Новости

СПРИНТЕР СИДОРСКИЙ

Совмин намерен ускорить строительство новых предприятий

В очередной раз сгущаются тучи над премьер-министром Сергеем Сидорским. Инфляция вырвалась из-под контроля. Россия вот-вот заявит о новых ценах на газ для Беларуси. Провал по торговому балансу, неблагоприятный деловой климат и вопиюще низкое качество госинвестиций - все это может привесит к отставке главы Совмина. Но Сидорский, похоже, не соглашается с ролью стрелочника. Он решил сыграть на опережение и объявил о курсе на ускорение и инновационную перестройку.

Ярослав РОМАНЧУК

Премьер-министр заявил о необходимости ускорения реализации государственной инновационной программы на 2007-10гг., предусматривающей реализацию 1302 проектов, в т.ч. 173 новых предприятий. 273 проекта - создание новых производств на действующих предприятиях, 753 проекта - модернизация действующих производств. Правительство запланировало использовать 1009 белорусские технологии и 293 зарубежные.

Курсом на ускорение

Сергей Сидорский заявил о курсе на опережающий рост ВВП: уже не 8,5%, а 11%. Не прошло и трех месяцев после горячих споров по поводу параметров развития экономики в 2008г., как правительство ставит вопрос об их ревизии. На заседании президиума Совмина Сидорский примерил одежды Михаила Горбачева, тоже в свое время говорившего об ускорении: «Объекты 2008г. я предлагаю ввести в эксплуатацию не позже II-III квартала, а объекты, которые планировалось ввести в 2009-10гг., максимально передвинуть и закончить их в 2009г.». Премьер вдруг нашел деньги на то, чтобы построить новые объекты в дополнение к 136 заводам, предусмотренным программой.

«Из всех запланированных на 2007г. объектов можно было все закрыть и не искать причину, не так уже вы все напряжены», - премьер высказал претензии Минторгу, Минсельхозпроду и Белгоспищепрому. Из 844 проектов госпрограммы в 2007г. введено 195. На них потрачено Br3,5 трлн. По оценке правительства, такой тип инновационной деятельности позволил выпустить продукции более чем на Br1 трлн.; 22 объекта не были введены в срок по причине «неполного освоения финансовых средств из-за низкого уровня проработки проектов, длительной процедуры тендеров и срыва поставок производителями оборудования».

В 2008г. запланировано ввести 252 новых объекта, из которых 46, по мнению Комитета по науке, являются «важнейшими». Сидорский высказывает желание, чтобы крупные сборочные производства переехали в малые и средние города, где созданы льготные налоговые условия. «МАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш» и другие крупные предприятия должны выехать в малые и средние города посмотреть квалификацию рабочей силы и начать там выпуск того, что затратно на основном предприятии».

Бюджетный пылесос

Есть подозрение, что премьер хочет ускоренно потратить очередные $2-3 млрд. под благовидным предлогом. В его действиях прослеживается определенная логика. И то, что она частично совпадает с политическими приоритетами президента, увеличивает его шансы на успех. Интенсивные инвестиционные расходы из бюджета - излюбленный правительством способ обеспечения валового роста, выполнения прогнозных показателей и «канализирования» денег в нужных отраслях. Через чиновников проходит половина ВВП, которую они предварительно изымают у экономики в виде налогов. Это более $22 млрд.

Задача Совмина - придумать привлекательную тему для столь масштабного перераспределения ресурсов. С ней правительство справилось блестяще. Образовался целый клубок взаимопересекающихся, взаимо поддерживающих программ. Ключевые слова - «малые и средние города», «агрогородки» и «инновационное развитие». Соединим все это, и получим очень эффективный бюджетный пылесос.

Активизация инновационных программ логично увязывается с российскими кредитами: уже полученными $1,5 млрд. и обещанными $2 млрд. Человеку, не посвященному в премудрости белорусской экономической политики, кажется абсурдным, когда в стране профицит бюджета, а правительство просит огромные внешние кредиты. Однако у Совмина другая логика. Тратить еще больше из одного источника нельзя, а вот внешние ресурсы - это другая тема, валюта. Отдавать ее завтра не нужно, а пустить в оборот - всегда пожалуйста. Особенно если есть «железное» прикрытие в виде поддержки новых технологий и инноваций.

Совмин и Академия наук сговорились считать 1009 белорусских технологий «новыми» и закачать в них кредитные ресурсы. Директорам госпредприятий возражать против такого подхода нет смысла: либо получаешь деньги на то, что дают, либо остаешься на бобах со своими сомнениями относительно коммерческой ценности проектов. Дают - бери. Вот логика процесса. Типично советская, валовая и, как показала история, ущербная. Однако сегодня по представляемым презентационным буклетам и бизнес-планам это может уяснить только очень важный и въедливый человек. Такой у нас в стране один.

О чем вспоминать не хочется

Третья причина курса на ускорение и перестройку связана с отвлечением внимания от целого вороха растущих как снежный ком проблем. За 2007г. госдолг вырос на 60,3%. Прямой внешний долг правительства на 1 января 2008г. составил $2 млрд., увеличившись за год в 3,5 раза.

Совмин хотел бы забыть о проблеме торгового баланса, который в 2007г. оказался отрицательным более чем на $4 млрд. Что с ним делать, не знают или не говорят. Не очень приятен и разговор о том, как были потрачены Br17,8 трлн. на финансирование программы развития села. Такую астрономическую цифру ($8,3 млрд.) назвал Минсельхозпрод. Собственные средства предприятий составили Br7,1 трлн., бюджетные - Br7,5 трлн., кредиты банков - Br2,6 трлн., средства инвесторов - Br534 млрд. При такой беспрецедентной поддержке сельское хозяйство даже не выполнило план, увеличив производство на 4,1% вместо запланированных 6-7,5%.

Работа СЭЗов - еще один яркий пример провальной стратегии развития через создание особых условий для отдельных предприятий. Премьер возмущается: «Я крайне не удовлетворен работой СЭЗов, где заорганизованность не дает возможность развивать иностранный бизнес». Такой же озабоченности по поводу невозможности отечественного бизнеса реализовывать свой инвестиционный потенциал вне СЭЗ, по стране в целом, премьер не высказывает.

 

Намедни премьер заявил, что «до 80% изготавливаемых в Беларуси окон не учитывается легально». Немалая часть розничных продаж топлива тоже находится в теневом секторе. Глава МНС Анна Дейко подсчитала потери бюджета от теневой экономики - Br2-3 трлн. Совмин так увлекся борьбой с ИП, что не заметил, что предприятия «цивилизованной организационно-правовой формы собственности» наносят стране гораздо больший ущерб.

Не получилось у Совмина диверсификации рынка и расширения налоговой базы. По информации МНС, в 2007г. 167 крупнейших налогоплательщиков обеспечили 40,3% всех налоговых поступлений, при этом их доля в общем количестве плательщиков составляет 0,1%. Что будет с бюджетом, если эти 167 налоговых бурлаков страны начнут буксовать и выбиваться из сил?

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

22.04.2024Опытный рыбхоз «Лахва» ОАО является полносистемным карповым хозяйством, обеспечивающим производство от получения личинки до выращивания товарной рыбы.

Опытный рыбхоз «Лахва» ОАО   является полносистемным карповым хозяйством, обеспечивающим производство от получения личинки до выращивания товарной рыбы.

21.04.2024ТХК-регион - продажа запчастей к сельхозтехнике
ООО «ТХК-регион» - поставщик запасных частей для сельскохозяйственной техники, хорошо известный на рынке Республики Беларусь. Качество и надежность нашей продукции уже оценили многие отечественные сельскохозяйственные предприятия.

20.04.2024Противоалкогольное кодирование с психотерапевтическим сопровождением-Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии УЗ
Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии УЗ предлагает оказание наркологической помощи анонимно в стационаре

20.04.2024РУП «БЕЛТЭИ» имеет статус научно-исследовательского и проектного предприятия
РУП «БЕЛТЭИ» за годы своей деятельности стал ведущим разработчиком целого ряда прикладных научных направлений

20.04.2024Пинский мясокомбинат предлагает взаимовыгодные условия сотрудничества.
Пинский мясокомбинат – производитель с многолетней историей и традициями высококачественной мясной продукции.


9 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация