Новости

МОБИЛЬНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ

в продажах услуг и аппаратов

На прошедшей коллегии Минсвязи министр Николай Пантелей заявил, что в 2008г. отрасли надо «сконцентрироваться на коммерциализации наших предприятий». Сделать это будет нелегко, поскольку все операторы ожидают объективного снижения динамики подключений, и лишь налог на мобильную связь вырос.

Ольга МИКША

Прошлый год стал вполне успешным для операторов-лидеров: МТС подключил 595 тыс. новых абонентов, Velcom - 455 тыс. Аутсайдеры в общей сложности подключили 120 тыс., доля «БеСТ» среди которых составила почти 100%. В целом абонентская база выросла на 20% - до 7,036 млн. В этой связи Николай Пантелей резонно отметил, что «прошлый год, к сожалению, закончился», а наступивший будет гораздо более сложным: «Да, мы много работаем, мы предоставляем все больше услуг, но мы не думаем, для чего их развиваем, и что будем иметь с этого с т.з. экономики».

В частности, на долю МТС и Velcom приходится 62% всех доходов отрасли. При этом финансовые показатели двух других операторов вызвали недоумение даже у надзорного ведомства. «БелСел» выполнил план по оказанию услуг на 58%, а госоператор «БеСТ» - вовсе на 13%. И это при том, что доведенные показатели утверждались для них с учетом пожеланий самих операторов. По оценке замминистра связи Ларисы Лабкович, состояние этих предприятий критическое. По информации интернет-ресурсаonliner.by, за неуплату арендной платы у «БеСТа» даже отключают базовые станции - портал насчитал по всей стране около 10 отключенных по этой причине станций из 324 имеющихся. В этой связи Минсвязи озабочено привлечением новых инвесторов для развития технологий и услуг, а в среде аналитиков появились ожидания, что в т.г. госоператор также будет выставлен на продажу. Недавно президент страны заявил, что государство может продать те активы, с которыми не справляется самостоятельно. Кажется, «БеСТ» - тот самый случай.

С учетом сужения количества потенциальных абонентов операторы стали менять стратегию по их привлечению. Помимо традиционных предложений для новых абонентов по действующим тарифным планам в виде бесплатных минут операторы вывели новые планы, прицельно рассчитанные на узкие сегменты пользователей: тех, кто говорит редко, но долго (ТП «Разговорный» у МТС), и близких друг другу людей (ТП «Пара» у Velcom). Обещание бесплатного общения становится главной фишкой при привлечении новых абонентов. При этом сама услуга мобильной связи с нового года подорожала на 3-5% - до 10% подняли местный налог в Минске, Могилевской, Брестской и Гомельской областях.

Не получил импульса к развитию рынок мобильной телефонии. Несмотря на бодрый отчет таможни об увеличении импорта «белых» мобильников, простое сопоставление показателей по ввозу и подключению абонентов говорит о том, что на долю «черного» рынка по-прежнему приходится более 80%.

Согласно данным ГТК, за 11 месяцев 2007г. в Беларусь ввезено более 363 тыс. телефонов более чем на $35 млн. - на 157% больше, чем за аналогичный период 2006г. Таможенники связывают достигнутые показатели с принятыми мерами контроля - маркировкой телефонов и сверкой номеров IMEI. Аналитики, напротив, полагают меры госконтроля непричастными к увеличению официального импорта. Решающим фактором для прекращения контрабанды из России стали действия российских властей, перекрывших каналы «серого» импорта, после чего контрабанда потекла в Беларусь в основном с Украины. Однако это направление скоро тоже может перестать быть суперприбыльным для мобильных челноков. Одним из первых действий кабинета Юлии Тимошенко стала смена главы таможенного ведомства Украины. В этой связи налаженные связи могут потерять свою актуальность. Впрочем, действия украинского премьера позволят хвастаться притоком официально ввезенных мобильников только на саму Украину. Поскольку там процедура ввоза телефонов значительно менее затратная, чем в Беларуси, «челноки», вероятно, станут возить мобильники, растаможенные на Украине. По оценкам аналитиков, в этом случае маржа контрабандистов сократится примерно на $20, что делает нелегальные поставки менее прибыльными, но пока выгодными.

Нерешенная проблема с «серым» импортом телефонов не позволяет динамично развиваться белорусским розничным сетям. Флагман рынка «Евросеть» в прошлом году был вынужден значительно пересмотреть свою тактику завоевания рынка. В результате компания открыла 26 новых салонов и закрыла 24 действующих. Таким образом, годовой прирост - всего два магазина.

Надеждой ритейлеров на улучшение ситуации было снижение 15-процентного налога с продаж мобильных телефонов в 2008г., однако эта надежда не оправдалась.

По мнению аналитиков, нынешнее состояние дел вынуждает легальных игроков конкурировать на чрезвычайно узком сегменте в 20% «белого» рынка и делать оборот в основном на недорогих мобильниках (до $130). Физлицу продать легально ввезенный дорогой телефон чрезвычайно сложно: при разнице в цене на «черном» рынке и в салоне свыше 50%, очевидно, что абоненту нет резона переплачивать. С другой стороны, нелегко продавать и дешевые трубки, у которых разница в цене не так заметна. Здесь трудность состоит в том, что вендор предлагает брать такие аппараты крупными партиями (около 500 шт.), что для продавца означает риск слишком длительного замораживания средств.

По мнению экспертов, увеличение объемов реализации мобильных телефонов на «белом» рынке является как раз тем ресурсом коммерциализации предприятий, о котором говорил министр связи, несмотря на то, что розница ему не подведомственна. С учетом приближающегося насыщения рынка мобильной связи «обеление» рынка телефонии могло бы привлечь сюда новых инвесторов и тем самым увеличить оборот и налогооблагаемую базу.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk     МИД

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом