Новости

СПРИНТЕР СИДОРСКИЙ

Совмин намерен ускорить строительство новых предприятий

В очередной раз сгущаются тучи над премьер-министром Сергеем Сидорским. Инфляция вырвалась из-под контроля. Россия вот-вот заявит о новых ценах на газ для Беларуси. Провал по торговому балансу, неблагоприятный деловой климат и вопиюще низкое качество госинвестиций - все это может привесит к отставке главы Совмина. Но Сидорский, похоже, не соглашается с ролью стрелочника. Он решил сыграть на опережение и объявил о курсе на ускорение и инновационную перестройку.

Ярослав РОМАНЧУК

Премьер-министр заявил о необходимости ускорения реализации государственной инновационной программы на 2007-10гг., предусматривающей реализацию 1302 проектов, в т.ч. 173 новых предприятий. 273 проекта - создание новых производств на действующих предприятиях, 753 проекта - модернизация действующих производств. Правительство запланировало использовать 1009 белорусские технологии и 293 зарубежные.

Курсом на ускорение

Сергей Сидорский заявил о курсе на опережающий рост ВВП: уже не 8,5%, а 11%. Не прошло и трех месяцев после горячих споров по поводу параметров развития экономики в 2008г., как правительство ставит вопрос об их ревизии. На заседании президиума Совмина Сидорский примерил одежды Михаила Горбачева, тоже в свое время говорившего об ускорении: «Объекты 2008г. я предлагаю ввести в эксплуатацию не позже II-III квартала, а объекты, которые планировалось ввести в 2009-10гг., максимально передвинуть и закончить их в 2009г.». Премьер вдруг нашел деньги на то, чтобы построить новые объекты в дополнение к 136 заводам, предусмотренным программой.

«Из всех запланированных на 2007г. объектов можно было все закрыть и не искать причину, не так уже вы все напряжены», - премьер высказал претензии Минторгу, Минсельхозпроду и Белгоспищепрому. Из 844 проектов госпрограммы в 2007г. введено 195. На них потрачено Br3,5 трлн. По оценке правительства, такой тип инновационной деятельности позволил выпустить продукции более чем на Br1 трлн.; 22 объекта не были введены в срок по причине «неполного освоения финансовых средств из-за низкого уровня проработки проектов, длительной процедуры тендеров и срыва поставок производителями оборудования».

В 2008г. запланировано ввести 252 новых объекта, из которых 46, по мнению Комитета по науке, являются «важнейшими». Сидорский высказывает желание, чтобы крупные сборочные производства переехали в малые и средние города, где созданы льготные налоговые условия. «МАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш» и другие крупные предприятия должны выехать в малые и средние города посмотреть квалификацию рабочей силы и начать там выпуск того, что затратно на основном предприятии».

Бюджетный пылесос

Есть подозрение, что премьер хочет ускоренно потратить очередные $2-3 млрд. под благовидным предлогом. В его действиях прослеживается определенная логика. И то, что она частично совпадает с политическими приоритетами президента, увеличивает его шансы на успех. Интенсивные инвестиционные расходы из бюджета - излюбленный правительством способ обеспечения валового роста, выполнения прогнозных показателей и «канализирования» денег в нужных отраслях. Через чиновников проходит половина ВВП, которую они предварительно изымают у экономики в виде налогов. Это более $22 млрд.

Задача Совмина - придумать привлекательную тему для столь масштабного перераспределения ресурсов. С ней правительство справилось блестяще. Образовался целый клубок взаимопересекающихся, взаимо поддерживающих программ. Ключевые слова - «малые и средние города», «агрогородки» и «инновационное развитие». Соединим все это, и получим очень эффективный бюджетный пылесос.

Активизация инновационных программ логично увязывается с российскими кредитами: уже полученными $1,5 млрд. и обещанными $2 млрд. Человеку, не посвященному в премудрости белорусской экономической политики, кажется абсурдным, когда в стране профицит бюджета, а правительство просит огромные внешние кредиты. Однако у Совмина другая логика. Тратить еще больше из одного источника нельзя, а вот внешние ресурсы - это другая тема, валюта. Отдавать ее завтра не нужно, а пустить в оборот - всегда пожалуйста. Особенно если есть «железное» прикрытие в виде поддержки новых технологий и инноваций.

Совмин и Академия наук сговорились считать 1009 белорусских технологий «новыми» и закачать в них кредитные ресурсы. Директорам госпредприятий возражать против такого подхода нет смысла: либо получаешь деньги на то, что дают, либо остаешься на бобах со своими сомнениями относительно коммерческой ценности проектов. Дают - бери. Вот логика процесса. Типично советская, валовая и, как показала история, ущербная. Однако сегодня по представляемым презентационным буклетам и бизнес-планам это может уяснить только очень важный и въедливый человек. Такой у нас в стране один.

О чем вспоминать не хочется

Третья причина курса на ускорение и перестройку связана с отвлечением внимания от целого вороха растущих как снежный ком проблем. За 2007г. госдолг вырос на 60,3%. Прямой внешний долг правительства на 1 января 2008г. составил $2 млрд., увеличившись за год в 3,5 раза.

Совмин хотел бы забыть о проблеме торгового баланса, который в 2007г. оказался отрицательным более чем на $4 млрд. Что с ним делать, не знают или не говорят. Не очень приятен и разговор о том, как были потрачены Br17,8 трлн. на финансирование программы развития села. Такую астрономическую цифру ($8,3 млрд.) назвал Минсельхозпрод. Собственные средства предприятий составили Br7,1 трлн., бюджетные - Br7,5 трлн., кредиты банков - Br2,6 трлн., средства инвесторов - Br534 млрд. При такой беспрецедентной поддержке сельское хозяйство даже не выполнило план, увеличив производство на 4,1% вместо запланированных 6-7,5%.

Работа СЭЗов - еще один яркий пример провальной стратегии развития через создание особых условий для отдельных предприятий. Премьер возмущается: «Я крайне не удовлетворен работой СЭЗов, где заорганизованность не дает возможность развивать иностранный бизнес». Такой же озабоченности по поводу невозможности отечественного бизнеса реализовывать свой инвестиционный потенциал вне СЭЗ, по стране в целом, премьер не высказывает.

 

Намедни премьер заявил, что «до 80% изготавливаемых в Беларуси окон не учитывается легально». Немалая часть розничных продаж топлива тоже находится в теневом секторе. Глава МНС Анна Дейко подсчитала потери бюджета от теневой экономики - Br2-3 трлн. Совмин так увлекся борьбой с ИП, что не заметил, что предприятия «цивилизованной организационно-правовой формы собственности» наносят стране гораздо больший ущерб.

Не получилось у Совмина диверсификации рынка и расширения налоговой базы. По информации МНС, в 2007г. 167 крупнейших налогоплательщиков обеспечили 40,3% всех налоговых поступлений, при этом их доля в общем количестве плательщиков составляет 0,1%. Что будет с бюджетом, если эти 167 налоговых бурлаков страны начнут буксовать и выбиваться из сил?

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
   

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом