Новости

Новые правила создания спецрезервов


Эксперты миссии МВФ и Всемирного банка в рамках программы оценки финансового сектора Беларуси, состоявшейся в сентябре 2008 г., отмечали, что порядок создания специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе банков, слишком либерален, а их объем недостаточен для покрытия кредитных рисков. Пунктом 9 Меморандума об экономической и финансовой политике, подписанного 31 декабря 2008 г. правительством и Национальным банком в рамках программы стэнд-бай между Республикой Беларусь и МВФ, предусмотрено, что главный банк страны должен привести классификацию активов, подверженных кредитному риску, и требования к резервированию в соответствие с наилучшей мировой практикой.
О том, как исполняются эти обязательства, рассказывает член Совета директоров Национального банка, начальник главного управления банковского надзора Сергей ДУБКОВ.
Во исполнение п.9 Меморандума Национальным банком совместно с экспертами МВФ в ходе технической миссии, состоявшейся с 20 по 25 апреля 2009 г., проведен анализ международного опыта классификации активов, подверженных кредитному риску, и формирования резервов. Он показал, что единых подходов к оценке кредитных рисков и классификации активов по группам кредитного риска при формировании резервов в международной практике не существует. МВФ и Всемирный банк в своих обзорах отмечают, что надзорные органы каждой страны подходят к решению данных вопросов исходя из сложившейся у них системы пруденциального регулирования, методических представлений и собственных предпочтений, общего уровня развития экономики, особенностей бухгалтерского учета, банковского, гражданского законодательства и прочих факторов.
Отмечу, что Базельский комитет по банковскому надзору до настоящего времени не выпустил никаких единых рекомендаций по данному вопросу. Их было бы весьма сложно согласовать из-за многочисленных особенностей национальных систем пруденциального регулирования. Таким образом, определение подходов к классификации активов, подверженных кредитному риску, и формированию резервов оставлено на усмотрение национальных надзорных органов.
Тем не менее международная практика в любом случае предусматривает ряд общих подходов. Во-первых, это классификация задолженности в целом по заемщику, исходя из его финансового состояния и способности обслуживать долг. Во-вторых — возможность изменения (улучшения) классификации задолженности в случае ее реструктуризации только исходя из улучшения перспектив погашения долга. В-третьих — списание с баланса признанной безнадежной задолженности за счет созданного резерва в максимально короткие сроки для обеспечения адекватности отражения реального состояния активов банка в отчетности.
С учетом результатов анализа и рекомендаций технической миссии МВФ принято постановление Правления Нацбанка от 23.09.2009 № 159 «О внесении дополнений и изменений в постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. № 137 и от 28 сентября 2006 г. № 138». Этим документом вносятся изменения и дополнения в Инструкцию о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также в Инструкцию о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе.
— В какой мере при подготовке постановления № 159 использовались подходы, принятые в Международных стандартах финансовой отчетности?
— В данном случае речь не идет об МСФО. Дело в том, что единых подходов к оценке кредитных рисков и классификации активов по группам кредитного риска при формировании резервов в международной практике не существует. МСФО же представляют собой свод принципов и правил по составлению финансовой отчетности юридического лица, которая предназначается для представления различным пользователям сопоставимой информации о результатах деятельности составителя отчетности. Основным пользователем такой финансовой отчетности являются внешние инвесторы. При этом МСФО содержат требования по раскрытию информации о характере и степени возникающих у юридических лиц рисков и мерах, предпринимаемых составителем отчетности для управления этими рисками, но не содержит требования и подходы к оценке рисков.
Нужно отметить, что в соответствии с МСФО убытки от обесценения финансового актива или группы таких активов признаются в финансовой отчетности только в том случае, если существуют объективные признаки обесценения в результате одного или нескольких событий, имевших место после первоначального признания актива (событие убытка). Причем только тогда, когда это событие (или события) убытка оказывает(ют) воздействие, поддающееся достоверной оценке. Убытки, ожидаемые в результате будущих событий, не подлежат признанию вне зависимости от вероятности их наступления. Таким образом, в финансовой отчетности признаются ожидаемые убытки путем уменьшения суммы актива или через создание резерва на основании информации за прошлые периоды, которая позволяет достоверно оценить, что события убытка произошли после даты первоначального признания актива, но до отчетной даты.
В Беларуси специальные резервы на покрытие убытков от обесценения формируются как в результате событий убытка (критерии наличия пролонгаций и длительности неисполнения платежей), так и ожидаемых в результате будущих событий на основе оценки банком уровня кредитного риска (критерии качества и достаточности обеспечения, способности должника исполнить свои обязательства). Указанный подход соответствует рекомендациям Базельского комитета по установлению пруденциальных требований к банкам.
— Сергей Витальевич, какие ключевые изменения, связанные с классификацией и формированием специальных резервов на покрытие возможных убытков, установлены постановлением № 159?
— Во-первых, предусмотрен совокупный подход к классификации активов и условных обязательств и формированию специальных резервов, в частности:
отменена возможность частичной классификации задолженности по лизингу и кредитам, до окончательного срока погашения которых осталось свыше 12 месяцев;
предусмотрена единая классификация задолженности должника, образовавшейся в рамках всех заключенных с ним договоров (за исключением возможной корректировки классификации в рамках отдельных договоров в зависимости от качества и достаточности обеспечения);
предусмотрена классификация условных обязательств в отношении контрагента, у которого перед банком имеется задолженность по активам, подверженным кредитному риску, по группе риска, соответствующей группе риска, к которой отнесена задолженность данного контрагента по активам, подверженным кредитному риску, с обеспечением, соответствующим по качеству и достаточности.
Во-вторых, установлен единый порядок классификации реструктуризированной задолженности, исходя из способности должника исполнить свои обязательства перед банком вне зависимости от того, на основании каких решений осуществлялась реструктуризация.
В-третьих, в целях обеспечения прозрачности баланса и отражения реальных активов банка предусмотрено списание с баланса безнадежной задолженности за счет сформированного специального резерва в максимально короткие сроки, но не позднее 90 дней с момента отнесения ее к таковой. До принятия постановления № 159 этот срок устанавливался по истечении 1 года с момента отнесения к безнадежной задолженности.
Кроме того, для стимулирования банков к применению портфельного подхода при формировании специальных резервов предусмотрено повышение размера отчислений в специальные резервы по задолженности, отнесенной к I группе риска, с 0,5% до 1% с одновременным снижением минимального размера резерва на покрытие возможных убытков по портфелям однородных кредитов с 1% до 0,5%.
Постановление № 159 предусматривает единую классификацию задолженности должника, образовавшейся в рамках всех заключенных с ним договоров. В случае возникновения просроченной задолженности по одному из договоров вся задолженность, включая срочную, должна быть проклассифицирована по группе с большей величиной риска. Однако не исключено, что задолженность может быть просрочена из-за технической просрочки или по причинам социального характера. В этой связи с учетом предложений банков и международного опыта постановлением № 159 предусмотрено, что критерий длительности просроченной задолженности учитывается при классификации задолженности юридических лиц, не погашенной более 7 дней с момента наступления срока платежа, физических лиц — более 30 дней.
В постановлении № 159 содержится ряд уточняющих норм, связанных с классификацией активов и операций, не отраженных на балансе, и формированием специальных резервов.
— Судя по всему для выполнения требований постановления № 159 понадобятся время и деньги. Как банки к этому отнесутся?
— По оценкам банков, нововведения, содержащиеся в постановлении № 159, требуют существенной доработки программного обеспечения, которая займет от 3 до 6 месяцев. Кроме того, от ряда банков потребуется значительное увеличение резервов, что может привести к существенному ухудшению показателей деятельности, в частности, прибыли и достаточности капитала. Чтобы не допустить резкого ухудшения результатов банковской деятельности, постановление № 159 предоставляет банкам возможность постепенного наращивания специальных резервов по согласованному с Нацбанком графику.
— В ближайшее время должно быть создано Агентство финансового развития, куда из крупнейших госбанков будут переведены программы по рекомендованному государством кредитованию. На каком этапе сейчас эта работа?
— Для преодоления негативных последствий глобального финансового и экономического кризиса, повышения устойчивости и эффективности функционирования отечественной банковской системы в будущем необходимо провести ряд мероприятий, направленных на совершенствование институциональной структуры и инфраструктуры банковского сектора. В том числе пересмотр действующей системы организации финансирования (и льготного в частности) приоритетных государственных программ на основе скорейшего создания соответствующего агентства, конкурсного размещения заявок на кредитование проектов в рамках этих программ.
На начальном этапе функционирования данного учреждения планируется выкупить у белорусских банков обременительные активы, возникшие при осуществлении кредитования приоритетных госпрограмм. Это приведет к улучшению состояния балансов крупнейших банков, контролируемых государством. Повысятся качество их активов, достаточность капитала, улучшится ликвидность, что положительно скажется на инвестиционной привлекательности отечественных банков.
В настоящее время проект соответствующего указа Президента подготовлен Министерством финансов и согласовывается с заинтересованными ведомствами.

Беседовал Николай ЗЕНЬКО

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk     МИД

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом