Новости

«ЕСТЬ ПОНИМАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ…»

Минэкономики вступило в переписку с бизнес-сообществами

29 января бизнес-сообщество страны презентовало во Дворце Республики Национальную платформу бизнеса Беларуси 2008г. (НПБ). Более 500 человек, в т.ч. представители Нацсобрания, восьми министерств и местных органов власти, всего 23 чиновника, проголосовали за документ, содержащий 108 конкретных предложений по улучшению бизнес-климата. Только один седовласый профессор был против. Конференции деловых кругов такого масштаба в истории Беларуси еще не было. Добро на ее проведение дало высшее руководство страны.

Ярослав РОМАНЧУК

Министерство невпопад

Министр экономики Николай Зайченко и его структура, очевидно, не получили конкретных указаний по выработке отношения к платформе. Поэтому они сработали согласно старой схеме - не пущать, заболтать и раскритиковать инициативу предпринимателей. Пытаясь сохранить монополию на экономический анализ и право последнего экспертного слова по проектам, идущим на подпись в администрацию президента, министерство отреагировало на проект платформы так, что та явно обнажила свое несоответствие новым вызовам белорусской экономики.

28 января Республиканская конфедерация предпринимательства получила от Департамента по предпринимательству Минэкономики письмо «О тексте проекта «Национальная платформа бизнеса Беларуси 2008г.». Директор данной структуры Александр Лихаческий рассмотрел предложения, разработанные экспертами АЦ «Стратегия» и Минским союзом предпринимателей и работодателей. Николай Зайченко, Александр Лихаческий сотоварищи вообще никак не отреагировали на 108 конкретных предложений Платформы-2008. В письме о них нет ни слова. Минэкономики остановилось на преамбуле и посвятило свою жесткую критику анализу определенных авторами платформ вызовов, которые, по мнению авторов документа, стоят перед МСБ страны.

Чиновники не нашли в НПБ-2008 основы для консолидации бизнес-сообщества. Может, они получили только три первые страницы из двадцатистраничного документа? Именно содержание шести разделов платформы является основной для консолидации. Бизнес-сообщество страны перешло наконец на «адвокаси» (представление и защита интересов всего бизнеса), отказавшись от грубого отраслевого и индивидуального лоббизма. 31 бизнес-ассоциация поддержали платформу. Они увидели документ не на конференции, а гораздо раньше. Они стали его соавторами, показав консолидацию не под лидера или какую-то структуру, а на четкой сущностной основе.

Минэкономики этого не заметило. Устало, наверное, после трех страниц. Чиновников не устраивает, что малый бизнес перехватывает инициативу и смеет вести профессиональный разговор по сути проблем с деловым климатом. Они продолжают загонять МСБ в свои, удобные лишь им самим, рамки имитации взаимодействия. Минэкономики жалуется, что бизнес вяло отреагировал на проект программы господдержки малого предпринимательства на 2008г., что предложения от бизнес-союзов «не носили системного характера или не были представлены вовсе». О пустоте и бессмысленности этой и других подобной ей программ было много сказано. Не удивительно, что бизнес-сообщество игнорирует их.

А в ответ тишина

Лихачевский делает вялые попытки защитить потуги своего непосредственного работодателя, уверяя, что «в республике созданы диалоговые площадки для обсуждения проблемных вопросов, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности, и подготовки предложений по их (надо полагать, вопросов, а не диалоговых площадок. - Я.Р.) устранению». Пример чистой бюрократической логики: есть структуры, проводятся заседания, пишутся протоколы - это и есть результат. Главное галочки в отчетах проставить.

В Беларуси созданы Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого предпринимательства, Рабочая группа по подготовке предложений для разрешения спорных вопросов деятельности ИП, Совет по развитию предпринимательства, комиссии по развитию предпринимательства - все для поддержки малого бизнеса. Чиновники стараются, создают структуры, проводят заседания, принимают разные документы во имя частного бизнеса, а он, неблагодарный, не ценит.

В Минэкономики работает много образованных, адекватных людей. Когда читаешь письма, похожие на полученное, складывается впечатление, что этих людей там держат только для транспортировки бумаг из кабинета в кабинет и варки кофе. Минэкономики считает, что «у правительства республики есть понимание необходимости создания благоприятных условий для развития предпринимательства, о чем свидетельствует проведение системной работы по вопросам развития предпринимательства, повышению его роли в решении социального и экономического развития страны в течение последних лет».

В качестве аргументов в пользу эффективности мер государства Минэкономики привел рост производства товаров и услуг, выручки, даже числа ИП. После того, что власть сделала с ИП, ставить себе в заслугу рост их числа - верх цинизма. Как будто автор не знает, что таким образом предприниматели спасались от указа N760 - регистрировали своих работников в качестве ИП. Как будто мимо него прошли январские митинги ИП в центре Минска и по всей стране.

«Многие положения проекта не в полной мере…»

Минэкономики хвалит упрощенную систему налогообложения, указывая на то, что ею начали пользоваться «примерно в 2,4 раза» больше плательщиков. При этом оно не привело абсолютных цифр и долю тех, кто перешел на «упрощенку». Эти данные позволили бы адекватно оценить пользу от нее для экономики. Чиновники посчитали, что «многие положения проекта платформы не в полной мере соответствуют реально складывающейся ситуации в сфере предпринимательства». Может, вслед за МНС, Лихачевскому не понравились чрезвычайно неблагоприятные позиции РБ в рейтингах различных международных организаций? Так именно на них, а не на мнение Совмина обращают внимание серьезные инвесторы. Какие еще предложения и положения платформы и в какой степени не соответствуют правде, Минэкономики не назвало.

Не согласились стражи плановой экономики и с оценкой бизнес-сообществом состояния его сотрудничества с обществом. Трудно понять, какое им до этого дело. Они ни слова не сказали по поводу конкретных предложений в области защиты прав собственности (19 предложений), налогообложения (26), лицензирования (16), проверок и штрафов (14), открытия и закрытия бизнеса (16) и открытости государства (17).

Чиновники заявляют, что предприниматели сами виноваты в том, что люди им не доверяют: «Зачастую отрицательное отношение населения к предпринимательской деятельности складывается на основе сознательного нарушения представителями бизнеса действующего законодательства». В переводе на простой язык мнение Минэкономики звучит примерно так: «Сами воры, взяточники и мошенники - вот вам в спину и плюют». О качестве и формах проведения проверок, механизмах наложения штрафов и их плановом характере, о тысячах противоречивых нормативных актов, недоступности правовой базы для предпринимателей и безнаказанности чиновников в блокировке частной инициативы в письме Минэкономики нет ни слова. Зато есть заверение в постоянной политике по популяризации и «повышению делового имиджа предпринимательства».

Для Минэкономики важнее провести конкурсы «Лучший предприниматель», «Лучшее освещение и пропаганда в СМИ предпринимательской деятельности», «Лучший экспортер года», чем снизить налоговую нагрузку, отказаться от бессмысленного ценового регулирования, упростить бухучет и статотчетность.

Так что если учесть, что именно Николай Зайченко и его подчиненные формально отвечают за провал показателей по инфляции в 2007г., то вполне можно ожидать встряски данного ведомства…

 

ТOP-15 положений Национальной платформы консолидации бизнес-сообщества, проигнорированные Минэкономики

  1. Выравнивание условий хозяйствования для предприятий частной и государственной форм собственности.
  2. Исключение из всех нормативных правовых актов норм, предусматривающих конфискацию имущества субъектов хозяйствования.
  3. Создание условий для расширения приватизации и участия в ней отечественного бизнеса.
  4. Отмена планов для госорганов по сбору штрафов, количеству протоколов и объему конфискованных товаров.
  5. Отмена института «золотой акции», использование его исключительно в случаях угрозы суверенитету и национальной безопасности.
  6. Снижение общей налоговой нагрузки до 30% от ВВП в стране.
  7. Отмена отчислений в инновационные фонды для негосударственных предприятий.
  8. Переход на плоскую шкалу подоходного налога с физлиц по ставке не выше 13%.
  9. Отмена оборотных налогов и платежей.
  10. Упрощение бухгалтерского учета, сокращение документооборота, переход на международные стандарты финансовой отчетности.
  11. Отмена лицензирования розничной торговли.
  12. Исключение из закона «О бюджете» планирования сумм дохода от штрафов и от конфискаций.
  13. Введение запрета на проведение рейдовых налоговых проверок стационарных объектов торговли и общественного питания.
  14. Введение обязательной нормы общественной экспертизы объединениями предпринимателей нормативных правовых актов, касающихся хозяйственной деятельности, с предоставлением аналитической записки разработчиков, расчетов по экономическому обоснованию, проектов нормативных правовых актов.
  15. Введение обязательного ежегодного аудита всех структур госуправления и публикации результатов в СМИ.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом