских выборов и предлагал за МАЗ $50 млн.

Весной 2001г. холдинг «Руспромавто» вошел в состав «Сибала», главой которого являлся Олег Дерипаска. Уже летом поползли первые слухи о том, что «Руспромавто» хочет взять МАЗ под свое крыло.

МАЗ весьма тесно сотрудничал с Ярославским моторным заводом (треть двигателей ЯМЗ поставлялись на МАЗ). В 2001г. ЯМЗ повысил цены на двигатели на 20%, сами автомобили подорожали лишь на 1,5%. Это поставило завод в трудное положение: резко подорожавшие МАЗы не были бы никому нужны.

В интервью «БелГазете» в сентябре 2001г. тогдашний директор автозавода говорил, что МАЗ необходимо акционировать, и чем скорее, тем лучше: «В одиночку ни один завод не выживет. Сегодня создается мощное ядро, которое сможет использовать собственные средства для решения первостепенных задач и привлекать более дешевые банковские кредиты под сконцентрированные активы. Если мы отказываемся входить в этот холдинг, присутствие МАЗа на российском автомобильном рынке будет поставлено под сомнение».

В августе 2001г. была создана белорусско-российская рабочая группа по формированию автохолдинга, в который должны были войти МАЗ, УралАЗ и ЯМЗ. Детали сделки должны были быть согласованы к президентским выборам.

11 сентября в Минск на переговоры о продаже МАЗа прилетал Олег Дерипаска. Как сообщало российское издание «Время новостей», белорусское правительство поначалу не соглашалось на предложение «Руспромавто»: оно посчитало, что приход российского бизнеса на МАЗ повлечет нежелательные последствия для предприятия, потому что Дерипаска был «заинтересован в максимально быстром получении прибыли и вряд ли будет заниматься техническим перевооружением предприятия». Тем не менее, резюмировало «Время новостей», судя по всему, «Сибал» сделал предложение, от которого руководство Беларуси не смогло отказаться: 90% моторов, которые используются на машинах белорусского предприятия, поступает с ЯМЗ, и это делает положение МАЗа очень уязвимым».

Продажа МАЗа, казалось, было делом решенным: завод нуждался в техническом перевооружении (на это требовалось $250-270 млн.), а ценовое давление ЯМЗ ухудшало положение предприятия. Дошло до того, что в октябре 2001г. МАЗ грозил своему партнеру остановкой производства, если тот повысит цены в очередной раз: покупать двигатели завод будет не в состоянии, а запас позволит проработать только неделю. При этом руководство минского предприятия утверждало, что ЯМЗ повышает цены только для того, чтобы заставить партнера быть более сговорчивым и принять условия «Руспромавто» по вхождению в холдинг. На ЯМЗ это отрицали, а повышение цен оправдывали возросшими издержками производства.

Видимо, после победы на выборах Александр Лукашенко посчитал, что продавать автозавод не стоит. Переговоры закончились ничем. Но меньше чем через полгода белорусское правительство направило в «Сибал» предложения по инвестированию в МАЗ. О продаже завода речь уже не шла.

С тех пор тема объединения МАЗа и ЯМЗ периодически всплывает в СМИ без особой конкретики.

 
Выпуск грузовиков МАЗ

год количество, тыс. шт.

1994        ~40

1995        11,8

1996        9,2

1997        11,4

1998        11,1

1999        11,9

2000        13,0

2001        14,9

2002        15,4

2003        16,9

2004        19,7

2005        20,2

2006        21,0

2007        23,4

 

БелГазета

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

13.04.2024Милошевичский лесхоз ГЛХУ осуществляет реализацию пиломатериалов
Милошевичский лесхоз ГЛХУ осуществляет реализацию пиломатериалов

13.04.2024Преимущества резинового покрытия плитки Rubtex
Производство покрытий из резиновой крошки

12.04.2024Предлагаем качественные алюминиевые лестничные конструкции
ООО «АЛЮМЕТ» — лидер по производству алюминиевых конструкций для бытовых нужд и строительства на рынке СНГ

12.04.2024Санаторий «Надзея» - это белорусское лечебное учреждение , которое поможет Вам в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.
Санаторий «Надзея» - это белорусское лечебное учреждение , которое поможет Вам в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.

12.04.2024Сигнализатор угарного газа автономный ИП435-25-1Д от производителя Запспецтехсервис ЗАО
НОВИНКА!Сигнализатор угарного газа автономный ИП435-25-1Д


11 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация